Тема дополнительного заработка перестала быть табу. Теперь модно разбираться в финансовых инструментах, а стабильный пассивный доход считается хорошим тоном у молодежи. Но что делать, если денег немного, а желания разбираться в сложных инвестиционных инструментах в разы меньше, чем желания смотреть забавные ролики в TikTok? Можно монетизировать свое увлечение модными исполнителями и блогерами.

С миру по нитке

Еще недавно музыканты и другие деятели искусства (и не только) собирали деньги на свои проекты через краудфандинговые платформы. Там люди просто помогали рублем делу, которое считали достойным, не требуя ничего взамен. На краудлендинговой платформе можно не только помочь любимому артисту, но еще и заработать.

Если простым языком, то краудлендинг — это выдача коллективного займа, т.е. несколько человек «скинулись», кто сколько может, и выдали кому-то возвратный общий заем на какое-то благое дело. Чтобы это было безопасно для всех участников сделки, придумана третья независимая сторона, которая всё контролирует, а именно — краудлендинговая платформа.

В мировой экономике такие площадки уже давно существуют. Например, LendingClub, основанный в 2007 году. Бизнес-модель  отчасти похожа на модель функционирования социальных сетей. Потенциальные заемщики — физические лица — заполняют форму на сайте, где указывают информацию о себе, в том числе источник дохода и желаемый размер кредита в диапазоне от $1 тыс. до $35 тыс. После этого LendingClub проводит модерацию и решает, достаточно ли благонадежен заемщик, чтобы встать на площадку. В России есть похожий проект JetLend. Платформа занимается p2b-кредитованием юридических лиц. По сути, JetLend работает с целевыми займами.

Co-Fi — первая краудлендинговая площадка, работающая под залог уже имеющейся интеллектуальной собственности. Движимое и недвижимое имущество в залог не принимается. 

Кому оно надо

Обычно, если бизнесу требуются средства на развитие, предприниматель идет в банк. Финансовая организация требует предоставить ряд справок, после чего принимает решение, одобрить ли кредит, и если да, то на какую сумму и под какой процент. Такая схема не работает для представителей творческих профессий, потому что креативная индустрия слишком непредсказуема, большие финансовые институты ее не любят. Просчитать коммерческую успешность проекта можно только с погрешностью, и для этого нужны специалисты, которых в банках обычно нет.

Тем не менее креативная индустрия, несмотря на пандемию, продолжает развиваться в социальных сетях. Клипы, видеоролики, короткометражные фильмы собирают миллионы просмотров, люди готовы платить за них или смотреть рекламу (тогда за контент платит рекламодатель), а создатели современного искусства зарабатывают деньги. Но для создания и промоушена качественного видео, песни, клипа и т.д. нужны средства.  Так и появилась идея создания в России краудлендинговой платформы.

Монетизируй это

Мы видим, что креативная экономика, цифровые технологии, различный модный контент, онлайн-сервисы довольно активно развиваются. Если на конец 2019 года в России насчитывалось 7,9 миллионов подписчиков музыкальных стриминговых сервисов, то сейчас — около 10–11 миллионов, и количество просмотров у каждого из таких сервисов растет. По мере стремительного развития новых интернет-технологий и креативных пространств ребят, которые делают новые творческие проекты, будет появляться всё больше. И этот креативный рынок в России пока свободен, в ближайшие годы его будут осваивать самые смелые инвесторы. 

Но краудлендинговые платформы открыты не только для профессиональных инвесторов с большими вложениями. Порог входа составляет всего 1000 рублей, то есть любой поклонник того или иного исполнителя может помочь его творческому проекту и получить прибыль в размере 20% годовых. Нужно только зайти на платформу и выбрать объект инвестирования.

Любой, кто дает в долг под проценты либо инвестирует свои деньги, в первую очередь думает не только о прибыли, но и о гарантиях. Такой гарантией, как правило, выступает залог. В случае с платформой Co-Fi им является интеллектуальная собственность. 

Если контент заемщика  распространяется на онлайн-платформах, в стриминг-сервисах, доступных для широкой аудитории, то его доход диверсифицирован, а значит, клиент достаточно надежен. Значит, даже если новый клип, ролик или видео не станет успешным, инвесторы смогут вернуть свои средства за счет залога.