Все записи
22:13  /  21.07.21

512просмотров

«У меня было много проблем, но я смог, и у тебя получится»

+T -
Поделиться:

Руководитель проекта «Вдохновители» Михаил Палей о том, кто такие «вдохновители», как они помогают детям и подросткам найти не только путь в профессию, но и свой путь в жизни. И при чем тут импакт-культура, которую Палей хочет создать в России. 

–– Михаил, как у Вас возникла идея проекта «Вдохновители»?

–– Вы знаете, нельзя сказать, что эта идея принадлежит одному человеку, здесь сошлись сразу несколько факторов, благодаря которым и возник проект. Я руковожу инвестиционным импакт-клубом «Хедлайнеры», который объединяет предпринимателей, топ-менеджеров и медийщиков. В какой-то момент стало понятно, что многие члены клуба заняты в детских проектах: либо в образовательных, либо в экологических, либо связанных с искусством. Тогда у нас возникла мысль, почему бы не собрать всех этих людей и не сделать из них команду, которая будет системно работать с детьми и рассказывать им о множестве интересных путей для самореализации? 

Вложение в развитие молодежи –– это выгодная инвестиция и для частных компаний, и для государства, поэтому нас поддержали с разных сторон. Прежде чем оформить наши идеи в единое целое, я много советовался с ребятами, которые делали крупные проекты в области образования, такие как «Нетология», «Алгоритмика», Skillbox, Maximum Education и понял, что самое главное –– это собрать команду, каждый член которой хочет улучшать мир, работать с подрастающим поколением, быть искренним и открытым. А наша задача ––  находить таких людей, продюсировать и знакомить их с детьми. Огромную помощь в запуске и развитии проекта оказали и общественные организации и движения.

–– По какому принципу вы их отбираете? Кто может стать «вдохновителем»? 

— Нам важно, чтобы «вдохновитель» обязательно успел добиться какого-то значимого результата, о котором хочется говорить и которым хочется восхищаться. Кроме того, его изобретение или достижение должно приносить пользу другим людям либо позитивно влиять на наш мир. Например, среди наших «вдохновителей» Илья Чех, сооснователь и главный инженер-робототехник проекта «Моторика», который создал детские бионические протезы для рук, а также Руслан Байрамов, который основал проект «Этномир», с помощью которого он хочет показать Мир во всем ее многообразии. Кроме того, на собеседовании мы всегда обращаем внимание на то, насколько человеку важно участие именно в нашем проекте: мало быть гением –– работа с детьми требует большой отдачи и заинтересованности в том, что ты делаешь.

–– А как именно «вдохновители» работают с детьми? Они условные менторы? 

— Все же слово «менторы» здесь не совсем подходит. Концепция менторства предполагает работу один на один. В нашем же случае это, скорее, работа преподавателя с учениками. У нас есть несколько форматов работы «вдохновителей». Очные встречи: выезды в школу, встречи в больших федеральных детских центрах («Артек», «Смена»), выезды на фестивали, мастер-классы. Например, генеральный директор сети «Клаустрофобия» приглашает ребят посмотреть на процесс создания квестов, а Илья Чех прямо в своей лаборатории рассказывает о том, как собираются киберпротезы. Но также мы проводим и вебинары в сотрудничестве как с частными компаниями, так, например, и с Россотрудничеством. 

–– Насколько я понимаю, судя по вашему сайту, «вдохновителями» в вашем проекте могут быть не только взрослые, но и сами дети и подростки, которые уже успели сделать какие-то важные открытия. Как вы узнавали о них, учитывая, что многие живут в регионах? 

— Да, у нас есть молодежная команда «вдохновителей» –– это ребята в возрасте до 21 года, которые, благодаря своим проектам или инициативам, сделали жизнь других людей лучше. Самый простой способ найти таких молодых людей –– обратиться к тем, кто тоже их ищет. В первую очередь мы связались с коллегами из Санкт-Петербургского университета ИТМО — там запущена одна из лучших скаутинговых программ, с помощью которой университет отбирает талантливых выпускников с собственными проектами, которые служат вместо вступительных экзаменов. Далее мы стали договариваться с Министерством просвещения, Ассоциацией «зеленых» вузов, Физтехом, Томским университетом –– везде нашлись яркие студенты, которые уже занимаются разработкой собственных проектов. 

«Вдохновители» внутри молодежной команды у нас делятся на два типа: первые –– это так называемые созидатели, то есть те, кто уже внес значимый вклад в науку, искусство, экологию, и второй тип — молодые блогеры, те, кто занимается популяризацией науки. Несмотря на серьезность темы, им удалось собрать большую аудиторию, и они каждый день рассказывают своим подписчикам о том, что наука необязательно должна быть занудной, просто нужно посмотреть на нее с другой стороны. 

–– Получается, вы делаете основной упор на естественные и точные науки? 

— Нет, мы ищем «вдохновителей» абсолютно из разных областей: наука, экология, культура, искусство. Нам важно, чтобы люди были созидателями и сделали что-то полезное для общества. Если говорить об экологии, то в нашей команде есть соруководитель экодвижения «ЭКА» Татьяна Честина, которая занимается развитием экологической грамотности: программу ее экоуроков прошли уже более миллиона детей и получили представление об экологичном образе жизни. Про Руслана Байрамова, который построил «Этномир» — пространство синтеза и диалога культур, я уже говорил. 

–– «Вдохновители» рассказывают детям о своей работе, и если какой-то ребенок заинтересовался, например, робототехникой, что происходит дальше? 

— Мы ставим перед собой, скорее, первичную задачу: познакомить детей с разными областями науки, культуры, искусства, дать им возможность открыть для себя что-то новое и понять, какое направление им интересно. Поэтому нам важно, чтобы каждый ребенок встречался не с одним, а с несколькими «вдохновителями». Мы обязательно проводим анкетирование среди детей и собираем данные об их заинтересованности и настроении до и после встречи. Затем мы работаем с партнерами, то есть с теми, кто непосредственно ведет проектную работу с детьми и вовлекает их в процесс. Мы прилагаем все усилия, чтобы дети могли развиваться в тех отраслях, которые их заинтересовали. 

–– Ваш проект значительно отличается от всех остальных профориентационных проектов на рынке. Я бы даже сказала, что вы совсем не профориентационный проект. 

— Я бы сказал, что задача нашего проекта состоит в том, чтобы помочь ребенку найти свой путь в жизни, а не только путь к профессии. Дети не всегда понимают, кто такой предприниматель или общественный деятель, поэтому мы всегда просим наших «вдохновителей» не рассказывать детям на встречах о том, какие они крутые и как много успели добиться, иначе ребята подумают, что им никогда не дотянуться до такого уровня. Наша позиция — и тональность общения наших «вдохновителей» с детьми — такая: у меня было много проблем, но я смог, и у тебя получится. 

–– Вы много работаете с детьми. Часто приходится слышать, что современные подростки ничем не интересуются, а только сидят в Instagram и Tik-Tok. Вы согласны с этим? Мне-то кажется наоборот, молодое поколение очень талантливое и именно оно способно менять будущее. 

— Я с вами согласен, я тоже считаю, что современные дети замечательные. Tik-Tok и Instagram –– инструменты, которые можно использовать по-разному: для кого-то это способ развлечения, а для кого-то — самореализации. Ведь мы не зря берем в молодежную команду ребят, которые занимаются популяризацией науки через социальные сети: создать интересный блог на серьезную тему –– это настоящее достижение. Например, один из участников нашего проекта Олег Хамитов еще в школе начал увлекаться биологией, а когда поступил в Казанский университет, то начал снимать видеоролики в Tik-Tok, где рассказывает об устройстве хрусталика рыбьего глаза или о том, что собой представляет шампиньон изнутри. Далеко не каждый взрослый об этом знает.

–– Какую цель вы преследуете, работая над проектом? Дать каждому ребенку возможность раскрыть свои таланты или что-то более глобальное? 

— Здесь я буду говорить лично от себя, а не от лица всех участников проекта, потому что каждый преследует свою цель: для кого-то очень важна работа с детьми, кто-то хочет самореализоваться, кто-то –– просто сделать хорошее дело. Лично мне интересно создание импакт-культуры в России: это культура сотрудничества, экологичного отношения к окружающему миру и другим людям, культура искренности, открытости и созидания. Мой опыт показывает, что многие люди либо уже так живут, либо стремятся так жить. Мне бы хотелось, чтобы «вдохновители» стали примером того, как можно добиваться поставленных целей, при этом сохраняя свои ценности и не конкурируя друг с другом. Будет здорово, если такой подход к жизни станет массовым, и мне кажется, что именно «вдохновители» способны повернуть в эту сторону большое количество людей и в первую очередь детей.

Справка: 

Федеральный проект «Вдохновители» объединяет предпринимателей, ученых, топ-менеджеров, общественных деятелей, добившихся выдающихся результатов в науке, культуре, искусстве, спорте, технологиях, экологии, киберспорте и т.д. Всех, кто своими проектами, услугами, продуктами, разработками улучшает окружающий мир. Вместе они помогают школьникам и студентам найти свой талант, реализовать собственные проекты, стать авторами реальных перемен. Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения, Министерства промышленности и торговли, Общероссийского народного фронта, ГК «Ростех».