В начале 90-х десятки советских заводов оказались на грани исчезновения. Производства, которым повезло, вынесли за МКАД. Кому не повезло – умирали внутри третьего транспортного кольца мучительной смертью. Цеха разворовывались, наполнялись людьми без определенного места жительства и просто разрушались. Имидж центра для российской столицы так себе.

Сегодня, спустя тридцать лет, крупнейшие компании стоят в очереди, чтобы заполучить заветные офисы в стенах бывших мануфактур из модного красного кирпича. Все дело в том, что бывшие промышленные цеха превратились в современные многофункциональные деловые центры с комплексами апартаментов для жилья.

Завод, рожденный дважды

В Америке середины 1950-х тренд на кварталы в стиле лофт уже широко шагал. После Второй мировой войны многие крупные заводы закрылись, а жилье в соседствующих кварталах только дорожало. Тогда жители обратили внимание на пустующие просторные помещения бывших заводов. Огромные окна и высокие потолки быстро привлекли творческих людей. Первыми заехали художники. Их манило много света и пространства. Здесь они творили, жили и устраивали собственные выставки. Вскоре эти пространства оценили и владельцы галерей, и выставочных центров.  В минимальной отделке и объемном светлом пространстве ничего не отвлекало от произведений...

В Москве первым проектом по возрождению бывших мануфактур стала «Красная Роза» в Хамовниках. В начале 2000-х годов Александр Клячин заполучил никому не нужный тогда бывший ткацкий завод имени Розы Люксембург. Сносить ветхие цеха не стал, а дал им шанс на вторую жизнь. Вместе с архитектурным бюро «Рождественка» бизнесмен и архитектор Наринэ Тютчева разработали масштабную перезагрузку.

Красные кирпичи расчистили, своды усилили, панорамную расстекловку восстановили, а внутренние коммуникации заменили на современную инженерию. Стеклянный витраж во всю стену дворового фасада, который спроектировала Тютчева, органично слился с историческим обликом – за ним стал виден тщательно вычищенный кирпич и коридоры-галереи. В итоге родился шедевр.

Наринэ Тютчева вспоминает: когда бюро «Рождественка» выставило проект реконструкции 5-го корпуса «Красной Розы» на одном из архитектурных смотров, то он привлек к себе много внимания, но подходящей номинации, чтобы отметить проект, не оказалось.

«Только после этого появилась номинация «Реконструкция», и для нас это было большой победой. Наконец этот жанр признали одним из видов искусства. А до этого всем казалось, что реконструкция — хозяйственное латание, которое не имеет никакой художественной ценности», - рассказывала в интервью РБК Тютчева. Теперь возрождение и приспособление под современное использование исторической застройки – главный тренд Москвы. 

Яндекс в «Розе»

Благодаря команде инвестора Александра Клячина территория «Красной Розы» быстро заполнилась арендаторами и открылась городу. Первым заехал и стал известным на этом месте центр дизайна «Артплей». Уже долгие годы, с 2008 года, 65% помещений арендует Яндекс. Но говорят, что негласный лист ожидания на площади Яндекса уже формируется, поскольку вскоре он должен переехать в собственное здание в Гагаринском районе Москвы.

А пока офис Яндекса все еще занимает пять этажей на улице Льва Толстого и остается его якорным арендатором. Смелые интерьеры Яндекса гармонично вплетены в исторические стены и дополнены обильной зеленью и эко-материалами.

Офис Яндекса в деловом квартале "Красная Роза"

Гостей встречает стойка ресепшн в виде лого-стрелки Яндекс. На нижнем этаже находятся административные помещения. Три следующих этажа занимают помещения для сотрудников.

Коридоры Яндекса в деловом квартале "Красная Роза"
Офис Яндекса в деловом квартале "Красная Роза"

Рабочие места размещены по световому периметру, а точки с кофе, кухни и сантехнические помещения уходят вглубь здания.  На самом верхнем пятом этаже – просторные конференц-залы и спортивно-развлекательный блок.

После успеха «Красной Розы» Александр Клячин реализовал еще ряд проектов. В частности, следующим крупным объектом инвестора стала «Даниловская мануфактура» на Варшавском шоссе в формате офисных пространств с интеграцией жилых апартаментов.

У «Даниловской мануфактуры», как и у «Красной Розы», есть свой постоянный жилец. С 2010 года помещения облюбовал медиа-холдинг Rambler&Co. Проекты группы компаний Рамблер занимают четыре корпуса: «Ряды Солдатенкова», «Сатин», «Кнопп» и «Ситцевый». Большинство сотрудников сидят в оупенспейсах и им можно только позавидовать.

Даниловская мануфактура

Айтишники и СМИ сидят отдельно. Например, в одном крыле сгруппированы редакции «Ленты.ру», «Мосленты», «Секрета фирмы», WMJ.ru, «Летидор» и Passion.ru. А у «Чемпионата» и «Газеты.ru» свой небольшой трехэтажный особняк с мансардой.

Редакция Rambler News Service и WMJ.ru. Фото: пресс-служба Rambler

Каждый этаж в офисе Рамблер выполнен в собственном стиле. Например, есть морской этаж. В двери и перегородки встроены иллюминаторы, по стенам на разных уровнях летают облака, а с потолка свисает лодка.

Фото: пресс-служба Rambler

«Кстати, по задумке лодка должна была быть настоящей, мы даже нашли подходящий вариант среди списанных лодок Санкт-Петербурга. Подвел вес, он был опасен для несущей конструкции. Поэтому под потолком парит легкий каркас макета», - рассказывают в компании.

Иногда среди сотрудников можно услышать странные вещи — например, «пойду поработаю в переходе». И это совсем не значит, что они уйдут в бродячую жизнь на улицу, а всего лишь переместятся в цветной переход между корпусами здания.

В офисе есть несколько зон отдыха — кофе-пойнты, столы для пинг-понга, настольный футбол, собственный фитнес-зал, библиотека, холлы с диванами и креслами-мешками. Кроме того, на каждом этаже — небольшие кухни, как, например, эта в Ленте.ру.

Кухня в Ленте.ру. Фото: Сергей Мелихов

Старый новый дом

Следом за офисными пространствами инвестор Александр Клячин реализует еще два жилых апарт-проекта в стиле лофт: «Рассвет» на Красной пресне и «Кадашевские палаты» по соседству с Третьяковской галереей.

Оба этих жилых комплекса располагаются в стенах бывших мануфактур: «Рассвет» в начале ХХ века занимала мебельная фабрика знаменитого в то время торгового дома «Мюръ и Мерилизъ». При советской власти здесь размещался машиностроительный завод «Рассвет». Сегодня это клубный лофт-комплекс из двух корпусов. Внутри таунхаусы с отдельным входом и небольшим садом и двухуровневые лофты с мансардами.

Лофт-апартаменты в «Рассвет Loft Studio». Фото: KR Properties

Лофт-проект класса premium "Кадашевские палаты" – это чудом уцелевшие при пожаре 1812 года здания. Сегодняшний внешний облик палаты получили в 1905 году под руководством знаменитого в те времена архитектора Адольфа Эрихсона. Он перестроил здания в стиле модерн. В разные годы здесь располагался доходный дом, затем – фабричные корпуса.

Девелопер проекта KR Properties деликатно продолжил историю здания внутри. В отделке использованы только классические материалы: мореное дерево, натуральный камень, кирпич, бронза. Теперь здесь 25 апартаментов с 4-х метровыми потолками и высокими панорамными окнами.

ЖК "Кадашевские палаты"

После распада Советского союза по всей стране закрылось более 80 тысяч заводов. Однако пока культура офисно-деловых пространств внутри бывших мануфактур распространена только в Москве и Санкт-Петербурге. Что мешает инвесторам перенести опыт столиц в регионы достойно отдельных обсуждений. Возможно, их отталкивает дороговизна проектов, возможно, сложность проектных согласований. Но определенно результат того стоит. Ведь более 60% сотрудников выберут работу в красивом современном пространстве, нежели в скучном офисе двухтысячных.