Лидерство XXI века – это умение повести за собой, вдохновить и воодушевить людей. Но предыдущий пандемийный год показал, что, когда становится трудно, нужен не только лидер-маяк, который освещает путь в тумане непредсказуемости, но и лидер, способный творить адресное добро, помогать людям. И по праву можно назвать лидерами тех, кому хватает душевных сил, воли, веры, чтобы протянуть руку другому человеку, порой с риском для собственной жизни.

Именно этот год и эта метафора во многом вдохновили нас дополнить известные модели «компетенций будущего» самыми современными знаниями о лидерстве современной эпохи.

Мы в Мастерской управления «Сенеж» сформулировали  «модель интеллектов LIVE».

Интеллект – это и все умственные способности человека, и способность к адаптации к новым условиям через обучение и опыт, и способность решать сложные задачи.

У латинского слова intellectus два значения – «чувствовать» и «понимать». В наше время может показаться, что это два очень разных слова по смыслу. Иногда даже противоположные. А древние мыслители интеллектом называли сумму разума и чувств, которой пользуется человек для достижения мира.

Самым известным в нашей модели является коэффициент IQ – Intelligence quotient. Это не просто коэффициент, который показывает уровень развития интеллекта. Он связан, чаще всего, с левополушарной деятельностью мозга, которая отвечает за логику и речь, поэтому IQ часто называют «левополушарной» способностью.

Хорошо развитая левополушарная деятельность в профессиональной деятельности человека, как правило, говорит о высоких способностях критического и аналитического мышления, проектного мышления, умении планировать.

И правда, мы должны уметь анализировать информацию и принимать решения, системно и проектно мыслить, уметь работать с новыми информационными технологиями. Запрос на эти компетенции растет. Например, в модели Forbes-2020 из восьми компетенций четыре отвечают за новые технологии, анализ информации и работу с данными.

Мы в нашей модели интеллектов эту группу компетенций связываем с названием IQ - «Рациональный интеллект».

Сейчас мы понимаем рациональный интеллект гораздо шире, чем просто врожденные познавательные способности. Если посмотреть на перечень «давосских» компетенций, то к IQ-интеллекту можно отнести критическое мышление, решение комплексных задач, здравомыслие и принятие решений, когнитивную гибкость.

Эти способности могут носить и врожденный характер, но наука уже точно знает, что эти способности как компетенции можно развивать и тренировать, то есть научить человека как бы «думать лучше»,  лучше решать задачи.

Где чаще всего мы встречаем компетенции, которые можно отнести к группе «Рациональный интеллект» нашей модели - в требованиях к специалисту в описании вакансий.  Чаще всего вы сначала увидите требования к hard skills, а затем уже к soft skills – «мягким навыкам». Так вот эти компетенции в большинстве относятся как раз к IQ-компетентности – это умение анализировать информацию, принимать решения, работать с современными системами и так далее.

В Мастерской управления «Сенеж» мы через наши образовательные программы развиваем пять компетенций из группы IQ - «Рационального интеллекта».

Одна из ключевых - критическое мышление и связанные с ним умения анализировать информацию, декомпозировать сложные и неочевидные процессы, выносить собственные суждения. Цифровая эпоха добавила сюда новый вызов – умение работать с данными и информацией, в том числе с большими объемами данных.

В Мастерской управления «Сенеж» в прошлом году мы запустили программу «Право знать: инструменты распознавания достоверной информации». Она учит слушателей распознавать фейки на основе знания об особенностях работы нашего мозга. В прошлом году более 500 человек, победителей и финалистов конкурса «Лидеры России» - флагманского конкурса нашей президентской платформы «Россия – страна возможностей» - прошли обучение по этому курсу, а сейчас с мини-версией программы можно познакомиться на нашей цифровой платформе «Россия – страна возможностей».

Фейки – один из ключевых вызовов для медиасферы, они зачастую приводят к очень плохим последствиям. И умение распознавать, выявлять их и даже противодействовать, объяснять и опровергать требует значительных умений и навыков. В этом году мы запустили совместно с АНО «Диалог» еще одну образовательную программу – «Мастерская новых медиа», в которой есть целый блок, посвященный распознаванию и борьбе с недостоверной и токсичной информацией.

Помимо критического мышления, ключевыми компетенциями IQ-интеллекта являются стратегическое мышление, проектное и системное мышление, цифровая грамотность.

Важнейшим элементом саморазвития, особенно для лидера, является умение учиться и развиваться на протяжении всей жизни.

Известно, что сейчас знания, особенно профессиональные, устаревают каждые три года. Некоторые – еще чаще. И умение учиться, в том числе на опережение, находить новые знания в огромных потоках информации, в том числе информационного мусора – тоже значимая IQ-компетенция.