В предыдущем блоге я рассказала о «левополушарном» интеллекте. Однако есть и профессионально важные так называемые «правополушарные задачи», решение которых часто связывают с «эмоциональным интеллектом» - EQ. Его основные составляющие - креативность, которая так же развиваема, как компетенция, эмпатия, управление впечатлением и умение вести эффективные коммуникации.

Это понятие появилось в прошлом столетии. В середине XX века была профессиональное сообщество искало ответ на вопрос - как сократить издержки производства и какими новыми качествами должен обладать лидер в организации. Знаменитые Хоторнские эксперименты Элтона Мейо в США показали, что ключевыми мотиваторами людей в организации чаще всего являются не столько условия труда - освещенность, свежий воздух, оборудованное рабочее место и так далее, сколько отношения между людьми, командой.

Абрахам Маслоу в своей пирамиде потребностей немалую роль отводил потребностям в принадлежности и любви, а также в уважении (почитании) – они находятся в середине пирамиды. А это – отношения между людьми. Классики менеджмента, исследователи в бизнес-школах сделали поворот от изучения условий труда к изучению отношений между людьми в организациях.

Оказалось, что эффективным средством мотивации сотрудников являются деловые коммуникации и навыки ведения переговоров. Научившись чувствовать и «настраиваться» на людей, мы можем успешнее решать наши задачи «правополушарным», нежели более формальным «левополушарным» образом. Так к середине 1980-х годов возник обобщающий термин, который назвали EQ – эмоциональным интеллектом.

В общем виде EQ – это способность понимать и различать эмоции и особенности поведения других людей. И исходя из этого выстраивать модель поведения.

Эмоциональный интеллект определен как важнейшая востребованная компетенция и в списке компетенций, провозглашенных в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, и в списке компетенций Forbes-2020. Кстати, в последнем списке значатся также адаптивность и гибкость. В нашем VUCA-мире – мире неопределенности - она играет все более важную роль, ограждая человека в условиях стресса и неопределенности от жестких столкновений с реалиями, которые постоянно меняются.

Умение приспособиться, адаптироваться к изменению задач и поведению людей очень важно для любого руководителя и Лидера. И чем более высокую должность он занимает, тем эти навыки важнее. В основе адаптивности лежит интуиция, которая считается врожденной способностью. Но исследования также показывают взаимосвязь адаптивности и интуиции с прожитым опытом: чем более он велик и разнообразен, тем более гибко может действовать человек.

На прожитом опыте и интуиции основывается эмпатия – умение сопереживать эмоциям другого человека. Развитие эмпатии особенно важно сейчас, во время пандемии. Команде необходимо внимательное отношение руководителя, особенно к здоровью (причем не только сотрудников, но и их семей, особенно – детей), его умение чувствовать, понимать и слышать людей. Здесь надо отметить, что с переводом на «дистант» потребность в таком внимании и сопереживании не пропадает, а наоборот, даже обостряется.

Правое полушарие в целом отвечает за эмоции человека, а также за креативность. Креативность тоже является одной из «компетенций будущего». Она помогает не только искать и находить нестандартные решения задач, но и является мощным драйвером и проявлением саморазвития человека. Она не связана напрямую с EQ и сгруппирована в этот интеллект скорее по признаку «правополушарности». Но ведь адаптивность и гибкость тоже не являются «чистыми» EQ-компетенциями. Недаром одна из «давосских» компетенций называется «когнитивная гибкость».

Развитию многих из этих навыков мы обучаем слушателей образовательных программ Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Так, слушательниц программы «Женщина-лидер» мы обучаем техникам эффективного использования так называемой «мягкой силы» — инструментам и методам принятия решений, действий, которые формируются с учетом психологических особенностей и особой мотивации женщин. Мы обучаем навыкам гибкости и адаптивности во всех программах, где присутствует лидерский трек.

Однако в наших программах мы прокачиваем не только навыки Лидеров. Так, в рамках уникальной образовательной программы «Семейная мастерская «Сенеж» мы развиваем эмоциональный интеллект у подростков, учим родителей развивать эти навыки у своих детей. Это поможет ребятам стать более успешными в самых разных областях – в учебе, в спорте, различных курсах дополнительного образования и развития способностей. И становиться Лидерами не только в работе, но и в других сферах жизни.

Но должна сказать, что IQ-EQ – это скорее условное закрепление групп компетенций за интеллектами, попытка систематизации профиля компетенций Лидера нового времени. Эта логическая группировка нужна для индикации, измерений и прокачки тех или иных компетенций, а также их кросс-функциональной связи. И если лидер умеет правильно использовать свои IQ-EQ-ресурсы, то он может быть гибок, арсенал его решений и подходов больше, он одинаково хорошо работает и с задачами, и с людьми. И добивается результата.