– Илья, расскажите, пожалуйста, насколько тяжело было адаптироваться в Доминиканской республике и начать развивать бизнес в ней?

Я переехал в Доминиканскую республику, и изначально, еще до переезда был уверен, что в Доминикане я буду 100 процентов заниматься бизнесом. На тот момент, 8 лет назад, в Доминиканской республике не было такого уровня экскурсионных агентств как компания Republica.Pro. Поэтому, создавая свою компанию, я чётко понимал, что есть возможность за счёт клиентского сервиса, уровня организации наших экскурсий и программ стать лидером этого рынка в Доминикане для русскоговорящих гостей, а в дальнейшем и гостей из других стран мира. Свои продажи и сервис мы выстроили на дружбе и максимально точной, актуальной информации, а еще большой системе консультантов, которые реально помогают гостям отдыхать и решать разнообразные вопросы и проблемы, которые возникают в Доминиканской республике.

Также я очень горжусь тем, что мы стали первой компанией, которая практически сразу получила все необходимые страховки и лицензии, став полноценной компанией в юридическом поле Доминиканской республики.

– С какими сложностями вам пришлось столкнуться?

Сложности были, как и у всех, кто пытается здесь, в Доминиканской республике начать строить свой бизнес. Все процессы в этой стране, в принципе, строятся не так, как они строятся, например, в России. Это остров, тут никто никуда никогда не спешит, опоздание на 25 минут – это норма. И очень важны отношения между людьми.

И, как ни странно, за все время работы у нас с доминиканцами складывались исключительно позитивные, положительные отношения, а сложности были как раз с русскоговорящими компаниями. Были разного рода конфликты, когда они пытались убрать с рынка нашу компанию, и дело доходило до того, что создавались такие ситуации, в которых нас пытались подставить под уголовные дела.

Илья Кузьмин с Министром по Туризму сеньором Давидом Койядо на ассамблее ассоциации туроператоров и отельеров 9 ноября 2021 года

– Какая сейчас самая популярная категория среди приезжающих на отдых: это молодые пары, семьи с детьми или туристы без пары?

Доминикана подходит для всех. У нас достаточно глубокая аналитика в компании благодаря нашей CRM-системе. Например, в последнее время резко увеличилось количество групп: как корпоративных, так и частных, состоящих из 6-8-10-12 человек. Но при этом в Доминиканскую республику прилетают отдыхать и зимовать и пенсионеры, и семьи с детьми, и молодожены. Дело в том, что Доминиканская республика – это не только пляжи, это и горы, и реки, это огромное количество пещер, заполненных кристальной водой для знаменитого во всем мире пещерного дайвинга. И история, и город Санто-Доминго – столица, первый город нового света, первый город Америки. Это всё очень интересно и захватывающе. 

– Насколько сильно повлияла на ваш бизнес пандемия 2020 года?

На самом деле очень сильно, и забегая вперёд, хочу сказать, что позитивно. Когда только начались слухи о коронавирусе, я думал, что он где-то далеко, и нас точно не заденет. Но в один прекрасный день мы с моими партнёрами сидели в самом дорогом районе Доминиканской республики, Каса-де-Кампо, в хорошем ресторане, смотрели на огромную как дом яхту, на закат, разговаривали о будущем… И тут приходит одна смска, вторая, третья, пятая, десятая с вопросами: «А что правда, Илья, что снимают рейсы?» Так, в один день, резко, с достаточно успешного уровня развития, к которому мы шли несколько лет, всё упало до большого минуса. В этом особенность туристического бизнеса: либо есть гости в стране, либо гостей в стране нет. И вот пандемия сыграла такую шутку, что гостей не стало в один день вообще, абсолютно полностью. Отели были закрыты и заколочены, был комендантский час, нельзя было выходить на улицу из дома. И если ты появишься на пляже, тебя сразу задерживали и отвозили на сутки в полицию.

В пандемию мы входили с достаточно хорошими оборотами, наш штат составлял более 70 человек, и самое неприятное – это то, что 90 процентов команды мы вынуждены были распустить. В итоге практически год мы были полностью закрыты и терпели исключительно одни убытки.

Сейчас мы вернулись к уровню персонала по количеству, который был до пандемии, и к счастью, большая часть команды была возвращена обратно. А еще мы смогли вырасти практически одномоментно практически в 2 раза: если в октябре 2019 года Доминиканскую республику посетили порядка 25 000 человек из России, то в октябре этого года – 50 000, и надеемся, конечно, что такой тренд продлится дальше.

– В каких направлениях вы планируете развивать вашу компанию в ближайшее время?

Мы с первого дня основания компании начали строить комфортные и честные отношения среди наших коллег, внутри коллектива и, самое важное, по отношению к нашим гостям, которые прилетают в Доминиканскую республику. И я убеждён, что спустя несколько лет большинство гостей, которые прилетают к нам в Доминиканскую республику, будут выбирать именно компанию Republica.Pro, потому что с нами выгодно, с нами комфортно, с нами безопасно, с нами интересно. И когда гости попадают на нашу орбиту, как правило, они сразу чувствуют, мы стараемся это донести, что они попали к своим людям. Это философия нашего проекта.