В связи с новостью о том, что Facebook купил Instagram, вновь разгорелась дискуссия об инвестициях в социальные сети: стоит ли в них вкладываться и почему? Однако, как только мы заговариваем о социальных сетях и инвестициях, нужно моментально выбросить все знания, полученные на курсах МБА от выдающихся менеджеров и инвесторов. Потому что здесь начинается социология и психология, и все, что связано со стандартными правилами инвестирования, с рисками, отдачей, окупаемостью, долями рынка, перестает работать. 

Например, одно из стандартных правил говорит, что в пятилетнем интервале ты должен утроить свои инвестиции (то есть получить примерно 30 процентов годовых за этот период). Но как только начинаешь смотреть на интернет в целом или на социальные сети в частности, становится понятно, что здесь работает какая-то принципиально иная схема, еще, к сожалению, не изученная. Во-первых, многие интернет-компании существуют довольно продолжительное время, однако прибыль начали приносить только сейчас. Во-вторых, для интернета пять лет — огромный срок, за который компании успевают родиться, расцвести и умереть. Компании развиваются столь динамично, что уже на двухлетнем интервале ошибка планирования может быть столь велика, что расчеты перестают быть сколь-нибудь информативными.

Тем не менее как оценили Facebook? С точки зрения классической теории инвестирования, Facebook никогда в жизни не мог бы стоить 100 миллиардов долларов. Вообще. Однако мы это имеем. А можно ли оценить долю рынка Facebook? Нет, потому что он в своей нише уникален. Он не просто занял рынок, он стал рынком. Можно ли коммерциализировать эту долю? Пока, кажется, невозможно, потому что мы не знаем, изобретут в следующем веке железо или придумают новый огонь. А события, которые происходят с Facebook или с Twitter, сродни такого рода изобретениям: они либо случаются каждый год, либо не случаются тысячелетия.

И все равно десятки и сотни тысяч людей выстраиваются в очередь, чтобы в ближайшее время поучаствовать в IPO таких компаний, заплатив свои кровные денежки за эту сумасшедшую оценку, которая не вписывается ни в один из известных канонов. И нельзя сказать, что эти люди верят исключительно в свою удачу. Кажется, это вера во что-то иное. Скорее всего, в ближайшем времени это приведет к созданию нового направления в теории инвестирования: финансовые вложения в новый тип быстро растущих компаний. Ну а пока же задача людей, которые вкладывают деньги в социальные сети, — выжидать и надеяться на собственную удачу: пан или пропал.