Все записи
18:41  /  17.02.17

1263просмотра

Аки Каурисмяки и надежда

+T -
Поделиться:

Кино – не вид спорта. А кинофестивали – не чемпионат Европы. Берлинский кинофестиваль – тем более. Нынешний, 2017 года показывает, кроме всего прочего, что миру больше не нужны кинокритики. Зритель уже давно сам решает, что ему смотреть. А кому раздавать награды фестиваля – решает личный вкус председателя жюри. В этом году это Пауль Верхувен, автор когда-то хороших голландских фильмов, а нынче - автор плохих голливудских.

Мнение критиков в данном раскладе никого не волнует. Что, собственно понимают и сами авторы рецензий в больших и малых блогах.

Тут давеча Berliner Zeitung разразилась заметкой о том, как критики на просмотре дрыхнут, словно дальнобойщики на привале («из приоткрытого рта японского критика слюна капает прямо на дисплей айфона, британский критик храпит на весь зал, а немецкий критик ползает между кресел в поисках вывалившегося из рук во сне телефона» http://www.berliner-zeitung.de/kultur/film/berlinale-schlafenden-filmkritikern-hilft-man-nicht-25744878

Поэтому, пока интернационал критиков журнала  Screen ставит фильму Аки Каурисмяки “По другую сторону надежды” / Toivon tuolla puolen 3.7 балла  из 4х возможных , мы сидим в кафе напротив кинотеатра с оператором-постановщиком картины Тимо Салминеном и пытаемся не болеть за Bayern против  Arsenal. Bayern уже закатил 4 в ворота англичан.

-Я тут прочел в русских газетах, что у вашего фильма «пленочная» картинка – вот так в скобках и было написано…

-Вообще-то мы и снимали его на обычную олдскульную пленку, Аки решил, что будущее кино все-таки за пленкой. Потом мы пленку перегнали на цифру, смонтировали, а потом уже лаборатория порезала снятый материал по этим меткам. Напечатали пять аналоговых копий.  В Берлине, там, где в залах еще остались настоящие пленочные проекторы, показывали именно такую копию. Знаешь, пленка очень дисциплинирует. Когда у тебя по 700 евро за рулон, оператор уже лишнего снимать не будет и потом ни режиссер, ни монтажеры не будут утопать в терабайтах отснятого. Это настолько отличается по восприятию – забытое чувство, что Каурисмяки сам пошел смотреть фестивальный показ.

Речь идет о моем личном фаворите берлинского фестиваля – фильме “По другую сторону надежды” / Toivon tuolla puolen, который по любому выше на две головы “конкурирующих” картин про страдания трансгендера (“Фантастическая женщина”) и про страдания африканской певицы (“Фелисите”). Разница примерно как  Bayern и Arsenal.

Несмотря на то, что Каурисмяки  любит про себя говорить «Я мужчина недружелюбный» (позже, в баре он пытается этот трюк провернуть и со мной) – его картины полны ненавязчивого добра и гуманизма.

Его новый фильм на казалось бы модную тему «сирийский беженцы –ужас ужас ужас» не несет ни капли дешевого политиканства и коньюктуры. В Финляндию в угольной яме парохода приплывает сирийский беженец (его играет Шерван Хаджи), которого власти вовсе не собираются принимать и он становится нелегалом в Хельсинки. Вся история – про то как обычные финские люди помогают ему, потому что они привыкли, что люди это люди, а бюрократия, государства и границы с визами – зло. Фильм смешной, как в общем и все фильмы Каурисмяки. Его хваленая «депрессивность» - сказки тех, кто не понял в нем ни кадра. Даже «Девушка со спичечной фабрики» (1990) и та дает зрителю надежду.

https://youtu.be/kCMYQ37UeeE

Актерский состав у него почти не меняется – Кати Оутинен, Янне Хютияйнен, Илка Койвула – из модно увидеть и в «Человеке без прошлого» и в «Огнях городских окраин» и в «Гавре»-2011. А исполнителя одной из главных ролей  Сакари Куосманена просто трудно узнать – потому что он в Leningrad Cowboys выглядел совсем не так, как нынче.

-Сакари, можно я тебе скажу спасибо.

-За что?

-За пост соболезнования памяти от имени Leningrad Cowboys, когда произошла трагедия с хором Александрова.

- Они были прекрасными музыкантами и мы были просто счастливы играть с ними в центре Хельсинки – то что Аки снял как отдельное кино. Это непередаваемое чувство – оказаться среди такого мощного коллектива – настоящий рокнролл. И новость об гибели нас просто раздавила.

Мало кто догадывается , что Leningrad Cowboys  тоже придумал Аки Каурисмяки для кинопроекта – вместе с членами комик группы Sleepy Sleepers  еще в 1986 году. И идея совместного концерта с Хором Советской Армии – тоже его идея. У него удивительная способность отделять людей от политики. И тем более от политики государств. Я вообще думаю, что мифы про его «неудобность» распускают престарелые академики «Оскара» после того, как он отказался ехать в США, будучи номинированным с  фильмом «Огни городских окраин» на «лучший фильм на иностранном языке». Мало того, что он отказался ехать в Америку из за развязанной Бушем войны, он написал открытое письмо по этому поводу,  и потребовал снять свой фильм с номинации вообще.  А когда тот же фильм номинировали на New York Film Festival в 2003, он также отказался ехать туда,  так как власти США не дали визу иранскому кинорежиссеру Аббасу Кияростами. Кстати, по поводу истерики леваков #muslimban – кто из вас отказался бы ехать на «Оскар» в знак протеста? Вот-вот.

Предыдущий крупный успех на международном фестивале Каурисмяки получил в Cannes в 2002 году с «Человеком без прошлого», а на 64-м Каннском ему уже не повезло и жюри отодвинуло его «Гавр» (тоже про беженцев)  ради «Древа Жизни» Малика, картины пафосной и довольно бессмысленной.

Так что буду надеяться, что в этом году с «Обратной стороной надежды» у него все сложится в Берлине, потому что мало кто сегодня так может говорить о сложном просто и по-доброму.

 https://life.ru/t/мнения/974996/moi_favorit_v_bierlinie

Новости наших партнеров