Все записи
20:29  /  26.05.19

886просмотров

Там, за горизонтом

+T -
Поделиться:

Сегодня был последний день выставки Горизонт Ожидания в Москве – первой полностью цифровой, полностью неподцензурной экспозиции.

На открытии я не случайно сказал, что это натуральная бульдозерная выставка нового поколения. Потому что она была полностью составлена из работ художников, которые работают только в цифре и только в интернете, а то что раньше называлось «кураторским текстом» написали для каждой картины самые весомые авторы телеграм-каналов. Того самого Telegram, который решением Роскомнадзора в России заблокирован.

Наверное, поэтому посетителей встречал прежде всего рекламный стенд книги Кристины Потупчик «Запрещенный» телеграм», где куча кавычек просто констатирует тот факт, что несмотря на его запрещенность, мессенджером пользуется вся интеллектуальная элита страны, а заодно и бюрократическая. Вот такая дихотомия. Все, как всегда.

А цифровые художники – люди глубоко ремесленные, как их предтечи во Фландрии, когда гениальные рембрандты не знали, что они гениальные, а просто писали, писали и писали. Под заказ. У новых цифровых – у них обычно иной заработок – они все вышли из CG, из игр, из концептов для кино и мультов. Из заставок на телефоны и дизайна сайтов. Они потому неподцензурны, что на них не влияет никак ни государство, ни пропитанная гнилостью совковых кухонь система «совриска».

Им чужды фиги в кармане, которые могли бы продаваться на Западе (хотя сейчас все хуже) – они пишут то, что хотят. И поэтому на сегодня это самое честное искусство из того, что мы имеем. Хорошо, еще что руководство Дома архитектора не вписалось в массовую истерию владельцев помещений, которые пугаются всего, где написано «телеграм» - это когда кандидату в МГД Олесе Рябцевой не дают помещений для дискуссии насчет телеграма. Возможно, потому что предмет выставки для них – гораздо важней мышиной возни. Так что честь и хвала.

Художников собрали со всей страны – потому что сегодня художнику вообще-то наплевать, где у него стоит планшет, в какой именно части света – спасибо широкополосному интернету. Поэтому известность в интернете у крымчанина Бориса Гроха вполне честно конкурирует с известностью, например, питерца Артема RHADS Чебохи.

 

Авторы телеграм каналов сами выбирали для кого писать кураторский текст На Гроха написал канал Полный П (то есть, Потупчик). https://t.me/kpotupchik

Все не то, чем кажется. Кот, рынок, заводские трубы. Ржавый антропоморфный скелет циклопических размеров, над которым трудится уличный сварщик. Городские пейзажи Бориса Гроха – одновременно попытка раскрыть невидимые пока черты повседневности, и техноалармизм, где постчеловеческое будущее предстает в образе киберпанк-монстров. То ли кость, то ли арматура. То ли плоть, то ли морок. “Любая достаточно развитая технология неотличима от магии”, иронизировал великий Артур Кларк. Любая достаточно развитая технология неотличима от ужаса, вторит ему Борис Грох.

Про Чебоху пишет канал Дегенаритвное искусство. https://t.me/digenerashon:

Первые воздухоплаватели умирали пачками, пока их последователи не догадались, что на высоте слишком разрежен воздух, и нужен кислород в баллонах. И даже с запасом кислорода сложно было преодолеть нахлестывающую эйфорию, вовремя сделать отрезвляющий вдох. Вспомнить о том, что вот ты взмываешь, и никто не узнает о твоем уникальном опыте, если не сумеешь вернуться и поделиться им. Воздухоплавательная Лампа Чебохи как бы говорит нам: идея позволит тебе воспарить, но что толку, если ты не сумеешь ей поделиться, и реализовать её. Может, потому патрон ржавый (Артем RHADS Чебоха. Генератор идей.)

 

(авт PRAPASOL.  The Kid)

Перед художниками стояла только одна задача – тема выставки все-таки архитектура. Как изящно выразился открывавший выставку глава Фонда Развития Современного Искусства Иван Демидов «На картине должен быть хотя бы небольшой домик». Про карточный домик никто не успел спросить главу ФРСИ, правда.

Илья Исаенко, «Города будущего»

Илья Исаенко, «Города будущего»

 

Эти новые цифровые все время думают о человеке и о его месте, думают про окружающий мир – причем не по заданию партии или анти-партии, а просто потому что тонко чувствующие – поэтому так или иначе они думают о городе, о будущем, о том что происходит. Так что набрать из их творчества целую выставку – 60 работ не так уж и трудно. И тут выползает многозадачность и многосферность.

Потому что философско-жанровые работы Евгения Королева, конечно, достойны совершенно отдельной выставки. Иногда они сюрреалистичны, иногда просто символичны. На выставку попала скорей сюрреалистическая работа.  

Как написал про нее телеграм канал Galview https://t.me/galview:«человеческий масштаб» - так называют один из принципов, очерченных финским архитектурным демиургом Алваром Аалто еще в прошлом веке. определение его лежит на поверхности – повсеместный комфорт и соразмерность здания человеку. еще более ясно предназначение – когда человек окажется в гармонии с окружением, его сознание непременно вступит в резонанс с миром, усилив до бесконечности потенциал мыслительных процессов. Только на деле все упомянутое всегда выворачивается наизнанку. и Алвар Аалто тут не виноват, это происходит даже там, где его теоретически не могло быть. людям на уровне беспрекословной подсознательности всегда хочется находиться там, где их нет – просто потому, что таких мест неисчислимое множество, и где-то среди них притаилась сладостная нирвана. среди всех масштабов они ищут наиболее человеческий.

Алексей Андреев – художник именно фламандского типа – он очень много и плодотворно работает и просто фонтанирует идеями – в нем всегда есть метафоры и он занимает в медиа очень много места не только потому что людям нравится его палитра и высказывание, нор и просто потому что он много работает. Ему есть куда спешить: картину в интернете люди смотрят не более трех секунд. Зато аудитория – моментально миллионная. Телеграм канал «Священное и мирское» https://t.me/sacrumprofanum про него написал:«Культура возникла, как колокол, в оболочке из грубого и низменного материала», — писал Ницше. Это метафора из сферы древних технологий.

В отформованной земляной яме, вымазанной глиной, застывает расплавленный металл. Мастер разбивает грубую глиняную оболочку, обнажая сакральный купол-резонатор.

Звуковые волны, исходящие из купола, — просветляют, радуют и исцеляют. Или оглушают и рвут перепонки — как у Квазимодо, архетипического звонаря Европы.

Пётр Великий туда «прорубил окно» и из города П., «культурной столицы» запустил по России ударную волну неслыханных звуков. Так и живем с тех пор — кто просветленный, кто с акустической контузией.

Кстати, вот эти телеграм-рецензии вместо кураторских текстов – тоже революция. Потому что кураторы совриска совершенно уже потеряли смысл, их тексты – набор бессмысленных терминов, которые должны заворожить денежного мешка. На самом деле – это только повергает сам совриск в пучину бессмысленности и взаимного опыления, превращая его в секту либерально-кухонного толка. Ну и бог с ним – пусть сдохнет на помойке у венецианского грязного канала.

А над ними будет парить какой- нибудь KHIUS , который вырос на работах итальянских футуристов и теперь несет новому поколению эти славные идеи.

 

Или как написал телеграм канала Республика Фиуме https://t.me/RepublicFiume : «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы — первая очевидная ассоциация с этой работой. Утопию великого философа 16 века порядочно подпортили своими интерпретациями бесы из века 20 — Ленин и Каутский. Из-за них чаще всего забывают, что La città del Sole — это не только и не столько про социализм и отмену частной собственности.

Это картина сияющего мира будущего, в котором точные науки естественно вытекают из волшебства, техника соседствует с астрологией, а рационально организованным обществом руководит король-маг и король-мистик. Частная же собственность отсутствует постольку, поскольку красота есть вещь зыбкая и неуловимая для сетей обладания.

Теплые калабрийские лучи «Города Солнца» сквозь века долетают и до нас, воплощаясь в проектах и явлениях: Республика Фиуме, современные урбанистические проекты, образы будущего, где храмы вписаны в футуристические пейзажи, а люди в монашеских капюшонах ходят по сияющим золотыми нитями улицам, едва касаясь земли."

Организаторы выставки ФРСИ, Союз Архитекторов, Malzoff Gallery, кураторы - Петр Баранов, Иван Лыкошин