Все записи
23:48  /  5.08.20

1164просмотра

Джин-Розе и прочий авангард

+T -
Поделиться:

      

«Мой учитель заставлял меня неделями играть одну и ту же ноту на одной и той же струне, пока не добивался от меня идеального звучания» - говорит Мануэль Гёттшинг. Это мы с ним обсуждали предыдущий релиз, его живой альбом  Ash Ra Tempel Experience: Live in Melbourne.  Мы не случайно говорим об остинато – я только на концерте в Щецине вдруг понял, что Мануэль свои бесконечные до милисекунды – выверенные,  цикличные партии играет руками. Наше поколение уже бы запустило все это через лупер и секвенцер и играло что-нибудь поверху.  Хотя бы для того, чтобы руки не отвалились.

Но именно рукотворностью того квази-синтезаторного саунда мы и обязаны тому, что Мануэль – праотец мировой техно-музыки. И уж совершенно точно – отец берлинской школы электронной музыки. И он не синтезаторщик. Он – гитарист.  

Пока все думали, что электронная музыка это синтезаторы Tangerine Dream или Kraftwerk, его команда Ash RaTempel установила в 1971-м такие стандарты жанра, за которыми до сих пор бегут и все догнать не могут (https://youtu.be/ZxUycrXb6eQ). 

Золотой состав на первой пластинке – Мануэль на гитарах, Хартмут Энке на басу, Клаус Шульце на барабанах и клавишах.  Krautrock как таковой. Этот термин - «Капустный рок» придумали от зависти англичане, а потом он стал клеймом качества и его носят с гордостью.  Сами англичане черпали из Krautrock полной ложкой. И даже Дэвид Боуи, когда у него кончились идеи, прибежал в Берлин на три года, чтобы записать свои лучшие пластинки, питаясь идеями немецких электронщиков.  «Там у Боуи синтезаторный звук на паре песен есть очень банальный и плоский» вдруг вспоминает Мануэль «Я бы сделал по-другому». 

Manuel Goettsching Berlin (c) Igor Maltsev

Он все время все делал по-другому и поэтому, когда он распустил свой очередной состав с Клаусом Шульцем, который после этого превратился в поставщика синтезаторных ландшафтов в промышленных количествах,  вдруг записал соло альбом Inventions for Electric Guitar в 1975. 

Сорок пять минут, записанных на гитаре при помощи  4 track TEAC A3340, Revox A77 в режиме эхо, квакушки WahWah, педали громкости, Sola Sound Fuzz, примочки Schaller Rotosound и  гавайской гитары.   Это настолько отличалось от того, что было принято в краутроке и электронщине, что немецкие критики напряглись. Здесь было то самое остинато, которое теперь называется дронами и вообще служит основой для электронной танцевальной музыки под кокосом.  Собственно, именно поэтому его и называют «праотцом техно»

Когда я говорю «немецкие критики напряглись» тут надо понимать одну особенность немецкого культурного сообщества. Тут, как и в России, принято держать своих авторов и исполнителей за бездарей, пока к ним не придет признание из -за границы.

 Так было с Пиной Бауш, так было с «Раммштайном» и с сотнями других. Поэтому ничего удивительного, что альбом Inventions for Electric Guitar приняли в Германии в штыки.

Но конкретно альбом 1984 года E2-E4 стал тем, что теперь называют «seminal building block in the subsequent development of styles ranging from techno to house to contemporary ambient music.»   Доблестные немцы и его бы запинали, если бы в 1989 к Мануэлю не обратилась бы группа итальянских диджеев, которые хотели сделать ремикс на E2-E4. Гёттшинг согласился и даже скатался в Италию, чтобы перезаписать партию гитары. Чтобы не связываться с копирайтом, этот трек называется Sueño Latino и он вынес все клубы Европы тем летом, возглавив чарты и в Британии тоже. Ирония судьбы – он продан такими тиражом, сколько все предыдущие записи Мануэля.  Так немецкий суровый авангардист стал столпом танцевальной сцены. 

На самом деле он не избегает никаких жанров и однажды с Тимоти Лири, тем самым главным популяризатором ЛСД, записал вполне себе блюзовую дикую пластинку.

В 2000м году он воссоединился с Клаусом Шульцем и они вдвоем сыграли концерт в Лондоне, запись с которого называется Ash Ra Tempel: Gin Rosé at the Royal Festival Hall.

До августа 2020 она существовала только в виде ограниченного тиража  CD, цена которого на  amazon – 150  евро.  Теперь Мануэль ее переиздает и в виде CD, и на виниле. И, конечно,  DVD со съемками с концерта и с репетиций. Амазон уже открыл предпродажи на 28 августа 2020.

Это очень интересный музыкальный документ – потому что весь концерт - это импровизация:  Мануэль на гитарах, Клаус Шульце на ударных и клавишах. Импровизация в жестких рамках электронных секвенций – это серьезное искусство. И тем интересней, когда Мануэль вдруг врывается в середине шоу с нейлоновой акустической гитарой, с пиренейскими мотивами, которые априори предполагают раскачку и джипси -грув. Но не буду спойлерить – сами послушаете. 

Да, и вам всем привет от классика.

 

PS кому интересно - мой предыдущий разговор с Мануэлем:    https://youtu.be/msKmhwRUVzk