В шестидесятые годы была смешная видео- реклама итальянского вермута с Джоан Коллинз и Леонардом Росситером, где герои все время попадали в нелепые ситуации и оставались облитыми «Чинзано» с ног до головы. Если бы вам сказали, что тот же автор снимет киноверсию альбома группы  Pink Floyd The Wall, вы скорей всего, покрутили бы пальцем у виска.

Да, это был кавалер Ордена Британской Империи Алан Уильям Паркер. Он же в свое время председатель Британской режиссёрской гильдии. Он же - основатель британского Комитета по делам кино.

Продвинутый русский хипстер любого возраста обязан любить и знать два его фильма – «Стена» и «Сердце Ангела». Если ты знаешь эти картины и делаешь при этом умное лицо, то ты можешь проканать за редкостного интеллектуала.

Одно радует – Алан Паркер никогда не был никаким интеллектуалом. Он не ходил со старушкой-мамой на все сеансы в послевоенном Лондоне. Он не сидел с девочками и сигаретами в парижской синематеке и не собирался отменить проклятый капитализм. Он не фанател никогда от кино. Он вообще-то типичный пролетарий, который  пошел работать в рекламный бизнес. Даже не из-за денег, а только потому, что там очень много симпатичных девочек. И довольно быстро он из мальчика в почтовом отделе рекламной фирмы он стал копирайтером. Потому что очень хотел писать и много писал эссе и рекламных сценариев, пока работал в этом самом почтовом отделе.  А в 1968м уже снял свои первые рекламные ролики. И они даже получили награды индустрии.

А еще в те годы британское кино находилось в перигее своего существования.  Поэтому все видные будущие кинематографисты – Тони Скотт («Настоящая любовь»), Ридли Скотт («Чужой»), Адриан Лайн («9 ½ Недель»), Хью Хадсон («Колесницы Огня») – они все в это время работали в рекламе.  Время, когда по словам самого Паркера «в Британии не было никакого кино». 

В 1971м Паркер написал сценарий  про школьную любовь и из него полдучился фильм «Мелодия», который снял Варис Хуссейн. Те, кто учил историю «Доктора Кто», знают, кто это такой. После этого он написал сценарий для себя  - «Никаких обид»  (1973) и сам его снял, причем на свои деньги, так как новичку никто не собирался помогать финансированием.  Картина – про любовь среди войны.  Причем вполне конкретного куска войны – лондонский «Блитц», когда немцы бомбили столицу  57 дней подряд.   

Дело в том, что сам Паркер родился в один из тех дней в том самом месте. И вот эта военная тема, на самом деле потом  аукнется в «Стене», за которую он возьмется в 1981-м. Он как раз представитель того самого поколения 1942-44 года, которое несло с собой всю тяжесть национального травматического синдрома. И что самое удивительно – что именно это поколение сделало английское искусство  гораздо более важным чем когда бы то ни было – великие музыканты – Леннон, Маккартни, Джими Пейдж, Эрик Клэптон, Джефф Бек, Кейт Ричард, Мик Джеггер, актеры и режиссеры.  Они все словно отрабатывали всю витальность выживших детей войны.

Фильм, тем временем, произвел впечатление на продюсеров BBC и его купили, чтобы показать через несколько лет. Паркера пригласили на временную работу в BBC – снять фильм «Эвакуированные» (1975), основанный на реальной военной истории – судьба манчестерских детей.  По сценарию Джека Розенталя, того самого который написал  129 серий «Коронейшн стрит».   Фильм  получил награду BAFTA как лучшая телевизионная драма. А потом и Emmy.  Недурно для новичка, я полагаю.

В принципе,  Алан Паркер – режиссер практически лишенный развития – такоре впечатление, что с самого первого фильма он встал на некие рельсы и попер в даль светлую – совершенно на одной скорости.  Другое дело, что отчего-то планка у него была сразу очень крутая.  Возможно, это такой признак супер-ремесленничества. Никаких метаний – все примерно на одном уровне. До самой смерти. 

Обычно считается что его первый фильм это «Багси Малоун» (1976). Он говорит, что хотел снять фильм, который был бы развлечением и для взрослых, и для детей. Это пародия на гангстерское американское кино, где все роли играют дети – тут совсем маленькие Джоди Фостер и Скотт Байо.  Действие происходит в Нью Йорке во время Сухого закона. Классический расклад.  Тут есть намеки на конкретных гангстеров той эпохи.  Ну и Багси  - кличка знаменитого еврейского бандита Бена Сигела, который по мифологии является одним из создателей современного Лас Вегаса. И да – он ненавидел, когда его называли «Багси».  

Когда Паркер встретил Джоди Фостер она собиралась сниматься у Скорцезе в «Таксисте», но в свои 12 лет она производила впечатление на режиссера своей серьезностью и удивительным знанием кино-технологии – она могла обсуждать с оператором аспекты работы. Как мы знаем – карьера у Фостер задалась.

У первого художественного фильма Паркера тоже все задалось – 2 номинации на «Оскар», пять призов BAFTA, 3 номинации на Золотой глобус и номинация в Каннах в категории «лучший фильм».

Многие награды получил саундтрек к фильму. Это заслуга Пола Уильямса, которого Паркер выцепил после коммерческого провала Брайна Пальмы «Призрак в Раю» и для которого Уильямс писал музыку.   Уильямс вообще странный тип – например, он написал текст к одной из самых красивых песен ever – We’ve Only Just Begun, которая звучит у всех в ушах голосом Карен Карпентер (Carpenters). Но не музыку.  Довольно странно звучит и то, что за детей поют в кадре взрослые.

Через два года выходит фильм «Полночный экспресс» по автобиографической книге Билли Хейса, которого кинули в турецкую тюрьму за 2 килограмма гашиша. Да – то было славное времечко, когда до самолета можно было дойти с двумя килограммами, а на борту курили и никому это не мешало.  Хейс получил четыре года, хотя рассчитывал на меньшее, подал на аппеляцию и взамен получил тридцать лет. 

Как вы уже поняли, и книга, и кино чрезвычайно не похожи на «Багси Малоун».  Одна деталь – сценарий написал Оливер Стоун, который получил за него «Оскара». Паркер так живописал турок в качестве совершеннейших животных, что возмутился даже автор книги, а вслед за ним и Оливер Стоун.  Они вдвоем ринулись извиняться перед турецким народом. Так что, будьте спокойны – ахеджаковщина - это явление не сугубо российское и имеет корни.

Тем не менее, фильм номинировался по четырем категориям на «Оскара» - по двум выиграл, претендовал на Золоту ветвь на Каннском фестивале и так далее.  Кроме «Оскара» за лучший адаптированный сценарий Оливеру Стоуну, вторая награда досталась Джорджио Мородеру за саундтрек. Поколение хип-хопа может послушать главную тему из «Полночного экспресса» в песенке группы OutKast.

То , как он описал турецкие тюрьмы, помешало ему снять следующий фильм «Слава»  (1980)  в реальной ньюйоркской школе искусств («мы не хотим чтобы вы сделали с нашей школой то же самое что с турецкой тюрьмой» - сказало НЙ-гороно). А он просто хотел сделать мюзикл, который не был бы похож на обычный занудный пыльный мюзикл. Он взял восемь учеников некое арт-школы  и показал их становление.  Фильм отличается удивительной атмосферой и вообще – живой. И собрал он дикую кассу – 42 миллиона долларов. Плюс стал основой для телесериала. Песня Fame получила «Оскара», и саундтрек вцелом – тоже. Плюс «Золотой Глобус», хотя конечно, это совершенно местечковая премия, чье значение сильно раздуто.  Самое странное что два композитора, которым предложили работать на картине – Джорджио Мородер и Джефф Линн (Electric Light Orchestra) отказались от работы. Здесь вся музыка  Майкла Гора.

Некоторые критики взъелись на режиссера из-за того, что он  разрушил гламур шоу-бизнеса и показал на какой свалке растут цветы.

Следующий его фильм можно считать коммерческим провалом – «Как аукнется, так и откликнется» (1982). Это история грязного развода глазами ребенка. Номинирован на «Оскара» и «Золотую ветвь».

В этом же году вместе с Роджером Уотерсом из PF и художником Джералдом Скарфом он экранизировал  двойной альбом группы Pink Floyd  The Wall.  

Отставим в сторону в принципе  заслуги PF в музыке, но проблема экранизации для многих в мире стало сугубое овеществление того, что ранее на слух воспринималось более универсально и абстрактно. Боб Гелдоф – такой же дурной актер как и музыкант,  страдания послевоенных травматизированных англичан нам слегка по барабану, а Дж. Скарф вам будет потом мерещиться всюду со своими назойливыми вагинально-фаллическими образами.

 

 Сойдемся на том, что все снято для того чтобы оттуда вырезать видеоклип на песню «Еще один кирпич в стене». – хэй, тичер, лив ас кидс элоун – навеки гимн митрофанушек и недорослей по всему миру. Вас оставь элоун, так вы, словно обезьяны будете по деревьям лазать.  «Фильм The Wall - один из самых убогих опытов в моей творческой жизни" позже скажет Алан Паркер.

Через два года он опять возвращается к военному ПТСР, взяв книгу Уильяма Уортона «Птаха». В книге – история двух друзей, вернувшихся со Второй мировой. В фильме – с вьетнамской.  Парочка Мэттью Модайн- Николас Кейдж играет достойно. Плюс саундтрек от Питера Гэбирела (экс-Genesis). Премьера состоялась на Каннском фестивале 1985 года и принесла Гран-при жюри. 

В 1988м году он прокатился по нео-нуару с якобы психологическим триллером «Сердце Ангела» по роману Вильяма Хьёртсберга «Падший Ангел».  Режиссер собрал модный актерский состав – Мики Рурк тогда еще не был существом с отбитым лицом, а вовсе наоборот,  Роберт Де Ниро всегда хорошо продается, а Шарлотта Рэмплинг всегда привлечет интеллектуалов, хотя и не понятно за какие заслуги.  Потустороннее, обряды вуду, кровь с потолка там, где у Тарковского вода с потолка, и прочие многочисленные фокусы прекрасно отвлекают зрителя от того, что ни смысла, ни истории в картине нет. Зато все сидят запуганные.  Музыка к фильму Тревора Джонса – написавшего «Лабиринт» с Д. Боуи и «Темный кристалл» для Джима Хэнсона.

В «Пылающей Миссиссиппи» 1988 года  Паркер обращается к теме расизма. Тогда когда это не было так модно и не приносило щедрых ништяков. Джин Хэкмен и Уиллам Дафо – планово шикарны в главных ролях. «Оскар» за операторскую работу и номинация на «Оскар» самому Паркеру как режиссеру.  Конечно, фильм недурно было бы пересмотреть. Хотя бы для того, чтобы еще раз убедиться, как Америка радостно и глубинно убивала своих негров, что нынче выливается в невыносимо лицемерное покаяние, которое почему-то Америка навязывает всем остальным странам, где негров отродясь не было в нужных  для институционального расизма количествах.  

К музыке Паркер возвращается в 1991м году с фильмом «The Commitments»  по книге ирландского писателя Родди Дойла.  Весь фильм герои собирают в Дублине музыкантов для новой группы. Книга Дойла состоит в -основном, из диалогов, написанных сочным языком. Некоторые ее части вообще ничего не несут, кроме сочного языка. И вот, на такой базе  Паркер снял фильм, где звучат чужие песни , исполненные  собранными в группу реальными музыкантами, которые исполняют при этом какие-то роли.   По мне – довольно тяжелая и неуклюжая попытка.  Покажите мне человека, который станет второй раз в жизни слушать Mustang Sally. Тем не менее, саундтрек к фильму имел успех и на его основе зарядили второй релиз альбома со звуковой дорожкой, но уже ничего не вышло.

Паркер получил за режиссуру награду BAFTA, а его директор монтажа был номинирован на «Оскара».

Смешноватая история реального доктора Келлога (того самого, который хлопья Kellog’s) «Дорога на Веллвилл» (1994) ничего особенного не привнесла в фильмографию Паркера. Более того, при бюджете 25 миллионов долларов он принес только 6.  Подростков может быть  заинтересует лечебная процедура «клиторальный массаж» показанный в фильме. Но вряд ли их потом заставишь есть утром хлопья доктора Келлога на завтрак.

 

Опыт работы с концептуальными альбомами типа PF The Wall ничему его не научил и Паркер берется  за альбом Райса-Веббера 1976 года Evita.  К этому моменту это все пытаются экранизировать уже лет пятнадцать и ни у кого ничего не получается.

Но Паркер берет на роль Эвиты Перон Мадонну, для которой это отличный способ подчеркнуть, что она еще и актриса и пощеголять в красивых платьях, а также Бандераса на роль Че Гевары. Получилась, как и было задумано – эффектная залепуха с песенками.

Конечно, гламуризация настолько омерзительных исторических персонажей, как Эвита Перон и Че не идет на пользу картине. Но история Аргентины настолько противоречива, что ее трактовка в любую сторону обязательно кому-нибудь принесет денег. Сценарий – Оливера Стоуна, который пропихивал на главную роль Мэрил Стрип.

1999й год принес еще один ирландский фильм от Паркера – «Прах Анджелы» по мемуарам ирландско-американского писателя Ф. Маккорта. Папа-алкоголик, Америка-мачеха, да и Маккорт вовсе не Джеймс Джойс.  И Паркер уже устал.  Композитор (-ка) Шинэд О’Коннор.

Режиссер Паркер – мужчина, лишенный иллюзий на профессию, хоть и добившийся такого, чего не могут добить очень и очень многие – достаточно взглянуть на список его наград.  Поэтому он не стал снимать кино до гробовой доски, а отснял в 2003-м свою финальную картину «Жизнь Дэвида Гэйла» с Кевином Спейси и отбыл на пенсию.  И прожил там до прошлого лета - 2020, то есть, - семнадцать лет, в покое и счастье. Чего нам всем можно только пожелать.

 

 https://russian.rt.com/opinion/886421-malcev-rezhisser-alan-parker