Актер, рассказчик, человек театра Александр Филиппенко учился на физика, играл за институтскую сборную КВН и постепенно увлекся — стал работать актером, а затем и режиссером. Сыграл множество ролей в кино — в частности, в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» и в сериале «Мастер и Маргарита»; в основном выступал в амплуа злодеев и бандитов — отчасти из-за характерной внешности, отчасти из-за ярко сыгранной в молодости роли Кащея Бессмертного. Продолжает советскую школу актеров-чтецов: Филиппенко — автор моноспектаклей по Гоголю и Солженицыну, а также нескольких поэтических программ. Коллекционирует автомобильные номера, любит свой дачный участок в Переделкине и чай с домашним яблочным пирогом. Альтернативную музыку своего сына Паштета, лидера группы F.A.Q., воспринимает как нечто с другой планеты. Считает, что главное — жить долго и работать в удовольствие, чем с успехом и занимается. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

день рождения

2 сентября

где родился

Москва

«Родился-то я в Москве, в 1-й Градской больнице. Помню, как на крыше нынешнего теперь Института стали и сплавов я с родителями смотрел салют Победы... В Нескучном саду отец катался со мной на санках. Это приятнейшие воспоминания».

у кого родился

Отец — Филиппенко Георгий Яковлевич.

Мама — Филиппенко (Барсукова) Валентина Ивановна, преподавала математику в Горно-металлургическом институте в Алма-Ате.

«Родители приехали в командировку из Москвы, — они были сотрудниками института под названием "Цветметзолото им. Калинина". Но приехали в Алма-Ату и остались там навсегда. ...Года четыре назад я был на фестивале в Алма-Ате и зашел в свой двор, в котором жил. Нашел старый карагач, на котором мы катались, изображая Тарзана... А родительский трехэтажный дом оказался маленьким. Не таким огромным, как казался в детстве. В нем жила профессура казахского горно-металлургического института, где и работали мои родители».

«Вспоминаю бабушку. Она была двенадцатым ребенком в семье середняков с юга Украины. Их по Столыпинской реформе переселили на север Казахстана, дали им наделы. Бабушка сохранила понятие дома, в котором живет большая семья».

где и чему учился

Физико-химический факультет Московского физико-технического института, специальность — «физикa быcтpoпpoтeкaющиx пpoцeccoв».

«Любовь к форме, к трагифарсу, к формуле — это во мне воспитал физтех прежде всего, к точно поставленной задаче и к точно выполненной задаче».

«Первый мой день рождения в физтехе мы отмечали на скамейке у общежития. Старшие друзья весь вечер пели мне Визбора, Высоцкого, Окуджаву. Они остались лучшими друзьями, которые поздравляют меня до сих пор».

Режиссерское отделение Щукинского училища.

где и как работал

В Алма-Ате вел радиопередачу «Пионерская зорька». Был ведущим актером эстрадной студии МГУ «Наш дом», членом сборной КВН МФТИ. Потом три года проработал старшим инженером Института геохимии АН СССР и стал актером Московского театра на Таганке.

«В труппу Любимова я попал, еще когда учился в Щукинском училище. Таганка была самым золотым периодом в моей жизни».

«Нас так и называли — "банда", в самом хорошем смысле слова. На Таганке я познакомился с Владимиром Высоцким. Представляете, все зрители уходят из театра, Высоцкий с другими актерами внизу, в маленьком фойе, играют на гитарах и поют. Представляете: пустой театр и оставались только мы, стихи и гитары. Это самые дорогие воспоминания о Таганке».

«В начале 70-х годов удостоверение актера Театра на Таганке включало везде зеленый свет! Благодаря этому можно было достать любой дефицит. ...Можно было попасть в такие места, куда никому не было доступа».

Двадцать лет проработал в Театре им. Евг. Вахтангова. Сейчас работает по контракту с разными театрами. Стал художественный руководитель театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.

«Я ценю возможность выбора, но за это очень дорого платишь своей свободой. ...Работаю в разных театрах по приглашению. Долго изучаю договор: если нравится, то соглашаюсь, если нет — жду дату окончания договора».

«К сожалению, система "проката" литературных концертов сейчас очень сложна. Надо постоянно искать "инвесторов"... Главная моя задача — угадать, что именно в данный день и в данном месте надо читать. Филармонические площадки — это одна публика, Дом культуры — другая... А сейчас уже поступают предложения выступать и в вечерних клубах. Например, московский клуб под названием "Цвет ночи". Раз в месяц по четвергам я там читаю свои программы. Раньше четверг был рыбным днем, а теперь вот стал литературным».

ученые степени и звания

Народный артист России.

что такого сделал

Прежде всего известен своими моноспектаклями по произведениям Гоголя, Зощенко, Солженицына. Самые значимые кинороли сыграл в фильмах «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Мастер и Маргарита». Снимается и в сериалах, среди которых «Бедная Настя» и «Моя прекрасная няня». Всего в фильмах и сериалах сыграл более 60 ролей.

дела общественные

Участвует в благотворительных спектаклях.

«Хорошее дело, особенно связанное со словом и энергетикой,  выходят в зал и где-то там, в глубине, соединяются, — на небесах  зачитывается. Мы ездили по школам, больницам, воинским частям и даже к зэкам нас отправляли просвещать их и облучать позитивом. Очень благое дело».

общественное признание

Получал за моноспектакли награды на фестивалях, и даже Госпремию. Лауреат конкурса артистов-чтецов, посвященного 175-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, за «Повесть о капитане Копейкине».

важные события жизни

Закрытие студенческого театра «Наш дом». Переход в Московский театр на Таганке.

удачные проекты

Литературно-музыкальный перформанс «Триумф художественного вкуса» совместно с гобоистом Алексеем Уткиным, составленный из произведений Прокофьева, Моцарта, Шостаковича, прозы Зощенко, поэзии Пастернака, Левитанского, Бродского.

Аудиокнига «Кладбищенские истории».

«Сейчас вышла одна из моих самых больших работ — «Кладбищенские истории». Эта книга написана двумя авторами: и Григорием Чхартишвили, и Борисом Акуниным. Некоторые главы написаны философом Чхартишвили, а некоторые — весельчаком и интриганом Акуниным. Мы так и начитали — Григорий Шалвович за себя, а я за Акунина. В общем, получилось семь часов звучания!».

известен тем, что…

Играл в кино в основном отрицательных персонажей — «злодеев да бандитов».

«Придешь показываться режиссеру, что-то рассказываешь, он согласно кивает головой и... просит: "Ну-ка повернись вправо, теперь — влево. Хорошо. Дайте ему в руки автомат!.." В кино, если какой-нибудь типаж приклеится, отодрать его бывает очень трудно. Для многих режиссеров я такой яркий представитель темных сил... Мне довелось играть в двух вариантах фильма «Мастер и Маргарита», в первом (у Юрия Кары) — Коровьева, во втором (у Владимира Бортко) — Азазелло».

мне интересно

коллекционировать автомобильные номера, спичечные этикетки

люблю

творчество писателей: Зощенко, Гоголя, Б. Акунина, Довлатова, Рассадина

«Я прочитал книгу Рассадина "Прощание". И как-то мне так стало спокойно. Хороший, умный человек, мне как-то он все рассказал про то, что мы все — люди прошлого века, и мы уже все в пантеоне, в историческом музее. Другое время, другая страна, все другое. И я успокоился».

дачный участок в Переделкине

«Когда меня спрашивают, в какой точке земного шара я непременно хотел бы еще побывать, отвечаю: на своем чудном небольшом участке в подмосковном Переделкино»

  чай с домашним яблочным пирогом

ну, не люблю

«желтую» прессу

импровизацию

семья

Жена — Ишимбаева Марина Рауфовна, телевизионный режиссер.

«Она — потомственный телевизионный режиссер. Но сейчас я прошу ее меньше заниматься работой и больше бывать дома, потому что хороших передач не стало. Все заполонили ток-шоу, игры разные — работать неинтересно».

Дети: Мария — преподает латынь, Александра — закончила МГИМО, Павел (Паштет) — лидер группы F.A.Q.

«У меня дети, как я называю, в двух местах. От первого брака — Мария и Павел, от второго — Александра. Все взрослые, все дружат и все — Филиппенки. Уже внучка и внук есть. Когда все собираются, честно признаться, я к такой команде не готов. Быть во главе клана — это серьезное дело».

Поклонники сына «просят у меня автограф. Но берут его не как у актера АлександраФилиппенко, а скорее как у отца Паштета (Павла)».

и вообще…

«Мы же рыбаки, мы закинули удочку хорошим текстом, заглотнул зритель, я вожу и жду, и я один знаю, когда я подсеку эту удочку, когда эта рыбка будет трепыхаться — "браво, браво". В этом — удовольствие, в этом — наш наркотик театральный».

«Я замечаю, с каким уважением моя дочь смотрит на бабушкины вещи. У нас старый московский дом, старинная мебель, посуда. Это создает какой-то определенный уют, атмосферу и сохраняет эмоциональную память... Но это же все отзвуки из прошлого века. А сейчас — другая жизнь, другое государство. И надо жить долго и работать в удовольствие, ибо интересно, чем это все закончится».

Александр Калягин: «Про Александра Филиппенко говорят, что он "человек-театр", что ему не нужны ни партнеры, ни режиссеры, ни художники. Но есть человек, которому он всегда подчиняется. Это режиссер Роберт Стуруа».

Александр Филиппенко на «Снобе»

Показать все публикации