Все записи
09:47  /  4.03.11

6515просмотров

Журналы мод

У меня есть коллекция журналов моды, которая мне досталась от моей тети

+T -
Поделиться:

У меня есть коллекция журналов моды, которая мне досталась от моей тети. Моя бабушка Антонина Игнатьевна была портниха, она научилась шить, когда посадили ее мужа (его впоследствии расстреляли). У них было трое детей — мой папа, папина старшая сестра и младшая сестра-инвалид. И так как надо было кормить семью, моя бабушка Антонина Игнатьевна пошла на курсы кройки и шитья. Она училась, поэтому выписывала журналы мод в разные периоды. Они достались мне по наследству, и в одной из папок я обнаружил удивительную вещь — журналы мод, выходившие во время Великой Отечественной войны. И вот это заставило меня думать о разном и о многом, в частности о том, что мы мало что знаем про это время. Все по-разному рассказывают, по-разному пишут, и толком понять на самом деле, что происходило, очень трудно. У каждого своя история, у каждого своя правда, и даже про сегодняшний день все говорят по-разному.

Вот этот журнал мод 1941 года, он вышел до войны, и поэтому здесь никаких вопросов нету — никто не знал, что начнется война.

Но вот журнал мод 1942 года, который выходил 100-тысячным тиражом. Это переворачивает сознание. Представляете себе: тираж — 100 тысяч. Модели сезона 1942 года! Абсолютная фантастика! Значит, в 1942 году были потребители этого журнала, были женщины, которые заказывали одежду у портних, которые одевались модно. Носили шляпки, как на этой обложке. А значит, я могу себе представить, что в 1942 году в Москве работали рестораны, и в рестораны поступали продукты, и пили шампанское. Мне даже страшно подумать и задать себе вопрос: а что, в Петербурге это тоже было? То есть в блокадном Ленинграде, например, мог работать ресторан? Если мне кто-то скажет «да, Андрей», я не удивлюсь, потому что я знаю, например, что во время войны собирались коллекции антиквариата и коллекции картин. Потому что люди распродавали то, что было у них в доме, меняли это на продукты питания. И значит, были люди, которые брали себе антиквариат и картины, а за них платили продуктами. Таким образом собиралась коллекция. Значит, были люди, которые сидели на этих складах, у которых была копченая колбаса, икра. Я просто развожу руками, хотя... Может быть, конечно, я слишком наивен или просто заблуждаюсь. Может быть, где-то что-то про это написано, и может, мне кто-то что-то расскажет? Если все это так, то получается, что для кого-то блокада и война протекала совсем иным образом.

Вот модели сезона 1943 года (это ксерокс, оригинал я подарил Александру Абрамовичу Кабакову, поскольку он 1943 года рождения) — девушки в клетчатых платьицах.

Комментировать Всего 42 комментария
... Рассказать ничего не могу - потому что не знаю... - но думаю, Вы, Андрей, правы - ирестораны были и шампанское "текло"...
Про рестораны тоже не знаю, просто, может вывесок у них не было

Главное еще и в том, что в этих нарядах БЫЛО КУДА ПОЙТИ.

100 тысяч тиража при советской власти даже в годы войны меня тоже не изумляет...

Другое интересно,-- состав редколлегии, кто главный редакто, ответсек, художник прочая.

Интересно бы посмотреть. Можно, Андрей?

С уважением,

Олег

 дорогой Олег,в конце просто значится РЕДКОЛЕГИЯ и все.Одно слово,потом тираж и издательство,которое видно на обложке.Будь эдоров

Мне просто интересно, кто главный -- мужчина или женщина...

Эти журналы сейчас находятся у меня. 2 из них без имени редактора, а на третьем - журнале 1943-го года я нашла: редактор А.К. Владимирский. Художники Е.Г. Аксельрод, Н.А. Голикова, А.К. Эпштейн.

Про рестораны не знаю, а вот то, что во время войны люди сумели собрать блестящие коллекции, написано много.  Такой сюжет был очень популярен у совписов. Особенно ударно работали в Ленинграде - там поле деятельности было шире. Но назвать имена не могу, да и не хочется.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Катерина Инноченте

В книге о блокаде Гранина и Алеся Адамовича много строк об этом.

Не может ли быть так, что и эти моды, и макеты журналов были созданы до войны, а вышли по плану, невзирая на обстоятельства? Если существует редколлегия, если ей нужно получать карточки, она должна продолжать заниматься своим делом. Мне кажется, это очень по-советски. Также меня наводит на мысль о том, что эти модели были созданы в довоенное время, то, что в них нет элементов военизации- а это всегда происходит с модой во время войны.

Эту реплику поддерживают: Александра Штаерт, Алексей Воеводин

По -советски? Т.е. Вы предполагаете, что в Гремании во время войны модных журналов не печатали? А мне кажется, это по-человечески. Женщины всегда хотят оставться красивыми и привлекательными, и это совершенно естественно, даже для военного времени. Такие журналы, видимо издавали для того, чтобы поддерживать уверенность у тех, кто остался в тылу, уверенность в том, что жизнь не кончилась. Ведь и кино снимали и музыку писали. Что касается ресторанов подпольных. Есть такая порода людей - крысы. Так вот они, как крысы неистребимы во все времена.

Млада, невнимательно читаете комментарий. Обратите внимание, на то, что я называю  "советским". К моде, а тем более к желанию женщин оставаться привлекательными это не имеет никакого отношения. Ваше возмущение не по адресу

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Видимо в Вашем понимании было былучше если бы эти люди остались без работы и карточки не получали и пухли с голода? Я не понимаю при чем здесь по советски? Или Вы считаете, что редакторы, художники-модельеры больше пользы бы принесли пакуя снаряды в деревянные ящики?

"Видимо в Вашем понимании было былучше если бы эти люди остались без работы и карточки не получали и пухли с голода? Я не понимаю при чем здесь по советски? Или Вы считаете, что редакторы, художники-модельеры больше пользы бы принесли пакуя снаряды в деревянные ящики?"

– всё в одну кучу. Ради хлесткого эмоционального памфлета. 

"Видимо в Вашем понимании было былучше если бы эти люди остались без работы и карточки не получали и пухли с голода?"

– она об этом не говорила

"Я не понимаю при чем здесь по советски?"

– на это вам уже ответили.

"Или Вы считаете, что редакторы, художники-модельеры больше пользы бы принесли пакуя снаряды в деревянные ящики?"

– она об этом не говорила. Если вы хотите собеседника спросить, считает ли, что другая работа приносила бы больше общественной или военной пользы – вполне можно сформулировать вопрос по-другому. Благожелательнее.

Я понимаю вашу эмоциональную боеготовность к революционной драке, но нельзя уж настолько перевирать слова оппонента и вычитывать между строк собственные кошмары, с которым хотелось бы повоевать… Что ни пост – то обвинительный памфлет между слезой и ружьём.

Спасибо, Алексей, что не пожалели времени на разъяснения. Все верно.

Мне тоже кажется, что все эти модели созданы до войны, и не имеют никакого отношения к тому, когда напечатали сами журналы. Полностью согласна про элементы военизации! Вернее, про их полное отсутствие :) 

Александр Гусев Комментарий удален автором

Потрясающее несоответсвие названия и содержания. Действительно странно. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Млада Стоянович Комментарий удален автором

Потрясающее несоответсвие названия и содержания. Действительно странно.

Просто мы неверно воспроизводим обстановку того времени. Тогда тоже шутили, пели песни, танцевали... С концертами разьезжали... "Поднимать боевой дух" называлось. В тылу тоже самое, юмор не ограничивался сатирой и карикатурой на Гитлера. Новый год справляли. Не найдете той среды, где все военные годы люди ходили с постным трагическим видом все 5-10 лет и не позволяли себе даже посмеяться, каких-то тем, не относящихся к войне...

У вас в семье не было тяжелобольных? Умирающих? Рядом с ними сидишь и также шутишь. И они веселятся. Сглотнешь слезу в уголке и опять с будничным видом рядом – нытьё в этой ситуации воспринимается отвратительно. Вот это – по сути тоже самое. Лучше пример с похоронами – одного хоронят, а вокруг май, птицы поют, кто-то рождается, солнышко припекает. Жизнь идет дальше.

Даже в лагере и тюрьме люди веселятся. И есть досуг. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Тимофеев

И все-таки у этой конкретной картины совсем другое название :) Мы уже разобрались. Я нашла в других источниках ту же самую информацию, что Славин привел ниже. 

И все-таки у этой конкретной картины совсем другое название :) Мы уже разобрались. Я нашла в других источниках ту же самую информацию, что Славин привел ниже.

у Славина "Наёмник интервентов".

а там какое было?

Я разговаривала с одним из кураторов Дейнеки. Говорят, что возможно у "После боя" было другое название изначально. И то, что сказала Женя Найберг внизу, это действительно так. Дейнека никогда не был идейным художником. Ему просто было интересно рисовать голых человеков.  

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Евгения Найберг Комментарий удален автором

Катерина Инноченте Комментарий удален автором

Соответствие названия и содержания - это не к Дейнеке.

Картина 1931 года "Наёмник интервентов".  Из серии "Что бы это значило".

http://www.deineka.ru/work-nayomnik_interventov.php

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Вот и я об этом сразу же подумала. 

Почему несоответствие? После боя, на мой взгляд картина соответствует названию. После боя в бане оставшиеся в живых, молодые, красивые солдаты с сильными телами, все в этой картине протестует против жестокой гибели. И мысль о том, что все они могут погибнуть, вместо того, чтобы стать любимыми и отцами, болью  и тяжестью ложиться на душу того, кто смотрит это полотно.

Интересно, что Вам так видится, Млада. Я просто знаю, что после боя совсем по-другому: делала много интервью с теми кто были в Афганистане... и с советской, и с американской стороны. 

Дейнека- не идейный художник. Он очень любил здоровые человеческие тела, и, не окажись он советским художником, писал бы своих крепкотелых обнаженок и горя не знал.  Название картины делало ее  злободневной, а значит, выставочной. В советском искусстве таких примеров -сотни.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Лично мне представляется, что никто массово в таких нарядах не ходил конечно, а тираж обусловлен тем, что женщинам естественно хотелось и нарядов и красоты, они листали этот журнал и мечтали, шли копать окопы и мечтали, шли шить гимнастерки и мечтали.... Их мечтам не суждено было сбыться еще очень долго и после войны.....

Спасибо за очень интересный пост, Андрей! Я его еще вчера заметила. Рада, что редакция вынесла на первую страницу. 

Московский Дом моделей был создан в 1943г...

В Питере никаких ресторанов не было. Были столовые.

По поводу начальников складов скупающих антиквариат? Полностью исключать нельзя, но это не было системой.

Источником продуктов для скупки были военные. Существовала практика передач продуктов с фронта.

По поводу журналов мод.

Во время войны жили ЖИВЫЕ люди. Женщины в армии красили губы и перешивали форму и белье «под модное». Химическим карандашом (знаете ли - что это такое?)  подводили глаза. Чернилами рисовали швы на ногах, чтобы было впечатление чулок. Завивались на гильзах от патронов.

В тылу все ходили в перешитом – но всем хотелось ощущения хоть какого-то комфорта.  

И те, кто организовал и «пробил» (чего это стоило?)  издание таких журналов такими тиражами  были самыми человечными из людей.

Mark Davidovich Комментарий удален редакцией Почему?

- Вам кажется, все это будет носится?

- Я думаю, все это следует шить...

Это песня Сергея Никитина из фильма "Москва слезам не верит" Разговор у новогодней ёлки.

Что происходит на свете ? — А просто зима. — Просто зима, полагаете вы ? — Полагаю. Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю В ваши уснувшие ранней порою дома. — Что же за всем этим будет? — А будет январь. — Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю, Этот, с картинками вьюги, старинный букварь. — Чем же все это окончится? — Будет апрель. — Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен. Я уже слышал, и слух этот мною проверен, Будто бы в роще сегодня звенела свирель. — Что же из этого следует? — Следует? — жить ! Шить сарафаны и легкие платья из ситца. — Вы полагаете, все это будет носиться? — Я полагаю, что все это следует шить ! Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить, Недолговечны ее кабала и опала. Так разрешите же в честь новогоднего бала Руку на танец, сударыня, вам предложить. Месяц, серебряный шар со свечою внутри, И карнавальные маски по кругу, по кругу. Вальс начинается, дайте ж, сударыня, руку, И раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три! Пайрам парайрам парайрам парайрам парам, Пам пам парарарайрам парайрам парайрам. Вальс начинается, дайте ж, сударыня, руку, И раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три!

Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова

Спасибо, Млада! Надо будет заказать этот фильм. Смотрела его пару раз, лет 15 назад. Очень понравился, но уже слабо помню содержание и совсем не помню soundtrack :) 

Только не "разговор" а "диалог"

мне попадалась какая-то статья, где говорилось, что в блокадный Ленинград везли и продукты не первой необходимости - апельсины, и прочее.  Кому уходили – неизвестно.

второй факт из чьего-то дневника. Автор, будучи тогда мальчиком в Ленинграде, проходил с мамой мимо чьей-то двери соседей по лестничной площадке и увидел выброшенный хлеб, что-то вроде буханки. Хотел взять, мама якобы гордо сказала – не трогать.

Утка или правда – вне комментариев.

По крайней мере в Европе всегда и везде в саму войну не прекращался культ роскоши и красивой жизни даже на оккупированных территориях. Если посмотреть обложки французского L'Officiel военных лет – угадать войну сложно.

Дорогие мои,все чуть-чуть не о том...Понятно и про то ,что жизнь продолжается...Похоронили,поплакали .и потом кто-то"он был веселый в жизни,давайте веселиться..."И Я бы хотел так,но не про то.Мода была своя, вне журнальная,понятно...любили,рожали,трахались,женились,разводились...понятно.Не не понятно,как в одной почтовой сумке похоронка и моды сезона.Не понятно,что во всем журнале ни слова о войне,НИ ОДНОГО ПРИЗЫВА БИТЬ ВРАГА,не понятно кто шил себе эту одежду-дочери,сестры,матери ушедших на фронт7Мой отец на фронте,мать в эвакуации ,практически без обуви...А до войны модница.Здесь какая то штучка скрыта,а вот какая?Красочка,мазочек...

Не понятно,что во всем журнале ни слова о войне,НИ ОДНОГО ПРИЗЫВА БИТЬ ВРАГА

Мне это больше нравится – специализация периодики по темам, без привнесения общегражданских тем.

Обратное же как раз меня раздражает, особенно сейчас: бизнес ли журнал, али модный, все, ВСЕ пишут обязательно про новый год в декабре, про женский день в марте, далее везде. Иностранные же журналы этим больше нравятся – берешь декабрьский номер: ни слова про новый год. Ни шаров, ни снежинок, еловые ветки не торчат в письме редактора.

Дальше больше: в аптеку зайдешь, живот болит, – а тут плакатик приклеен ко стеклу, новый год. Ёлка торчит. Весело, да? Обязаловка штоле какая?  Аптека превращается в ресторан или дискотеку. Зачем в аптеке – ёлка? Стимулирует продажи угля? Зубной пасты? Зачем швее мотористке рядом со страницей как накидывать петли – призыв бить врага? Петли накидаются быстрее?

Понимаю, что военная тематика национальной войны лишена этой иронии пропаганды, "куды ни зайди, хоть в сортир, увидишь слоган а "у нас новый год", но всё же слава богу что тогда она не возникала так глупо там, где она неуместна – в журнале для швей или кулинарном. Если ситуация тогда была на этот счет практичнее и проще, и не переводили на ерунду бумагу – я только рад. Слава богу.

Наверное следует учитывать ещё одно свойство – сейчас реклама нагло влезает туда, куда не надо. Даже в мобильник. В сортир. В учебники. Мы к этому привыкли и считаем уже, что так было всегда. Оказывается – нет. Даже в годы махровой советской пропаганды призыв бить врага не помещали туда, где он не имел место. Ни в французском журнале, ни в российском.

Еще момент: печать, полиграфия. В те военные годы лишняя печать, производство плакатной полосы в конкретном журнале – трудозатратнее, чем в 80-е, где плакат с призывом лететь в космос напечатать в "Работнице" – раз плюнуть. Все рисовалось вручную, фотоэкспонирование изображения под размер полосы, прикладывать слайд в типографию, где они между набором вставляют в пустующую полосу, и так далее, ретро-технологии, короче... 

Еще момент с призывом – не было смысла. Кого надо, уже загнали или сами пришли – этого количества уже с лихвой хватало. Стимулировать имело смысл работников тыла – стоял остро не вопрос голов солдат, а техники, вооружения, и т. пр... Вот такое я бы поместил. Но опять же – не в модный журнал. Что там пошить? Армейскую амуницию, но на свой вкус? Домохозяйки-то понашьют... Мужу шинель с подкладкой в горошек.

И потом...не в тылу в Москве журнальчики выходили !

ВОЙНА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ,простите,не Новый год,а БЕЙ ВРАГА не рекламный слоган,а В 42-ом немец там,где сегодня дачи с гномиками и мангаламию Так что швее это не безразлично,если участь,что мужская часть ее семьи на фронте.