Все записи
12:01  /  1.09.11

67507просмотров

«Меланхолия» глазами психиатра

+T -
Поделиться:

Внимание, этот текст является спойлером. Если вы не смотрели фильм «Меланхолия» и не хотите заранее знать его содержание, не читайте.

Обычно я стараюсь не смотреть фильмы с точки зрения психиатра — это то же самое, как если стоматолог будет заглядывать в рот любимой девушке, когда он целует ее, и думать о том, что у нее кариес правого верхнего резца… Не говоря уже про другие медицинские специальности. Но здесь я сделал исключение: посмотреть фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» с точки зрения психиатра меня пригласила моя знакомая, литературный критик Наталья Кочеткова, с которой я какое-то время работал в газете «Известия». Исключение я сделал потому, что, во-первых, я давно не ходил в кино на дневной сеанс, во-вторых, давно не ходил в кино с девушкой, в-третьих, мне просто хотелось посмотреть этот фильм Ларса фон Триера. Я получил гигантское удовольствие и от дневного сеанса, и от полупустого зала в кинотеатре «Художественный», где не было попкорна, зато была какая-то нормальная публика, в общем, все было здорово.

Но главное, как только я сел в кресло, я, что называется, включил в себе психиатра. И здесь я должен сказать, что Ларс фон Триер меня поразил тем, что в его фильме невозможно придраться ровным счетом ни к чему. Он очень хорошо знает, что такое депрессия: судя по всему, во-первых, он сам не раз переносил это состояние, а во-вторых, он явно много чего прочел про депрессию.

Когда психиатр пишет историю болезни, то первое, с чего он начинает, — это наследственность. Первый вопрос, который задается пациенту, — вопрос про его мать и отца. Так как психиатрия — это не точная наука, а описательная, в ней очень важна наследственность. И в этом смысле Ларс фон Триер блестяще показывает маму главной героини, Джастин: мама поразительно холодна по отношению к дочери. Она абсолютно эмоционально выхолощена. Когда Джастин приходит к ней за помощью, нуждаясь в какой-то эмоциональной поддержке, мама ведет себя c ней не так, как в представлении нормального человека должна вести себя мать, она ведет себя как абсолютно холодный человек. В то же время отец Джастин — полная противоположность матери: он веселый, разбитной и, как говорят психиатры, с истерическим радикалом. Он любит быть в центре внимания и всячески привлекает к себе это внимание. Он, безусловно, артист: достаточно вспомнить этот, в общем, довольно примитивный трюк с ложками, когда он кладет ложки в нагрудный карман своего пиджака и заигрывает с официантками. Он все время в окружении девушек.

И вот это вот сочетание для психиатрии очень интересно: с одной стороны, шизоидная, холодная, деспотичная и эмоционально тупая мама и, с другой стороны, очень демонстративный, с истерическими чертами, папа. Такое сочетание нередко приводит к подобным отклонениям. Триер блестяще показывает, как у Джастин постепенно развивается депрессия, причем депрессия с элементами этого истерического радикала, который она взяла от папы. На свадьбе Джастин еще каким-то образом может корректировать эту депрессию, она смогла пойти на этот свадебный ритуал, но уже во время праздника она начинает мучиться, мучиться, мучиться, ей становится тяжелее и тяжелее. Потому что на самом деле ей ничего не хочется, в депрессии хочется быть одному и никого не видеть, она заторможена и пытается подхлестнуть себя алкоголем. Секс ее не интересует, еда ее не интересует — ей ничего не интересно. В этом состоянии ты видишь мир в таких мрачных тонах, очень легко рвать все нити: депрессивные больные часто говорят так, как будто они ничего не боятся, они не боятся даже смерти, смерть для них избавление от их состояния… Мне один пациент говорил, что он готов был бы, если бы это было возможно, отдать свою руку и ногу, чтобы только избавиться от этого состояния. Депрессия — это тяжелое состояние, поэтому больные в нем так легко расстаются с жизнью, поэтому им легко рвать социальные нити. Она всем легко говорит правду в глаза, презирая все эти примитивные, на ее взгляд, традиции, которыми мы все опутаны, она не хочет играть в эту игру, потому что ей уже на этом этапе все равно. И дальше депрессия эта только углубляется.

И здесь типично поведение ее сестры: именно так себя ведут родственники, которые любят своих близких, находящихся в состоянии депрессии. Они пытаются всячески им помочь, не понимая при этом, что такое эндогенная депрессия, которая берется неизвестно откуда — на фоне полного внешнего благополучия. На их взгляд, у нее вроде бы все нормально: ее повышают в должности, у нее замечательный любящий муж и вообще все хорошо. Но депрессия развивается изнутри по каким-то своим, пока неизвестным нам, биологическим законам. И родственники пытаются помочь. И священнослужители пытаются помочь: я не раз вступал в довольно жесткий диалог со священнослужителями, которые говорили, что депрессии никакой не существует, это все ерунда. Я никак не мог им вдолбить в голову, что депрессия — тяжеленное состояние, занимающее первое место по смертности среди психиатрических больных.

У каждого врача и у каждого психиатра есть свое кладбище, где лежат его больные, покончившие жизнь самоубийством. И у меня тоже на этом кладбище есть несколько могил. Одного больного я отпустил по настойчивой просьбе его родителей в домашний отпуск из больницы, казалось, все идет нормально, а он там повесился в ванной и из отпуска не пришел. Другой мой больной, который прошел всю войну, был очень активным человеком, но давал довольно тяжелые депрессии, в одной из них утопился в пруду больницы Кащенко.

Так что это очень тяжелое состояние, которое блестяще показывает Ларс фон Триер. Особенно эпизод, когда сестра пытается искупать Джастин. Она ведет ее к ванной, и та не может перешагнуть через эту ванну. Она просто обвисает, ей ничего не хочется, кроме одного: чтобы ее, наконец, оставили в покое. Здесь у меня тоже есть история. Мне как-то дали абонемент в бассейн в Лужниках, я туда пошел и в раздевалке услышал знакомый голос, это был мой пациент из отделения позднего возраста, которого привел в бассейн его сын. Бедный старик сидел в синих кальсонах и никак не мог их снять, а сын, любя своего папу, все говорил: «Папа, ну как же так, вспомни, как мы с тобой ходили в бассейн, вспомни. Ну давай, давай я тебе помогу». А старик хотел одного: чтобы его оставили в покое. И вот эти ножницы, этот диссонанс в этом фильме блестяще показан, когда один находится в тяжеленной депрессии, а близкие этого не понимают, им кажется, что это ерунда. Это происходит во многих семьях, и очень многие обыватели считают, что никакой депрессии нет, что это ерунда, что нужно просто взять себя в руки и так далее. Это все очень здорово здесь показано.

Дальше происходит перелом. Когда приближается планета Меланхолия, мы видим, как нормальные люди просто сдаются: муж сестры Джастин сначала хорохорится, но когда он понимает, что гибель неотвратима, первым совершает суицид. На этом фоне Джастин единственная, кто находит в себе силы, ей смерть не страшна, смерть ей приятна, это для нее избавление. Именно в этот момент она находит в себе силы и до последней секунды поддерживает мальчика и свою сестру. Подобное поведение в форс-мажорных ситуациях описано в мировой психиатрии. Например, во время войны, когда фашисты были около психиатрических больниц, дефектные больные вдруг черпали откуда-то какие-то резервы и вели себя вполне разумно.

С точки зрения психиатрии это кино сделано безукоризненно. Безукоризненно сыграна роль Джастин и все остальные роли тоже. Кстати, Триер очень часто главными героинями своих фильмов делает женщин. И психологию женщины он знает великолепно. Это еще одна загадка этого режиссера, которого я очень люблю: как ему удается так глубоко постигнуть тайные уголки женской психологии.

Я разобрал этот фильм с точки зрения врача-психиатра, хотя я отлично понимаю, что психиатрия для Ларса фон Триера — это только инструмент, с помощью которого он хотел сказать совсем о другом, но это уже совсем другая тема и совсем другой разговор.

Комментировать Всего 59 комментариев

Я перестал смотреть фильмы с профессиональной точки зрения давным-давно, еще годах в 80-х, я дал себе слово не анализировать ни одно произведение искусства с точки зрения психиатрии. Тогда я побывал на одной из  "Школ молодых психиатров" в городе Суздале, куда ежегодно приезжали психиатры со всех уголков нашей необъятной родины. Там проходили научные конференции, а также показывали фильмы, которые в широком прокате увидеть было невозможно. Так мы посмотрели фильм "Зеркало" Андрея Тарковского, "Джульетту и духи" Феллини и "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана. После просмотра фильм всегда обсуждали - сначала в зале, а потом уже выпивая по номерам. Молодые психиатры, обсуждая, все время невольно сворачивали в сторону профессиональной деятельности: искали депрессию у Тарковского или пытались найти, что происходили с Феллини, когда он снимал "Джульетту и духи". Меня это как-то всегда очень сильно коробило, потому что я понимал, что психиатром можно быть тогда, когда ты включаешь некое психиатрическое реле в своей голове, а быть психиатром все время и смотреть на всех окружающих с точки зрения психиатрии невозможно. Так можно либо сойти с ума, либо потерять всю свою профессиональную пригодность. Тогда я и понял, что это все нелепо. Но кроме того, смотреть кино с точки зрения профессионализма неправильно еще и потому, что если шахтер смотрит про шахтера, то он обращает внимание на то, что у героя не так надета каска, на то, что он не так держит фонарь и вообще: "Мы так не работаем". С тех пор, когда мне предлагали обсудить творчество того или иного художника с точки зрения психиатрии, я всегда отказывался и вот спустя 30 лет нарушил это свое правило..

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Виталина Бурова

Андрей, может быть, вы поможете мне разгадать одну загадку, на которую я ответа не знаю. Не так давно в медиа-центре на Остоженке показывали рисунки Феллини, которые он начал делать по настоянию своего психотерапевта. Он все время изображает себя маленьким мальчиком в окружении огромных женских задов, грудей и ляжек. Одержимость того же рода заметна у него во многих фильмах (один «Город женщин» чего стоит). Но я не совсем понимаю, почему женой его – при всем упоении этой немного хищной рубенсовской красотой – стала андрогинная Джульетта Мазина. И брак их, кажется, был очень гармоничным….

После Вашей рецензии села смотреть фильм.

Не согласна я с Вашим словом "депрессия" в применении к фильму, мне кажется, оно неполностью описывает диагноз.

Триер правильно выбрал слово "меланхолия". Фильм прямо иллюстрация к работе Фрейда "Печаль и меланхолия".

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Про термины я бы мог рассуждать с коллегой,и то не всегда мы бы нашли общий язык. Не соглашаться Ваше право.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Уважаемый Андрей, а не заинтересовала ли Вас сама сестра главной героини - Клер (Шарлотта Генсбур)? К середине второй части фильма у меня сложилось впечатление, что психиатр наверняка усмотрел бы у неё какой-то острый тревожный невроз. Но, поскольку я сам не психиатр, то догадка пока что осталась догадкой. Что скажете?

То есть если угроза реальна (что, кстати, неочевидно - это всё-таки кино), то вроде бы и не невроз?

Тревога-это еще не невроз Тревога за сестру,сменилась на превогу за сынаю.Там тревога-реакция. 

Просмотр обсуждаемого фильма не способствует возникновению депрессии у предрасположенных граждан? Или "клин клином"?

У кого как.Как любое произведение искусства

Эту реплику поддерживают: Андрей Красильников

Обычно я стараюсь не смотреть фильмы с точки зрения психиатра

– я конечно не психиатр, но когда начинаю смотреть творческие психоделические фрустрации очередного гения, который решил выплеснуть наболевшее не скромно за двор дома, а на массового зрителя, начинаю на пятой минуте оценивать, какая баба ему не дала, какое голодное детство у него было, ну и так далее...

текст же про сам фильм – отличный. спасибо.

Алексей, а Вы "Меланхолию" видели?

– к сожалению нет. вижу, что очень хороший фильм – сам люблю такое. но одному скучно идти в кино, а компания все не складывалась. подожду когда на торренте выложат.

я не спешу. скорее предвкушаю. просмотр тоже должен созреть как ритуал, скоростной же премьерный фаст-фуд галопом – не всегда вкусная вещь.

(предыдущий пост относился не к самой "меланхолии", а к ситуации "включать психиатра")

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова

попытка понять творца

Леш, а ты поставь себя на его место - ты считаешь, что все твои работы являются симптомом твоей анализируемой фрустрации?

А то у тебя прямо анекдот про психиатра получается - здоровых людей нет, есть недообследованные

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

ты считаешь, что все твои работы являются симптомом твоей анализируемой фрустрации?

– да.

только с той разницей, что до века 20-го психологические трудности редко становились объектом арт-потуг.  сейчас же наоборот считается выплескивание собственной сучности с больной головы на здоровую – ключевой задачей творческого деятеля. самовыражением стали называть. у меня вот тут гнойная болячка не дает спать, все об этом должны знать. говоря архитектурным языком технологической коммуникации, вследствие того, что в доме века 20-го резко обеднел интеллектуально-культурный уровень, – для компенсации отсутствующих библиотек провели трубы из санузла не в темзу, а в культурно-развлекательные заведения.

засим анализировать фрустрации достоевского, триера или ван гога гораздо познавательнее и благороднее, чем большинства других современных гигантов мысли.

ну это так, вобщем. глобально, сильно обобщая с очень большими погрешностями, не обессудьте меня, нафталинового, тоже люблю полетать.

"А то у тебя прямо анекдот про психиатра получается - здоровых людей нет, есть недообследованные"

– ага

Я думаю, что и "отцы и дети" и "му-му" это тоже все психологические потуги

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Спасибо.Если Вы про гениев в кавычках,то просто уходите,не смотрите,не читайте...Если эти вопросы у Вас возникают все время,то это к  психиатру

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Если эти вопросы у Вас возникают все время,то это к психиатру

— спасибо. буду руководствоваться вашими соображениями.

хорошо кстати, ответили собеседнику про "елену" на обсуждении. хороший у вас был монолог. респект. 

После этого анализа посмотрю кино, спасибо.

Эту реплику поддерживают: Галина Лемельман

Я бы Триера и так посмотрела - редчайший случай для моей современности, когда я пошла бы на режиссера, а не на кино

Эту реплику поддерживают: Юлия Зверева

Ну он же в клетке! То есть за экраном, сделанным из плотного полимера!

Я бы живьем с ним встретиться не хотела. Да и шутки глупые про евреев я не люблю.

Лен, у меня после некоторых фильмов бывают, снятся кошмары. Как Скрим, например, который черт меня дернул посмотреть в какой-то компании....

У Ларса фон Триера есть тенденция ну очень внимательно изучать процессы анатомического уродования человеческих существ для того, чтобы донести до зрителя свою "эстетическую" мысль. 

Потому и боюсь..

Я не знаю что такое конкретно Скрим. Судя по названию - ровно то :-)

То, что объявляется как фильм ужасов я никогда не смотрю. Но Догвилл, по-моему был великолепен

Догвиль я не успела learnamente :)

В вот насчет фильма Антихрист -

AyAyAy! Mucho scary!

Догвил того стоит!

А вообще я так мало кин смотрю, что, может, оно и к лучшему :-)))

Догвиль у меня в "корзине" прозябает уже несколько месяцев - удивительно, как не находится за месяцы пара часов...

Так что знакомое положение вещей :)

Ни одного его фильма не смотрела дольше 3-5 минут. Как-то и не пытаюсь. Как опускать лицо в липкую паутину.

ППКС (подписываюсь под каждым словом) и как психиатр, и как просто человек, зритель

Хочу добавить, что, на мой взгляд, фильм в т.ч. и о том, что даже если конец будет глобальным, всё равно для каждого он будет локальным, личным. После "Меланхолии" начала методично отсматривать ранее упущенные фильмы Ларса фон Триера. ИМХО, он гениален.

Вы просто МОЛОДЕЦ.Фраза отличная,но мы то с Вами знаем,что кол-во типов реакций сильно ограничено.Пожалуйста,пришлите ссылку на Ваши статьи про интернет зависимост.Интересно 

Спасибо на добром слове!) Кое-что есть на моей странице: автореферат диссертации и одна из моих последних статей про интернет-зависимость. А вот эта статья (про нашу профессию), думаю, тоже окажется интересной для Вас.

Андрей! Вопрос как ко врачу, не совсем по теме: читая вчера страничку Ии Саввиной в википедии, встретил странную строчку:

"Сын — Сергей, страдает синдромом Дауна, имеет высшее образование, художник."

высшее образование и синдром дауна — такое возможно? или здесь есть какая-то ошибка?

на другом сайте эта тема сына более круто освещена:

"В те годы, когда 98 процентов семей сдавали таких детей в детдома, а люди были уверены, что появление такого ребенка на свет возможно лишь в семьях алкоголиков или душевнобольных, Ия Савина не сдалась.......... приглашала на дом учителей. Сергей, окончив университет, в настоящее время работает переводчиком. Он хорошо знает английский язык, любит поэзию и живопись, его натюрморты с успехом экспонировались на персональной выставке в Москве. "

даун и переводчик? это достаточно сложная интеллектуальная нагрузка.

на страничках с описанием этого синдрома было указано, что развитие умственных способностей на школьном уровне в какой-то степени всё же возможно

Почему-то все выносят за скобки тот факт, что героиня Кирстен Данст обладала даром предвидения, и доказала это своей сестре (угадала число). У меня возникла тогда мысль - может, не меланхолия позволила ей так легко принять конец света, а наоборот, на страдала меланхолией, потому что точно знала, когда он наступит?

Кстати, один из самых потрясающе красивых фильмов, которые я видела!

а мне из всего фильма понравились первые 8 минут – столько идет Вступление к "Тристану и Изольде". Там все и сказано про конец света. Неожиданные образы для Вагнера, но есть тайна, и сожаление о судьбе мира, и упоение смертью – важнейшие черты романтического мироощущения. Браво! вот тут бы и закончить. Зачем нам в 100 000ный раз наблюдать за жизнью богатых, у которых депрессия? вот как раз этого качества не наблюдалось ни у Шуберта (сифилис, умер молодым), ни у Шопена (туберкулез, умер рано), ни у самого Вагнера. Неужели у Триера кончается творческая энергия? рановато. От того, что скажешь вслух 100 раз "жизнь грустна", грустнее не становится.

Депрессия   не знает о социальных различиях ничего. Впрочем, о национальных тоже

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

про депрессию

Интересно, а как должны вести себя любящие родственники страдающего депрессией? Оставить в покое? 

Эту реплику поддерживают: Альбина Волкова

Согласна с вопросом! По фильму, они вроде как соблюдали рекомендации лечащего врача. Что еще они могли делать? Оставлять ее не мытой, что ли?)))) (про эпизод с ванной)

К врачу!!! Вы же не вырезаете любимому родственнику аппендицит, не лечите кариес,геморрой и т.д. Депрессия-это болезнь!

Я помню, там упоминался врач и его рекомендации. В России любят заниматься самолечение, это да...

Скажите, доктор: чтобы так точно нарисовать депрессию, необходимо через нее пройти (или того хуже - в ней находиться) или можно быть холодным сторонним наблюдателем, препарирующим состояние объекта?

  В частичное оправдание героини могу сказать, что депрессия ее вызвана совершенно объективными обстоятельствами - она ОДНА чувствует неминуемось приближающегося конца всего.

Эту реплику поддерживают: Альбина Волкова

Андрюша,дорогой.чтобы так точно описать депрессию не обязательно в ней находиться (находясь в такой депрессии сделать вообще ничего невозможно,опыт не плохо иметь,но лучше не надо),оязательно быть тонким,наблюдательным художником.Ну, и знающим предмет,конечно.Это первое.Второе-героиня не нуждается в оправдании.Она не виновата ни в чем!Депрессия-не вина.Она возникла сама без причин и позволила героине какое то время быть,ничего не боясь,обличителем.А конец света(этого)для нее ,как раз,спасение.Ей этот свет разонравился       .Идешь ли сегодня в кино на ЕЛЕНУ? Если да,то я возьму соль,ноконец ,

Идешь ли сегодня в кино на ЕЛЕНУ? Если да,то я возьму соль,ноконец

— а я бы сахару, для равновесия, — пуд соли от доктора для творческого андрея, кажется, несколько жестко... ну и мама бы по-вожможности пирожков бы напекла. она андрюшеньку любит трепетно.

Спасибо за легкое непринужденное хамство - боюсь, вы даже понятия не имеете, о какой соли речь, да и не ваше это дело.

Спасибо за легкое непринужденное хамство - боюсь, вы даже понятия не имеете, о какой соли речь, да и не ваше это дело.

— боже мой, что вы... все написано из лучших побуждений, с теплотой. не ищите в словах негативный смысл и подвох, его там и не было. мы вас любим! и мама тоже, величает ласково, как и написал. 

Андрей, спасибо за взгляд добрый и внимательный!

"Депрессия-не вина.Она возникла сама без причин..."

 Вопрос к профессионалу: у этого недуга действительно нет причин или причинына сегодня не поддаются систематизации ?  -интересно.

У всего, как мне видится, есть причина. Или с курицы или с яйца, но все с чего - нибудь да начинается.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Алексей Воеводин

Это гигантская тема.Оч.коротко.Бывают экзо- и эндогенные депрессии.Первые имеют видимою причину.Там же реактивные депрессии.Смерть близкого,разрыв с любимым человеком и т.д.Вторые возникают без ВИДИМОЙ причины.На фоне полного благополучия.Причина,конечно есть,но...Что то там внутри.Биохимия-с

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

В кино, увы, не иду. А по поводу "вины" героини - я о том, что депрессия ее вызвана все же причиной (а "настоящая" депрессия, как ты сам говоришь, возникает без причины) 

Это все настоящие депрессии (см.выше).В этой я не вижу причины.Да и по клинике-это эдогенная депрессия.Я их видел и лечил за годы десятки.Иногда успешно.Поверь.Встретимся поговорим за бокалом.Не люблю экран,люблю человека

Ага. И фильм "Меланхолия"  посмотрела, и, что такое депрессия не понаслышке знаю (не на личном примере - есть друзья-знакомымые, да и возраст, понимаете ли...) Однако, по-прежнему, не верю! Что можно так сдаться, впасть в этакое состояние без особенных внешних причин... Андрей, видимо, Вы, как врач, можете объяснить и даже оправдать подобное распадание личности, тем не менее, я не верю, что это болезнь, а не распущенность....

Лариса,

Наверное, Вам просто не приходилось наблюдать случаи настоящей клинической депрессии. А другие психические заболевания как, например, шизофрения, Вы тоже считаете "распущенностью"?

Нет, не считаю. Знаю, что и депрессия болезнь, но так как близко с ней не сталкивалась (слава богу!), поверить не могу, что с  этим состоянием нельзя справиться самостоятельно.

Лариса, наверное, можно справиться самому - но не хочется. Вообще ничего не хочется. Это и есть болезнь. Замкнутый круг. Наблюдала близко, пыталась помочь разговорами. Дай бог, если хоть одно мое слово было замечено. Но помогли таблетки. А потом уже - слова...

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Можете не верить и в законы физики.Право Ваше.Мне кажется надо не верить ,но знать,а если знаний в этой (другой)области знаний нет,надо доверять тем кто знает,то бишь, профессионалам.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Елизавета Титанян Комментарий удален автором

Новости наших партнеров