Все записи
МОЙ ВЫБОР 11:04  /  18.02.19

184просмотра

Александр ГАЛИЧ "Право на отдых" в Мастерской Брусникина

+T -
Поделиться:

"Право на отдых", Александр ГАЛИЧ и Мастерская Брусникина

Я посмотрел спектакль “Право на отдых”, поставленный Мастерской Брусникина по пьесе Андрея Стадникова. Посмотрел дважды, был на генеральном прогоне и на премьере. Объясню свой повышенный интерес к этому спектаклю. Во-первых, он посвящён Александру Галичу, голос которого своей горькой интонацией заметно выделялся среди других голосов, озвучивших не только время жизни родителей, но и мою собственную юность. Во-вторых, к его созданию имела прямое отношение моя жена Лена и наша подруга Маша Синицына. Первая и вторая причина в равной степени подогревали моё желание увидеть результат их напряжённой, многомесячной работы. Ну и, разумеется, я должен был убедиться в обоснованности выпадения кормилицы на столь заметный для устоявшегося уклада семейной жизни срок.

Звезда Галича, как одного их культурных героев эпохи шестидесятых – семидесятых, увы, давно закатилась. Хоть как-то с нами остался Высоцкий, в меньшей степени Окуджава. Голос Галича, звучавший с бобинных магнитофонов, казалось бы, ушёл в прошлое вместе с этим средством песенной доставки. В минувшие три десятилетия молодым поколениям слушать его песни было бы сущим наказанием. Так его и не слушали! Аудиторией, сохранявшей верность его стихотворному и песенному наследию, являлась постепенно редеющая интеллигенция, верхний возрастной порог представителей которой уже зашкаливает за восемьдесят, да и нижнему - под пятьдесят. Но вот, что-то повеяло в воздухе и в год столетия поэта (Галич родился в 1918) Андрей Стадников представил свою пьесу «Право на отдых. Дмитрий Брусникин принял пьесу к постановке и успел до своей безвременной кончины заложить основу режиссёрского решения. 

Оба раза мне было интересно. Превратившийся в пьесу текст реального документа - стенограммы заседания правления Союза писателей передаёт в деталях стилистические особенности официозной риторики того времени. Члены правления собрались, чтобы изгнать поэта и барда из своих рядов. Всем, как собравшимся писателям и функционерам СП, так и пришедшим в помещение библиотеки Союза театральных деятелей зрителям, изначально ясен исход судилища. Выступающие, в едином формате топчут нашего героя. Гневные голоса принадлежат, в основном, безвестным литераторам, за исключением троих – Алексея Арбузова, Агнии Барто и Валентина Катаева. В результате, воспитанное с юности хорошее отношение к некоторым классикам отечественной словесности было подвергнуто серьёзному испытанию. В спектакле мне многого не хватало. В первую очередь, я не в должной мере прочувствовал гнусность застоя, который был столь обильно разлит в стенограмме, но недостаточно ощущался в сценических характерах исполнителей. Это, пожалуй, главная моя претензия. Все хулители поэта в своей агрессивной риторике были для меня почти на одно лицо. Так и хотелось адресовать артистов к архивным записям телевизионных передач семидесятых годов, чтобы напитались они удивительным гнойным ароматом обличительных речей той поры. А ведь все участники публичной казни над Галичем были мастерскими обличителями-демагогами, пылкими пропагандистами, со своими очевидными характерами, речевыми и интонационными особенностями. Зловонную атмосферу Союза писателей эпохи застоя брусникинцам удалось донести до сегодняшнего зрителя лишь частично. На мой взгляд, это легко исправить!

Вышедший недавно в эфир Первого канала фильм, (за который отдельное спасибо К. Эрнсту, полагаю, в детстве и он слушал песни Галича), рассказал миллионам, кто это собственно такой. Но спектакль, прицельно бьющий по аудитории Мастерской, состоящей из нескольких тысяч квалифицированных зрителей, может дать эффект гораздо больший, заронив в умы и сердца московских тренд-сеттеров семена новой и чистой любви к обретающим новую жизнь песням. И тут, совершенно неожиданно, носителями галичевской бациллы становятся футбол, рок и рэп. Переложенные на новый манер, с новым ритмом, современной мелодикой и инструментовкой, классические стихи воспринимаются как современные рок-баллады, чётко и адресно звучит рэп, а ближе к концу зрелища над сценой сгущается атмосфера ожидания баттла. Молодой слушатель с пониманием и большим аппетитом слушает старые песни Галича, звучащие по новому, с новым драйвам. Задача Мастерской Брусникина вернуть их из забвения.

Рэп им в помощь!