Все записи
03:55  /  8.03.10

487просмотров

Почему мы сделали выставку «Никита Хрущев и его время»

+T -
Поделиться:

Закошмаренная  кафкинским абсурдом творящимся на Остоженке, где подходит к концу стройка нового здания нашего музея, я не открывала компьютер почти три месяца. Хотя выставка о Хрущеве скоро закрывается, хочется объяснить, почему мы ее открыли.

Мне было шесть лет, когда не знаю почему, мои родители забрели со мной на фотовыставку. На фотографиях  танцевал, играл на баяне, махал руками и кукурузой невысокий, плотный и, как мне показалось, очень симпатичный человек. Ребенку, который первый раз встретился с фотографией на выставке, было удивительно интересно рассматривать жизнь этого чужово дяди. Родители сказали, что его зовут Хрущев. Я Хрущева  полюбила. Много позже, делая в музее ретроспективу Бальтерманца, я поняла, что тогда, в детстве я  видела его снимки. Может это первое фотовпечатление сыграло роль в том, что в 1996 г. в Москве открылся первый в России музей Фотографии и началась его главная программа "История России в фотографии"

"Все мы родом из детства"... Даже не помню, кто это сказал первым. Мое детство - хрущевская оттепель. Помню, что из сталинских лагерей вернулась моя тетя - ее туда засандалил сосед по коммунальной квартире, которому понадобилась еще одна комната. От беременной жены отказался муж. На этапе родился мертворожденный ребенок. Тетя же отбыла в ГУЛАГе полный срок. Вышла через четверть века. Была красавица с открытой формой туберкулеза. Курила без перерыва Беломор и каждый вечер ходила в Большой театр. Выданные ей как компенсация гроши потратить не успела, так как скоро умерла, а на оставленные ею своей племяннице деньги, были взяты репититоры, чтобы я поступила в Университет. В это же время из ссылки вернулся  мой дедушка. Он на ГУЛАГе был главным инженером  великой сталинской стройки, канала Волга - Дон. Уже ссыльным руководил стройкой оборонительных сооружений вокруг Ярославля во время войны. Про лагеря никто ничего детям не рассказывал, зато дед все время снимал на подаренный ему фотоаппарат ФЕД, на футляре которого был золотой треугольник с гравировкой за заслуги  и ударный труд. Думаю, фотография спасала его от воспоминаний.

Мне повезло учиться в одном из хрущевских "лицеев": математической школе №444. Именно Хрущев открыл спецшколы математические и языковые для воспроизводства интеллектуальных ресурсов генетически измененного сталинскими репрессиями общества. Именно Хрущев стал разрушать железный занавес фестивалем молодежи и студентов 1957г., приглашением западных художников и артистов. При Сталине знание иностранного языка могло послужить поводом для репрессий, Хрущев начинает восстанавливать обучение в языковых спецшколах.

Не знаю как другие, наша школа была абсолютно свободной. Нас учили думать не только на уроках математики. Аксенова, Вознесенского,Войновича,Солженицина, так же как и письма диссидентов мы читали на уроках литературы. Наши учителя, пришедшие в школу из Вузов и Университета верили, что жизнь начала меняться, и каждый  из нас ответственнен за вектов этого изменения. Про школу, которая меня сделала, я когда-нибудь напишу отдельно.  Главное, чему меня научили - уверенность, что  историю каждый из нас делает своими руками и, что свобода неотделима от ответственности.

При Хрущеве наша семья из коммуналки перехала в отдельную квартиру в "хрущебе"в Измайлово. Сегодня мы избавляемся от пятиэтажок и мало кто помнит каким благом были эти прянично раскрашенные во все цвета радуги жилища с маленькими, но собственными кухнями и туалетами. Кстати именно при Хрущеве русская архитектура как в начале века снова встретилась с мировой. Был начат диалог с Францией, Германией, которые в это время строят приблизительно то же самое, кстати наследуя уроки русского и  мирового модернизма.

Хрущевское время - время физиков и лириков. Время, когда стали уважать образование, а не партбилет, время когда все  с рюкзаками отправляются в горы, петь песни Высоцкого и Окуджавы у костра, рассматривая небо и звезды, так как зрение начинает обращаться наверх, а не только под ноги.

Но Хрущевское время - время подснежников, эфимерных цветов, появляющихся из под снега при первых лучах солнца. Эти эфимерные растения цветут совсем недолго, и часто даже не успевают распуститься, застигнутые  новыми заморозками. Физики и лирики мутировали во время брежневской стагнации в "единую общность - советский народ" . Время запомнилось чудесными фильмами "Три тополя на Плющихе", "Я иду шагаю по Москве" и т.д. , но и расстрелом  в Новочеркасске, разгромом манежной выставки, Карибским кризисом. 

Символично, что Хрущев уже на пенсии после своей отставки встречался с участниками той самой экспозиции 1962, которых когда - то обзывал "пидерасами". На встречах сетовал, что пошел "не с теми", "нужно было с Вами - бородатенькими", говорил он Б. Жутовскому. Да и памятник надгробный на его могиле сделал Эрнст Неизвестный - единственный, кто в Манеже криков Хрущева не испугался, напомнив государственному лидеру, что прошел войну, и танков немецких не боялся. Памятник - конструктивисткая чено-белая арка, в центре которой золотая голова Н.С.Хрущева, человека выросшего и сформировавшегося во время сталинское, но сумевшего преодалеть и самого себя и это время, пусть не до конца, но сделавшего рывок...

Еще, наряду с новым русским современным искусством, пусть существовавши в андеграунде, но появившимся, новой поэзией, новой литературой, появилась и другая фотография, проросшая внутри мощнейшего фотолюбительского движения, началом которого стал клуб "Новатор". Физики и лирики массово освоили фототехнику и заметили почти на каждом лице улыбку, не картонную маску как у спортсменов и стахановцев тридцатых, а естественную, индивидуальную, когда часто видны неидеальные зубы , зато душа светится. Фотографы запечатлели это фотогеничное время ,чтобы мы не забывали его уроки,  выстраивая стратегию развития на будующие.

Комментировать Всего 3 комментария

Жаль, что сейчас в Нью Йорке, обязательно бы на выставку сходила и впечатлениями бы потом поделилась.

Хорошее эссе, Ольга

ответ

спасибо на добром слове. С18 марта стартует наше Фотобиеннале. Программа на сайте музея - хорошая. Если окажетесь в Москве, ждем в гости.

Спасибо, Ольга. Но в Нью Йорке я живу, в Москву только летом.. Эх, сколько интересного мимо проходит