Все записи
23:28  /  7.06.10

959просмотров

Культурный альянс (модернизация культуры)

+T -
Поделиться:

Фрагмент репродукции картины Пабло Пикассо "Скрипка"

Существует  предубеждение, что активная насыщенная культурная жизнь  возможна только в  столице.  

В результате:

  •  Люди лишены  качественного культурного досуга (а это одна из важных составляющих качества жизни).
  •  У творцов, живущих вне столиц, нет возможности творческого роста, и они уезжают в Москву или за границу.
  •  Негативное отношение к Москве. У них всё — у нас ничего.

_________________________________________________________________________________________

Считается, что модернизация и инновации касаются исключительно экономики, науки, промышленности. 

В результате:

  •  Роль политической  партии сводится к «поддержке  на словах» лидеров страны.
  •  Роль региональных  элит в процессе модернизации  общества тоже пассивна: «Модернизация — это в Москве: Правительство, Академия наук, президент, Сколково, — а нам остается ждать ее плодов».
  •  Население, а главное — творческий класс, не чувствует сопричастности  к процессам, инициированным руководством  страны.

_________________________________________________________________________________________

Таким образом, с одной стороны, модернизация должна затрагивать и социальный аспект, где основная тяжесть исполнения за регионами. За партией, чье влияние в региональных элитах традиционно много весомей, чем в столице.

С другой стороны, политическая стабильность, в определенном смысле консервативность самой политической системы — условие успеха модернизации.

С одной стороны в, обществе растёт запрос на зримые плоды увеличения свобод. С другой стороны, на Партии лежит особая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности, недопущение повторного сваливания страны в «перестроечный» сценарий. 

Наиболее естественный выход из этого тупика для Партии — определить демократизацию в пространстве культуры как первоначальный и основной тренд. То есть начинать надо с культуры. Новации в культурной жизни везде и всегда воспринимаются людьми как «воздух свободы». Знаковые события в культурной сфере, новые артефакты и новые переживания сами по себе уже являются ответом на вопрос «что изменилось?». 

_________________________________________________________________________________________

Мы  предлагаем выбрать  «модернизацию культуры»  как проект партии Единая Россия, как  сферу в которой  она «действует»  а не «поддерживает». Как пилотный проект модернизации всей социальной сферы.

_________________________________________________________________________________________

Качество  жизни

Стратегическая  цель модернизации — повышение  качества жизни людей. Эту цель неоднократно обозначал В.В.Путин, и ранее, в качестве президента, и сегодня, как премьер-министр и лидер Партии. Тот же принцип подтверждает сегодня и президент страны Д.А.Медведев.

Вместе с тем  точных, устоявшихся и общепризнанных критериев для такого показателя, как «качество жизни», в российской политической практике пока ещё нет. Поэтому результат работы министров, руководителей субъектов, исполнительных и представительных органов, депутатов всех уровней — оценивается по сумме более частных показателей, которые можно посчитать и предъявить.

Самый простой  и наглядный показатель качества жизни в том или ином регионе — это его миграционный баланс. Сколько людей приехало жить в регион — и сколько уехало. И каких людей: с каким образованием, профессией, достатком, с каким кругом интересов.

Сегодня по данному  критерию ни у одного субъекта федерации, за исключением двух столиц, блестящих результатов нет.

Анализ идущих в стране миграционных потоков (см., напр, доклад ЦСИ ПФО «Государство и антропоток») выявляет общестрановые  закономерности. Село пустеет; люди продолжают ехать из сёл в города, из малых городов в региональные центры, а из региональных центров — в столицу. И это — несмотря на рост уровня доходов в целом по стране в последние (особенно докризисные) годы.

Более того; опытные  региональные руководители знают, что  нередко именно рост доходов влечёт за собой рост отрицательной миграции: как только у людей появляется материальная возможность сорваться с места и уехать — они уезжают; особенно молодёжь. Приходится прикладывать специальные усилия к тому, чтобы удержать людей (льготный ипотечный кредит и т.д.), но такие меры обходятся региональным бюджетам всё дороже.

Региональные  руководители часто жалуются, что  они не могут конкурировать со столицами по уровню доходов на душу населения. Тем не менее, этот разрыв постепенно сокращается. Но практика показывает, что дело далеко не только в деньгах.

_________________________________________________________________________________________

Факторы миграции

Какие факторы  влияют на выбор человека: уехать или остаться? Социологически значимые из них таковы:

    • Уровень дохода (конъюнктура рынка труда)

    • Жилищный вопрос (количество и качество предложения на рынке жилья; стоимость жилья, ситуация с услугами ЖКХ и др.)

    • Экология (качество среды обитания)

    • Медицина (доступность и качество медицинского обслуживания в месте проживания)

    • Образование для детей (среднее и особенно высшее)

    • Безопасность (уровень рисков для жизни, здоровья и имущества)

    • Культурный досуг (набор возможностей провести нерабочее время)

За последние годы можно сказать, что (хотя картина от региона к региону достаточно неровная) у многих регионов по большинству из этих пунктов есть заметный прогресс. Радикально «отстающим» — причём повсеместно, в масштабах страны — является только фактор культурного досуга. И это при том, что не только российская, но и общемировая тенденция такова: «при прочих равных» ключевым в конкуренции за человека оказывается именно он.

Дело в том, что качество жизни понимается сегодня  уже не только как качество личного  потребления, но и как качество окружающей человека городской среды. Всемирная  выставка ЭКСПО-2010, проходящая в Шанхае и посвящённая теме «Лучший город — лучшая жизнь», обозначила три главных тренда развития современных городов: это экология, энергосбережение и культура.

Рост значения фактора культурного досуга — прямое следствие роста доли городского населения в стране. По утверждениям антропологов, переезжая в город и становясь из сельских жителей горожанами, большинство людей утрачивает способность самостоятельно занимать себя в свободное от труда время. Они становятся зависимыми от внешнего «снабжения досугом» столь же сильно, как и от снабжения продовольствием. В постиндустриальной экономике потребления они превращаются в постоянных потребителей досуга, относясь к нему как к форме товара или услуги. А значит, всё более и более растут потребительские требования к количеству, качеству и разнообразию предложения в этой сфере.

Преимущество Москвы и Петербурга перед любым из российских региональных центров  по широте возможностей культурного  досуга — и есть то, что формирует «уникальное предложение» российских столиц. В свою очередь, конкурируя друг с другом за людей, различные города России стремятся атрибутировать себе тот или иной столичный статус. Но, с точки зрения рядового человека, «столичность» определяется вовсе не наличием в городе зданий, где заседают органы верховной власти. Для обычных людей столица — это в первую очередь разнообразие выбора мест, куда можно пойти, чтобы увидеть или услышать то, что ты не сможешь увидеть или услышать более нигде в мире.

Иными словами, столица — это культурный статус. Для любого города, региона успех в борьбе за привлечение населения прямо зависит от качества его культурной политики.

_________________________________________________________________________________________

Прагматизация приоритетов

Руководители  различного уровня привыкли списывать  проблемы в культуре на дефицит  её госфинансирования. Мировой — а в отдельных случаях и наш собственный опыт свидетельствует: культура может и должна превратиться из расходной бюджетной статьи в один из ключевых источников формирования национального дохода. Поэтому вопрос культурной политики — это в первую очередь вопрос правильной расстановки приоритетов.

Главный принцип  современной культурной политики состоит  в том, чтобы рассматривать её в контексте задач, которые решает культура на своём уровне.

_________________________________________________________________________________________

Основная идея проекта  «Культурный Альянс» — создание механизма модернизации культурной жизни в российских регионах. Проект решает следующие задачи:

_________________________________________________________________________________________

Для людей: 

    • Изменить в лучшую сторону качество жизни в стране. Качественный и разнообразный культурный досуг - всем. Ощущение полноты жизни. Все население страны, а не только жители столиц и богатые, имеющие возможность путешествовать, должны иметь доступ к мировому культурному процессу.

    • Талантливые творцы, живущие в провинции, получают возможность творческого роста. Их творчество попадает в мировой контекст. Их оценивают лучшие специалисты мира.

    • Создание творческой атмосферы для молодежи, вовлечение пассионариев в активную деятельность.

_________________________________________________________________________________________

Для Регионов: 

    • Сломать предубеждение о невозможности конкуренции регионов со столицей.

    • Дать регионам инструментарий по формированию своего нового лица. Появление на мировой карте (внимание медиа, повышение инвестиционной привлекательности территории).

    • Придать новый импульс «горизонтальным» коммуникациям в стране, «сшить страну» через культурные проекты.

    • Оживление туризма (особенно внутреннего), новые рынки для малого бизнеса и ремесленников.

    • Разворот тренда миграционной динамики. Развитие творческого потенциала населения, рост «человеческого капитала».

_________________________________________________________________________________________

    Для страны: 

      • Смена «повестки дня» общественной дискуссии, значительный рост ритма и разнообразия значимых событий за счёт культурной жизни. Увеличение количества «хороших новостей» в информационной ленте.

      • Децентрализация. Одна из «проклятых» проблем России. И уже на втором шаге — объединение регионов (опыт ЕС).

      • Заложить основы формирования новой, современной и высокотехнологичной отрасли национальной экономики, которой может стать экономика культуры.

      • Сохранение, актуализация старого культурного наследия и формирование нового.

      • Позитивный международный имидж государства.

      • Возможность создания «новой культурной политики» на основе реальной информации из регионов. Учет специфики каждого региона, поиск общих проблем и точек роста.

    _________________________________________________________________________________________

    Для Партии:

      • Укрепление базового имиджа ЕР как партии реальных дел.

      • Создание в регионах пассионарного творческого актива.

      • Формирование позитивного эмоционального фона в социальной среде городов за счет привлечения внимания к конвейеру культуры.

      • Появление темы «модернизация культуры» как партийной в общероссийском политическом контексте модернизации и инноваций.

      • Работа на имидж Партии как наиболее современной. Создание партийной программы в области культуры.

    _________________________________________________________________________________________

    Экономика культуры: мировой опыт

    В России принято  считать, что культура в принципе не может конкурировать по своему экономическому значению с тяжёлыми «индустриальными» отраслями. Тенденции  мировой экономики свидетельствуют  об обратном. Индустрия культуры становится всё более мощной и капитализированной отраслью, растёт её доля в национальном доходе наиболее развитых стран.

    Вот некоторые  факты: 

    Бильбао: После  строительства музея современного искусства Гуггенхайма город  получил туристический поток  размером в 1,5 млн посетителей в год.

    Оборот кинобизнеса  в мире сопоставим с оборотом нефти.

    Культурное наследие Италии, Франции, Испании делает их богаче стран с самыми крупными запасами углеводородов. Францию в год  посещают 80 млн. туристов (Россию — чуть более 2 млн). Там это третья по размерам и доле в национальном ВВП отрасль экономики (в России туризм не входит даже в двадцатку).

    Оценка наследия Пикассо выше рыночной капитализации  Газпрома.

    Крупнейший налогоплательщик в Англии — не президент BP, а автор  «Гарри Поттера» Дж.К.Роулинг.

    _________________________________________________________________________________________

    Российский  опыт: Пермь

    Мировые кейсы  нередко воспринимаются в России настороженно: «что немцу здорово, то русскому смерть». Долго считалось, что к российским городам европейский  опыт культурной политики неприменим. Пермский проект на деле доказал обратное. 

    Три ключевых особенности  пермского проекта  на этапе запуска:

      • Минимум финансового участия

      • Поддержка региональной власти

      • Координация с топ-менеджерами разных сфер культуры всего мира (прежде всего русскими, конечно) 

    Основные  направления развития новой культурной политики в Перми:

      • Музей

      • Театр

      • Фестивали

      • Городской дизайн

      • Творчество молодежи 

    Результаты 

      • Смена медийной повестки в регионе (несмотря на кризис и трагедии, обрушившиеся на Пермь, первые полосы — дискуссии о культурных событиях).

      • Постоянное присутствие культурной жизни региона в федеральных СМИ.

      • Появление пермских культурных событий в мировых медиа.

      • «Новая жизнь» старой культурной инфраструктуры.

      • Горизонтальные партнёрские контакты с другими регионами (культурный альянс Санкт-Петербург — Пермь).

      • В 4 раза увеличилось количество посетителей музеев, в два раза — фестивалей. Желающих уехать из города стало много меньше.

    _________________________________________________________________________________________

    Важнейший показатель успеха проекта — реакция населения региона. Данные соцопроса за начало 2010 г. (проекту один год):

    И это при  том, что в Пермском проекте, на старте были допущены некоторые ошибки, которые будут учтены в будущем — половина населения высказалась ЗА. И только 2% — против.

    Опрос проводился c 30  января по 15 февраля 2010 года на территории Пермского края. Объем выборки — 6000  человек, пропорционален количеству избирателей, проживающих в муниципальных образованиях. Максимальная статистическая погрешность по всей выборке составляет не более ± 1,4% при вероятности 0,95; максимальная статистическая погрешность различных подвыборок колеблется от ± 14,0% до ± 3,8% при вероятности 0,95.

    Опрос проведен ООО "Прикамский исследовательский центр "Технологии социального согласия".

    _________________________________________________________________________________________

    План  действий 

       

      • Создание единой дирекции проекта

      • Проведение мониторинга городов и отбор первых участников

      • Создание методических материалов, учеба

      • Запуск проектов и институций

      • Музеи

      • Театры

      • Фестивали

      • Организация творческих резиденций, проведение мастер-классов

      • Консультации местных активистов, помощь в реализации их собственных проектов

      • Осуществление медиаподдержки 

    _________________________________________________________________________________________

    У дефицита партийной  составляющей в модернизации есть свои объективные причины. Тот набор  мер, который реализуется руководством страны, относится главным образом к предмету ведения органов исполнительной власти. Возникаетощущение, что модернизация — это «скорее экономика, чем политика», а потому для партии, как будто бы, «не остаётся места» в этом процессе. И единственное, что она может — это в очередной раз выразить поддержку курсу президента и премьера: «Инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни». (Д.А.Медведев, Послание Федеральному Собранию РФ за 2009 г.).

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________