Все записи
10:00  /  23.11.09

18471просмотр

Иван Охлобыстин: Правильный вопрос

Правду говорить легко и приятно. Если ты точно знаешь, что это правда. Или тебе задали точный вопрос. Вот Пилат спросил Христа: что есть истина? И Христос не ответил ему, потому что в этом вопросе для него не было смысла

+T -
Поделиться:

Правду говорить легко и приятно. Если ты точно знаешь, что это правда. Или тебе задали точный вопрос. Вот Пилат спросил Христа: что есть истина? И Христос не ответил ему, потому что в этом вопросе для него не было смысла. Правда не перечень формальных очевидностей, они для каждого свои. Правда — понятие персонифицированное. Для Христа истина была в нем самом. Пилат понять этого не смог, точнее так: понял, принять не смог. Это рушило все его представления о миропорядке.

Прошло два тысячелетия, для трети земного шара христианство само стало основой миропорядка, а идиома «правда есть Христос» обрела законодательный статус. Но любой христианин все равно однажды задает себе этот вопрос, хотя и знает официальный ответ. Христианину, если он себя считает таковым, необходимо самому на него ответить. Только акцент приходится уже не на «правда», а на «Христос». Кто он для тебя лично? Не всем удается ответить. Не уверен, что сам смогу.

К чему это я!? Да вот: залез в Интернет узнать для ребенка о трубчатых червях и напоролся на рецензию о фильме «Царь», где сам снимался. Прочел, подивился, восскорбел. Фильм ругали. За исторические несоответствия, за «фотосессию Мамонова», «за гламурную святость Янковского», за посягательство на  авторитет царской власти. С чем-то я согласился, что-то отверг, но сам настрой не понравился. Люблю я  творчество Лунгина, он художник. Он снимает про то, что его действительно интересует, а не про то, за что приз дадут или бабла на втором «уик-энде» рубанет. Тогда я решил полюбопытствовать, что другие думают. Ввел в поисковой строке «Яндекса» свою фамилию, Лунгина и название фильма. Получил несколько тысяч ссылок. Все прочитать не смог. Знакомился выборочно. Пришел к неутешительным результатам: несмотря на то что большинство фильм хвалит, много критики в мой адрес от собратьев по служению и простых прихожан. Если отбросить хамов, дураков и желающих самоутвердится за чужой счет, все равно много. Суть основной претензии в том, что исполнением роли бесноватого царского шута я соблазняю людей и унижаю священный сан. Первой реакцией было отмахнуться и напомнить, что на постановку фильма режиссера благословил покойный патриарх Алексий, а моей задачей было лишь точное выполнение поставленной задачи. Но, поразмыслив, я понял, что в прочитанной критике есть определенный резон. Нет, не в соблазнении, кого тут соблазнишь!? Неофиты лишь укрепятся в вере, выявив «очередное, ожидаемое ими» нарушение святых устоев, принципиальных противников веры Христовой уже не соблазнишь, для только вступающих на путь, это станет хорошим поводом разобраться и, как следствие, сделать еще один шаг в сторону храма.

Здесь проблема стереотипа. Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино,  предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов. Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно? Почему это возмущает действительно уважаемых мною людей? Что-то не так. И я спрашиваю себя: что есть истина? Что для меня Христос? Желанная с детства работа в окружении приятных мне коллег, сопереживание их радостям и печалям, обеспечение моей семьи, детей и жены, которых я люблю без памяти, внешний комфорт и возможность творческой реализации, без чего моя душа рвется на части или предстояние у Святого Престола, где на время службы я полностью растворяюсь в восторженном осознании сопричастности Вечности, где меня покидает страх смерти и мою душу наполняет блаженный покой? Я не знаю. Может быть, я, подобно Пилату, задаю неправильный вопрос? Может быть, выбор только из  «не навредить» и «принести пользу»? Ведь святые отцы утверждали, что Бог прост. Значит, надо все просто решать. Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока я не найду правильный вопрос и единственный ответ на него. Если он есть.

P.S. Умер Патриарх Сербский Павел. Великий человек был. Царствие ему Небесное! В 1999 году, когда американцы бомбили Югославию, я приехал снимать Пасху. Ночь, пурпурные всполохи взрывов на горизонте, небольшая площадь перед кафедральным храмом, наполненная испуганными людьми. Павел позвал меня в алтарь и заставил облачиться в богослужебные одежды. Я ему сказал: но я не священнослужитель.

— Это ты так думаешь, — ответил он и положил мне в руки запрестольный крест.

Читайте также

Комментировать Всего 49 комментариев

священником пристало назвать того, кто может утешить. хотя бы и самого себя, до степени приемлемой для примирения с действительностью

Кризис соответствия? Иван, я имею схожую проблему с моей матерью. Она хочет, чтобы я был "успешным человеком", да и я хочу, но беда в том, что у нас разные понятия об этом. Поэтому мы остаемся каждый при своем мнении, она считает, что я ничего не добился, я считаю иначе и считаю правильно :) Пусть вы не соответствуете общепринятому образу священника, зато, быть может, вы открываете путь в религию тем, кто в их понимании не соответствует образу православного?

именно и я тому живой пример. Стоя в церкви на службе, я делал это скорее формально чем осознанно. Слова священника не "цепляли" меня за живое, а читая Ивана,яркий пример "Соборность", не приходится грызть камень,слова сами ложатся в душу как снежинки на стекло.

А мадейру вы все таки заберите,отец Иоанн, прошу.

Заберу. Зуб даю. Забегался.

У всякого своя дорога к Богу, истинный же путь не бывает прям и лёгок, а бывает полон сомнений и тернист. А всякое решение человеческое и дело человеческое суть для него единственно верное, и следует сие принимать со смирением, как часть промысла Божьего и волю Его.

.

Истинно сказано:

"Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира."

.

Благость же наша не в миру, и не вне его, а в сердцах наших. Вот бы что сохранить, а уж остальное - приложится.. :)

Дмитрий, я вот эти прописные истины много раз слышал и библию перечитывал. Но пока не поднял все интервью Ивана,его работы, факты биографии,оставался все так же далек от церкви  как нижеподписавшийся Рубин. И теперь, в наши смутные времена людям нужны именно такие священники,которые прошли сами через все,а не нахватались книжной мудрости. Лично я для себя определил свой эталон.

Георгий, я Вас вполне понимаю. Однако же, речь идёт несколько о другом.. Иван, будучи весьма одарённым и притом рефлексирующим человеком, полагаю, достаточно осознаёт степень ответственности, налагаемой всякой публичностью. Иными словами, тот, кто имеет влияние на многие, в т.ч. неокрепшие, умы, не так волен распоряжаться своими поступками и вообще внешними проявлениями личности, как человек маленький и никому не известный. Между названными профессиями и вправду существует определённый диссонанс. По-настоящему преодолеть его крайне трудно, и я ни секунды не стану осуждать Ивана, если он признает себя пока не готовым нести эту двойную ношу и ответственность. Ибо истинно сказано также: "Не судите, да не судимы будете!".

В стенах нету бога.

Я верю в бога,но не верю в церковь,не верю ни одному.Мой бог во мне,а храмы возводились не для бога а для человека,для злого,доброго,щедрого и скупого.А никак не для бога,ему не нужны золотые купола и Ватикан.Мне кажется не одна вера не должна влиять на мирскую жизнь,религия должна жить в своем духовном мире.Каждый волен понимать бога как он его видеть!

Вспомнилось:"Каждый пророк  это мошенник. Все, что он скажет в переносном смысле, будет понято буквально для извлечения личной выгоды. По этой  самой причине, недоверие ко всему, что он скажет в буквальном смысле, делает из мошенника пророка."

Pierre Klossowski "Le Baphomet"

Получается что в решении проблемы стереотипа мы со времен Христа так мало продвинулись? Этим обывательским стереотипом измереятся насколько священник - это священник, режиссер - это режиссер, актер- это актер. Похож он или не похож... Достоин или не достоин...Так хорошо вы сказали о предстоянии у Святого Престола и про сомнения о неправильности вопроса. За фасадом церкви и тела самое главное и происходит. Хотя я вот тоже цепляюсь за внешнее - не могу привыкнуть, что здесь в церкви скамейки, как в католическом храме стоят. Простите, что много пишу - скучаю здесь по русской церкви и нашим батюшкам и по старушкам, которые тихохонько приходят со своими складными стульчиками, но все больше все таки всю службу стоят и по деревянным церквушкам. Не имею права, конечно, отец Иоаонн, советовать Вам, но крест вам Патриарх Павел вручил, какие ж тут каникулы могут быть?

Вот теперь я смущен по-настоящему...

Если найти правильный вопрос и ЕДИНСТВЕННО правильный ответ на него, разве же это не апокалипсис и не конец всего сущего?

Бог непостижим по определению, и вся суть духовной жизни и заключается в вечном поиске вопросов и ответов - в любой церкви и религии, да и вовсе без нее. Разве не так?

Я согласна. Ответ на вопросы - это конец. Только сомнения и поиск и сохраняют движение..

Вы счастливый человек, Иван.. именно потому что душа Ваша рвется на части между тем что вы действительно любите. И кроме осуждения в Интернете и "уважаемых" вами людей вы сами никакого противоречия в этом не видите. В этом и простота Бога, по моему разумению - поступай просто как чувстуешь. А Вы чувствуете что все это - ВАШЕ. Именно Все, и именно Ваше. Так и живите. И не ищете ответов. Душа давно их нашла.

Я думаю, что "проблема стереотипа" действительно существует. И корни её в ортодоксальности Православной Церкви.

Никоим образом не подвергая сомнению и, тем более, не осуждая существующее положение дел, хотел бы заметить, что,  одной стороны, традиции - это очень хорошо. Это и дань уважения нашим предкам, для которых они были всем, и способ самодисциплинироваться.

Но с другой стороны , растет количество людей, для которых татуировки, перстни, востояные единоборства ближе, чем ортодоксальное служение обычных батюшек. И этих людей тоже надо "окормлять", помогать им в их нелегком пути к Царствию Небесному. Они с большим удовольствием пойдут на исповедь к Вам, Иван Иванович, чем к кому бы то ни было. Стройте свой Храм и ни в чем не сомневайтесь!

никакой проблемы нет, это- зависть чистой воды,самый распространенный порок,ему подвержены все и в том числе авторитетные уважаемые люди. Архиепископ Владимир Ташкентский,дай Бог ему здоровья, знал что говорил,он то сразу разглядел в Иване суть божию и то, сколько добра он может принести людям став священнослужителем.

Никто не знает, какие испытания ему уготованы. Никто не знает тернистого пути восхождения к Богу. Часто Господь подаёт знаки, разговаривая с нами через людей. Пристальный взгляд, внимательное отношение усиливают тяжесть произнесенного слова. Важно всё. Бог в мелочах, в недосказанном, в прочтённом неожиданно, в услышанном вчера. 

Простите, что долго не реагировал.

Свое намерение реализовал - письмо Святейшему составил и отнес в Патриархию. Все должно быть честно - Господь рассудит. Может быть это и будет правильный вопрос. Тот самый - самый правильный. 

Бaтюшкa, у Богa всего много.

единственное трaдиционное противопокaзaние - фaкт, что Вы aктер. Но для Вaс церк. иерaрхия сделaлa исключение .

Для человека каждый день встречающего чистый взгляд своих детей, самое главное - не иметь внутреннего раздвоения, быть цельным, гармоничным. Это вселяет в детей уверенность и помогает им развить редкую духовную силу, корни которой в отцовском приятии жизни, отсутствии страха. А страха нет, когда всё ясно и соразмерено со своими духовными силами. Я не сомневаюсь, что принятое решение было Вами выстрадано. И Вы получите бесценное количество бонусов за освобождение своей Души от обилия тяжеленных нагрузок. Освободившись - воспарить и соединиться, памятуя, что "На всё воля Господа нашего".

Все и было Честно!

Пусть Господь рассудит, только.... он вас таким создал, значит был на вас замысел особый. Как бы это по-точнее выразить.. Есть хасидская притча: Реб Зося говорил:" Когда я умру с меня не спросят - почему ты не был пророком Моисеем. С меня спросят: почему ты не был реб Зосей!.."

Не сомневайтесь в Своем Пути

Занятно выходит - Господь и хасидская притча. Экая кичуха

не вижу никакой "кичухи" -  Господь что, у христиан лишь Господь? или вы предлагаете весь духовный опыт человечества на свалку отправить? христианство есть определенная форма верования, выбираемая добровольно, но путей познания Б-га несть числа и смысл притчи оттого что она хасидская никак не меняется

Удивительно, но мало кто отдает себе отчет, что Бог один и тот же у иудеев, христиан и мусульман (он же Яхве, он Алла). Священная Книга (Ветхий Завет) одна и та же у всех трех религий. Все три религии почитают пророка Моисея.

Мусульмане считают Христа пророком, а не богом.

По их теории есть три главных пророка:

Моисей дал людям Закон

Христос принес Любовь (к ближнему)

Магомет дал им меч (защищать веру).

Удивительно, но почти каждый мусульманин удивляется, когда объясняешь ему, что у них и у евреев один и тот же Бог (и у христиан).

о. есть. буду внимательней читать комментарии.

А с чего Вы взяли что у православия и у иудаизма один Б-г? Мне правда интересно.

на вопросы, заданные в подобном тоне ни один нормальный человек серьезно отвечать не будет. А если вам уж так интересно - google it

удачи

Ну и правильно. Хотя кое-кого покрестить успел, и слава Богу

.  

Двойственное чувство - с одной стороны - мне кажется, что Иван для себя этот вопрос решил не вчера. Выбор назревал давно. И дело тут, на мой взгляд, не во внутренних противоречиях и стереотипах, все сложнее. На примере Ивана я убедилась в том, о чем говорил мне Настоятель Соловецкого Подворья в Москве, Архимандрит Мефодий - не может женатый священнослужитель на 100% быть с Богом. Либо семья, либо служение. А Иван, будучи, безусловно, натурой глубокой, способен отдаваться тому или иному чувству - на все 100%. Т.е. либо монах, либо - мирянин. Третьего не дано - а если дано, то, вот такой компромиссный вариант, который мы все наблюдали и который устраивал всех нас, за исключением, самого Ивана. Возможно, когда дети подрастут и не будет большой необходимости содержать семью, Иван уйдет. Оксана его, конечно, поддержит.

С другой стороны, возможно, все проще - тяжела ноша священника и не всякому по силам жить в нищете и самоограничении - не важно в чем оно будет выражаться. Если это и так, то и в этом случае пойму Ивана потому как он - честен с собой и со своими прихожанами.

Святейший, думаю, прошение одобрит. Хотя лично мне, будет искренне жаль.

Не соглaснa. Нa 100% редко кто с Богом. И монaхи мaрки собирaют или птичек держaт. 

И от священникa никто не требует святости..

Ваше право быть не согласной. Но, именно поэтому (так как считаете, что от священника никто не требует святости) Вы и не монахиня)

Есть кинокартина "Монахиня" с О. Хепберн на весьма схожую тему.

Да, я смотрела, суперская вещь - для себя решила, что как и Одри (ее героиня) быть монахиней не смогу)

Я для себя немного другой смысл вынесла... Мне показалось, там у героини тот же вопрос, что у Ивана. Упоминается понятие "монах(иня) в миру"...

Для каждого - свой смысл. Одри была бунтарка, поэтому и не смогла быть монахиней. А "монах в миру" - да, есть такое понятие и явление, но, это все же не об Иване Охлобыстине - священнике, актере и многодетном отце))

А еще лучше почитать книгу, по которой снят фильм: Д. Дидро "Монахиня".

Елена Казьмина Комментарий удален

Согласна с Татьяной - единственная ремарка - наверное святые приближались к заветным для нас 100%,  и разумеется нам тоже к ним нужно стремиться, но мучить себя изнутри мыслью, что все еще не соотвествуешь идеалу, думаю своего рода самомнение и гордыня.

Пишу это не с тем чтобы обидеть, а потому что  проблема знакома,  на своей шкуре прочувствовала  когда-то. Единственный способ излечиться - выдохнуть, расслабиться, признать что ты не свят и до святости тебе далеко, и только Бог может тебя спасти по своей милости. Правда что не ново, но одно дело знать,а другое - осознать.

Не мешaло бы репортерaм из гaзеты.ру получше знaть терминологию или же не писaть о духовных лицaх -

они уже отцa Ивaнa чуть ли не перекрестили

цитaтa - Как говорил в одном из своих интервью на радиостанции «Эхо Москвы» сам Охлобыстин, принявший имя Иоанн, с архиепископом Владимиром он познакомился,

http://www.gazeta.ru/social/2009/11/26/3291292.shtml

Татьяна, не переживайте. Ну, взял человек паузу подумать как и чего - когда взбунтовалась общественность и душа.Как пишет газета.ру (ссылаясь на Патриархию)  http://www.gazeta.ru/social/2009/11/26/3291292.shtml - не он первый, не он последний -это случающееся событие среди священнослужителей. Will come back. Все будет Ок.

Иван, вы напрасно, по-моему, приняли такое решение... Неумных и злых вокруг нас предостаточно, реагировать на них вряд ли стоит... Христос говорил: "Мне нет дела до того, как судите обо мне вы, я и сам не сужу о себе" (простите, если не совсем точно). Вот вы не знаете, какое влияние на меня и членов моей семьи оказало то, что Вы служите в том храме, куда удивительным путем привел нас Господь. Вы удивительный человек. Думаю, что Господь всё предусмотрел в Вашей жизни. Просто жаль очень, что Вас так задели чьи-то словца. Михаил Афанасьевич уже давно написал про это, мастер, знаете ли...

Дай бог, Ивану, душевных сил пережить этот сложный период  своей судьбы.

 Что-то не так, пишет батюшка,  что-то не так...

Чудо какое-то в нынешние времена - сомневающийся человек, стыдливый и совестливый. И радостный при этом.

Чудо и есть.

Иван, даже не думай. Бесы все это. 

Тем более, я, грешный,  к тебе на исповедь собирался. 

Верить в Бога и даже проповедовать - это одно, а состоять в такой по большому счету военной организации, как церковь - это совершенно другое. Не удивительно, что возникают противоречия. Странно, если бы они не возникали.

как же преодолеть противоречия?

Ваше решение, Иван, большое искушение для людей, еще большее, чем все, чем Вы удивляли людей раньше.....оставаться в системе, ПРИВЛЕКАЯ В ЕЕ РЯДЫ ЛЮДЕЙ НЕОРДИНАРНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ или, выйдя из нее, добавить сомнений, породив  всякие толки.... а,может, Вам создать альтернативную церковь, с чистого листа?  адептов, думаю, будет много, и все хорошие, верующие  люди, будут писать  и говорить Вам только приятные вещи....по этому признаку и принимайте.....а то ведь в церковь и в интернет всякие ходят....

Иван, дай Вм Бог ответить на этот вопрос, это не только очень личностно, но и определенно привязано к времени "взросления души". Однажды на исповеди я задал священнику мучительный для меня вопрос и получил странный ответ:- жди, получишь ответ-. И я его получил. Теперь даже странно, почему меня этот вопрос так занимал. Но я не об этом.

Посмотрел фильм, почитал комментарии, Например: http://www.rusk.ru/analitika/2009/11/07/gosudar_ioann_vasil_evich_groznyj_i_toshnaya_sila/ где его называют не иначе, как издевательством над Церковью. Пытаюсь покопаться в глубине сознания и увидеть спрятанную в фильме "ложь и клевету" и не нахожу. А какой должен быть он, Грозный? Он жесток, он молитвенник, он тиран и завоеватель. Но где здесь клевета? Это его портрет, полный противоречий. Ни о какой святости его не может быть и речи. Он не может не молиться, но он психически болен, он заблуждается во многом. В чем клевета? не понимаю. Филипп - настоящий русский монах, мирская жизнь для него - лишь путь к спасению, сан-обуза, правда - закон. В чем клевета - тоже не понимаю. Задаю себе вопрос - неужели я не вижу какого-то тайного зла, а другие видят? Может это тоже "недовзрослевшая душа"? Иван, прошествию времени Вы, лично увидели в фильме нечто зловещее или нет?

Так глубоко как вы я в любом случае не понимаю, но могу сказать точно: мне, человеку неверующему, во время фильма было много раз жутко, много раз прекрасно, и самым сильные эмоции я получал именно в области каких-то религиозных чувств - и во время содома, когда девки дворец отмывали, а шут с царём заносились с молнией, и когда часовню подожгли, и ещё неисчислимое количество раз.

Большое спасибо Лунгину и вам лично - за глубокий, интересный фильм, заставляющий глубоко задуматься. Считаю что он существенно меня изменил. 

С Богом!

По правде живете и делаете и делаете все по совести. Божеского споспешения!

Новости наших партнеров