[stamp-one] 9 сентября в российский прокат выходит фильм «Океаны» знаменитых режиссеров Жака Перрена и Жака Клюзо. Мировая премьера «Океанов» состоялась в 2009 году. Почему фильм оказался на российских экранах спустя целый год и почему это кино обязательно к просмотру, рассказал Александр Роднянский

«Океаны» Перрена и Клюзо — документальный блокбастер, продолжатель традиций их знаменитых фильмов «Генезис», «Микрокосмос», «Птицы» и «Птицы-2» («Марш императорских пингвинов»). Однако в России фильм до сих пор можно было увидеть лишь на фестивалях — ММКФ и «Послании к человеку» в Санкт-Петербурге. 9 сентября «Океаны» выходят в широкий прокат благодаря партнерству компании Сэма Клебанова и Александра Роднянского «Кино без границ».

Накануне выхода в российский прокат фильма Сэм Клебанов взял интервью у Жака Клюзо. А Александр Роднянский рассказал, почему этот фильм целый год был закрыт для российской публики:

«Есть две причины. Первая: “Океаны” —  чрезвычайно необычный для российского кинопроката фильм, и поэтому в том, что называется дистрибуцией, компания “Кино без границ” испытывала сложности. Далеко не все кинотеатры (я имею в виду владельцев сетей) относятся к этому фильму с доверием. Например, крупнейшая киносеть в стране “Каро” этот фильм прокатывает на ограниченном количестве экранов. Исходя из собственного опыта, они считают (полагаю, небезосновательно), что фильм коммерчески неперспективен. А дистрибьюторы (особенно дистрибьюторы кинематографа неформатного, необычного, не являющегося конвейерным) должны быть уверены, что тот или иной будут смотреть зрители. То есть надо было подготовить прокат, потому что «Океаны» выходят, в отличие от большинства аналогичных фильмов в российском прокате, достаточно большим тиражом — 150 копий, что гораздо больше, чем тираж многих игровых фильмов. Второе: дистрибьюторы “Кино без границ” искали правильную дату. Сентябрь — хорошее время, потому что все возвращаются из отпусков».

2 сентября состоялась премьера фильма в кинотеатре «Пушкинский». Поразительна была реакция зрителей: люди постоянно во время просмотра обсуждали увиденное. Какой-то мальчик басом комментировал: «А теперь у дельфинов любовь. Смотри, смотри, черепахи целуются! Ой, что это он с акулой сделал? Он ее что, убил?!» Один из сидящих прямо за мной мужиков в какой-то момент не выдержал и крикнул: «Давай, вломи крабу!» Однако это ничуть не раздражало, напротив, эти искренние реакции добавляли удовольствия от просмотра. Александр Роднянский считает, что такое впечатление зрителей — абсолютно детское, и оттого ни секунды не раздражает. И продолжает объяснять: «У нас практически нет детского кино, оно исчезло, поэтому очень многие взрослые, если вы обращали внимание, настойчиво пичкают своих детей старыми советскими детскими фильмами, любимыми картинами своего детства. И в кинотеатры дети ходят на голливудские блокбастеры, адресованные, как в свое время придумали голливудские продюсеры, ребенку внутри взрослого. А этот фильм удивительным образом не похож ни на что, что идет в прокате».

«На меня лично “Океаны” произвели большое впечатление, — говорит Роднянский, — как и “Птицы”, и “Микрокосмос”. Это такой тип кинематографа, который строится на чувстве невероятного восхищения природой или Создателем. Это отчасти резонерское кино, которое рассказывает, что же из себя представляет человек как фактор, появившийся на миллионы лет позднее, чем это удивительное разнообразие живого, и позволяющий себя вести безответственно и беспощадно».

Подготовила Ксения Чудинова