Все записи
12:53  /  12.03.19

399просмотров

Новая веха арт-рынка: как тиражная графика стала ликвидным товаром

+T -
Поделиться:

Президент рекламного агентства AltCommunicationGroup, основатель и совладелец сети международных галерей AltmansGallery, арт-дилер и коллекционер Егор Альтман рассказывает об эстампах и арт-подарках.

 

Тиражная графика как ликвидный товар

 

Произведения графического искусства (эстампы) появились в Европе еще на рубеже XIV-XV веков. Сейчас, в XXI веке, тиражное искусство переживает настоящий бум: крупнейшие аукционные дома проводят узконаправленные торги, в Европе и США открываются галереи, специализирующиеся на эстампах, а коллекционеры выстраиваются в очередь на подписного Рембрандта или Дега.

Цифры говорят сами за себя. Тиражная графика составляет пятую часть из всех предметов искусства, выставляемых на западный аукционный рынок. При этом каждая третья работа, приобретаемая на аукционном рынке, — это эстампы. Октябрьский аукцион Christie's Prints & Multiples в Нью-Йорке принес $ 13, 3 млн. Выручка двух осенних торгов Sotheby’s Prints & Multiples составила $ 17 млн. Самими же доходными оказались торги, на которых были представлены литографии и гравюры Пабло Пикассо, Анри Матисса, Дэвида Хокни, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна.

Сегмент тиражного искусства растет. Рынок высоколиквиден, а доступность работ высока. Ко всему прочему, западных художников подделывают реже, чем российских. Нарваться на копию Айвазовского легче, чем на Пикассо. Все это обеспечивает большой спрос и растущую популярность – художники первых имен вечны, это и демонстрируют последние аукционы.

Однако в России тиражное искусство находится в зачаточном состоянии. Временные экспозиции были представлены в ММОМА (Эшер), Музее Анны Ахматовой (Британишский, Юрий Васнецов), калининградском музее им. Ф. Коваленко (Магритт) и воронежском музее им. Крамского (Пикассо, Ван Гог, Гоген). В Москве только одна площадка специализируется на тиражной графике – филиал израильской галереи Altmans Gallery. На протяжении трех лет мы отбираем на аукционах редчайшие эстампы Рембрандта, Мураками, Шиле, Дега, Матисса, Шагала, Пикассо, Дали, которые в последствии представляем своим клиентам. Среди прочих в галерее представлены также современные российские и международные художники.

 

На кого охотятся современные коллекционеры

 

При выборе работы на первый план выходит несколько аспектов: эмпирический, ментальный и ликвидный. Основным спросом пользуются художники XX века. Около 30% предпочитают академическую живопись, в этом случае коллекционеры ищут тиражную графику XVII и XVIII века. В основном это офорты Рембрандта и Гойи (гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой). Подобный выбор многие воспринимают как маркет искусствоведческой эрудиции – за пределами Нидерландов Рембрандт был известен именно как гравер, а некоторые офорты полностью или частично повторяют его картины. За всю жизнь Рембрандт создал более 1 300 офортов, а одна и та же работа может выглядеть совершенно иначе, благодаря использованию другого состава обработки. 

По большей части это субъективизм. Тот же Шагал создал 1 100 цветных подписных литографий, которые сегодня столь же желанны, как и его картины. А переехав в Париж работал над циклом офортов к «Мертвым душам». Как писал в автобиографии сам Шагал: «Мне кажется, было бы большим упущением с моей стороны, если бы помимо живописи, в один из периодов моей жизни, я не обратился к гравюре и литографии».

Для тех, кто ведет международный бизнес или живет на несколько стран на первый план выходит трафаретная печать и шелкография, в основном это Мураками и Лихтенштейн. Люди стараются идти в ногу со временем, а шелкография – та среда, где сочетается теоретической основа с новыми технологиями.

 

Об AltmansGallery

 

Галерея тиражного искусства открылась три года назад. Сейчас у нас существуют два филиала: в престижном районе Тель-Авива и в ТЦ «Новинский» в Москве. В течение месяца мы открываем третью площадку в галереях «Времена года». Идея создания пришла ко мне в голову во время путешествия в Нью-Йорк. Я обратил внимание, что в районе Сохо магазины и рестораны чередуются с галереями. Когда в одном месте сосредоточены три основных компонента досуга – это не только удобно, но и здорово экономит время.

Формат галереи предполагает кулуарность – пространство, площадью от 40 до 150 кв. м., еще одна наша изюминка. Отчасти это прототип берлинских галерей, где экспозиции оформляют в бывших гаражах или в двух-трех комнатных квартирах. Люди устали от больших музеев, на которые приходится выделять 3-4 часа. Тем более, экспозиция лучше воспринимается, когда зритель сосредоточен на чем-то одном, а не бежит по этажам в попытке за день понять всю эпоху. 

 

За время работы в Altmans Gallery мы организовали 10 персональных выставок (например, Сальвадора Дали «Алиса в Стране чудес», приуроченная к 185-летию со дня рождения Льюиса Кэррола, Пабло Пикассо «Страсть. Кровь. Вино. Женщина», объединившая уникальные работы из частных коллекций, прежде недоступные широкой публике, Юрий Норштейн «Стол поэта» -- тогда мультипликатор лично занимался оформлением пространства, готовил рисунки и жикле, и специально прилетел в Тель-Авив открывать выставку.

Мы специализируемся исключительно на оригиналах с прозрачным провенансом и историей. Все представленные в галерее работы приобретены на аукционах и имеют серийный номер. Для тех, кто хочет получить дополнительное подтверждение, галерея проводит персональную экспертизу.

Особенно важно, что галерея предлагает клиентам те же работы, что и в Martin Lawrence Galleries в Нью-Йорке, но по более низким ценам – сказываются стоимость аренды, налоги и дружеские отношения в круге арт-дилеров.

Тиражная графика как подарок

 

На протяжении столетий арт-подарок считается проявлением хорошего тона и уважения. Произведение искусства демонстрирует особенных подход к выбору подарка, высокий культурный уровень дарящего и, безусловно, является отличной инвестицией. Сейчас эстампы стали достойной альтернативой подарку человеку, у которого все есть.

Элитный алкоголь теперь моветон, сейчас большинство старается перейти на здоровый образ жизни, подаренные часы и прочие аксессуары –  вещи, которые обычно хранятся в комоде, в основном люди носят 3-4 любимых экземпляра. В этом случае на первый план выходит искусство.

Выбирая подарок для делового человека, я бы рекомендовал принимать во внимание интерьер, где будет висеть эстамп. В основном у нас покупают работы в кабинеты, переговорные или гостиные. Кстати, один из клиентов на столько оценил эстамп Дали, что решил не ограничиваться литографией на стене: столик у кожаного дивана в его кабинете декорирован тем же изображением, что и на стене. Выглядит симметрично.

В подарок женщинам выбирают работы художников, которые имеющеют для них свой, личный смысл. Часто это Шагал – любовь в его творчестве занимает одно из ведущих мест, а яркие оттенки литографий становятся смелым акцентом в интерьере. Не менее популярен, кстати, Дали с его серией зодиаков. Несмотря на XXI век, поклонниц астрологии меньше не становится. И, конечно же, Мураками –  здесь доминируют скрытые смыслы художника, за счет которых Мураками дает зрителю возможность интерпретировать увиденное в рамках личного опыта. Женщины воспринимают тиражную графику как интимный подарок, подчеркивающий особый подход к выбору.

В детские в основном покупают Миро и Норштейна. Это классика: испанский живописец прославился картинами, напоминающими детские рисунки; подобные эстампы развивают воображение и особенно нравятся детям – зачастую они видят на картине значительно больше, чем взрослые. С Норштейном все и так понятно, мы росли на его мультиках, сейчас на них растут наши дети и, уверен, будут расти внуки. Поэтому знаменитые жикле из серии «Ежик в тумане» приходится постоянно докупать.