Все записи
19:46  /  31.01.20

231просмотр

Worldmusic — будущее российской культуры

+T -
Поделиться:

В истории не раз возникали попытки объединить верующих под знаменем одного движения, получившего название Экуменизм, проповедующего идеологию всехристианского единства. Но все эти попытки ощутимого результата не принесли по простой причине – каждая церковь – Католическая, Протестантская или Православная имела свои интересы, и объединение оказалось нежелательным, да и просто невыгодным. Такие же результаты наблюдались при попытках объединить все мировые религии под лозунгом “Религий много, Бог – один”. Первый Конгресс представителей всех церквей, организованный теософами в 1893 году, был проведен в Чикаго. На нем выступил идеолог суперэкуменизма, йог Вивекананда. Он призывал отбросить нетерпимость, фанатизм, ограниченность, религиозную гордыню, деление людей на христиан, мусульман, буддистов, индусов, иудеев и т.п. Конгресс не имел должного успеха, представители разных конфессий не изъявили желания объединяться и в XX век человечество вошло разобщенным. В XXI веке мы разобщены еще больше.

По моему глубокому убеждению, стоит обратить пристальное внимание на особое явление в музыкальной культуре - Worldmusic. На Западе уже много лет существует это движение, одной из особенностей которого является способность объединять представителей самых разных народов, религий, молодежных течений и группировок в процессе совместных акций в виде концертов, имеющих нередко песенно-танцевальное действо, охватывающее всех присутствующих на сцене, и в зрительном зале. Я давно начал интересоваться истинной древнеславянской культурой. Именно тогда я сблизился с ансамблем Дмитрия Покровского, стал посещать их действа, на которые они привозили из глухих Поморских деревень еле живых старушек, исполнявших уже забытые дохристианские песни, связанные с различными мистическими обрядами. Именно тогда я понял, что всё древнее музыкальное искусство, причём не только на Руси, было отнюдь не для развлечения и удовольствия. Подавляющее большинство песен и танцев имели чисто функциональную направленность - это был способ загадочного общения с высшими силами природы. В каждом племени, у всех народов существовали эскстрасенсы, обладавшие способностью объединять энергию массы людей, чтобы вызывать дождь, исцелять больных, оживлять недавно умерших и многое другое. Они имели разные названия – шаманы, колдуны, ведуны. Я стал совершенно иначе смотреть на этническую музыку. Кстати, когда в нашей стране была опубликована книга американского врача и путешественника Гарри Райта “Свидетель колдовства”, где он подробно описал все чудеса, которые наблюдал в отдаленных уголках земного шара, я окончательно укрепился в своем отношении к этнической культуре.

Я приобщился к творчеству американского саксофониста и композитора Пола Уинтера, впервые предложившего идею worldmusic. Я осознал тогда, насколько обогатится будущая музыкальная культура, использующая и объединяющая многочисленные виды этнической музыки с накопленным опытом современных жанров, таких как «джаз», «фанки-фьюжн», «прогрессив-рок», с тем, что накопилось в мире мультимедийных технологий, начиная с компьютеров и секвенсоров, и кончая синтезаторами, электрогитарами, бас-гитарами и многим другим. И при этом без подавления самобытности того или иного вида древней музыки, а наоборот – в попытках подчеркнуть самые яркие её особенности. Начиная с 60-х годов, вслед за Полом Уинтером, некоторые известные джазмены, как американские, так и европейские, приступили к экспериментам с использованием музыки народов Африки, Ближнего Востока, Индии, Японии и Китая, стран Латинской Америки, Мексики, Кубы и Испании, Ямайки и Ирландии, сохранив важнейшие составляющие джаза – импровизацию и драйв.

Сам Пол Уинтер создал при Northwestern University ансамбль Консорт, явившийся одним из первых в истории движения Worldmusic. Позднее, четыре его участника, объединились в ансамбль Орегон, быстро завоевавший огромную популярность, не столько в Америке, сколько в Европе. По времени это совпало с расцветом движения хиппи, среди которых наметилось увлечение различными духовными учениями: индийской йогой, ведантой, дзен-буддизмом. Возродился интерес к эзотерическим школам: Гурджиева, Штайнера, Данова, Раджнеша, Айванхова, к раннему христианству. Огромной популярностью начали пользоваться концерты индийского мастера игры на ситаре Рави Шанкара, прибывшего на гастроли в США и исполнявшего традиционные раги. Один из участников Орегона – Колин Уолкотт – очарованный индийской музыкой, моментально освоил ситар и табла, что придало звучанию ансамбля индийский колорит. Таким образом возникали первые серьезные образцы того направления, за которым постепенно закрепилось название – Worldmusic. Затем за дело взялись рок-музыканты. Это были: Пол Саймон, кумир хиппи, представитель кантри-рока, участник дуэта Symoh&Gurfinkel, а также Питер Гэбриел, отделившийся от группы Genesis. Им удалось развернуть популяризацию Worldmusic в более широком, мировом масштабе. В частности, Питер Гэбриел в 1980 году основал организацию WOMAD (World of Music, Arts and Dance).

Поскольку Россия представляет собой многонациональное и многоконфессионное государство, то для объединяющей национально-патриотической идеи нам не подходят ни русофильская концепция, ни православная, ни монархическая. А вот Worldmusic – это, на мой взгляд, то, что могло бы реально объединить православных христиан, мусульман, буддистов, иудеев, и даже представителей неформальных молодежных группировок. Именно широкомасштабному проведению фестивалей и концертов, посвященных Worldmusic во всех российских регионах требуется мощная финансово-организационная поддержка. Я уверен, что при таком подходе через несколько лет может сформироваться молодое поколение, мыслящее абсолютно по-другому. Это новое поколение россиян, взрослеющее под воздействием идеологии Worldmusic, может стать гораздо терпимее ко всем, кто имеет другой цвет кожи, кто приехал издалека в поисках работы, попав под категорию “гастарбайтеров” или “понаехавших”. Я прекрасно осознаю, что такие мысли во многом напоминают утопии Уильяма Морриса. Но уже в наше время эта утопия постепенно превращается в реальность, правда, пока за рубежом, в форме концертов и фестивалей в африканских и азиатских странах, получив признание и в Европе, на крупнейшем музыкальном форуме в Монтрё.Что касается России, то здесь существует множество талантливых исполнителей и коллективов, беззаветно преданных многочисленным ответвлениям Worldmusic. Наиболее талантливые из них, такие как Инна Желанная, Намгар Лхасаранова, Намчылак Сайнхо, Борис Базуров, Андрей Виноградов, Сергей Клевенский, Сергей Старостин, Владимир Волков, дуэт Белый острог, группа Хун Хур Ту - хорошо известны за рубежом и часто выступают там наряду с маститыми представителями этого направления. А у себя на родине, в России о них мало кто знает. Этот нелепый парадокс может быть устранен только при поддержке культурных правительственных организаций и государственных СМИ.