Все записи
12:04  /  6.03.20

219просмотров

О Дворцах культуры замолвлю слово

+T -
Поделиться:

В Советском Союзе всегда царила атмосфера перестраховки. Начальники всех сортов, начиная с комсомольских и профсоюзных, и кончая партийными, вечно боялись, что за малейшую ошибку их могут снять с работы. И тогда будет утрачено всё, ради чего они когда-то бросили свою профессию и переключились на партийно-бюрократическую деятельность, полностью потеряв прежнюю квалификацию. На этом страхе и держалась советская бюрократическая система. Во все периоды Советской власти обязательно запрещали что-либо в области искусства. При этом четких формулировок, где присутствовал бы термин «запретить» - не было. Советский Союз как мог старался разыгрывать из себя свободное, демократическое государство.

Формально все было разрешено, а на деле, на всех уровнях, начиная с Политбюро, Обкомов, Райкомов, Министерств, управлений культуры, концертных организаций (Гос-, Рос- и Москонцерт, различные филармонии) – всё происходило по одному сценарию. Во все эти организации рассылались некие рекомендации, в которых не советовалось использовать – те или иные жанры, а также предоставлять работу некоторым участникам. В результате очень многие представители нежелательных видов искусства оказывались практически без работы. Но нередко, чтобы не стать жертвой бюрократии и не дать погибнуть целому жанру, некоторые прибегали к помощи такой сферы как «художественная самодеятельность».

Дело в том, что в советские времена каждый Профсоюз имел свои возможности, начиная с финансовых и кончая материально-техническими, куда и относились многочисленные Дворцы Культуры со всем необходимым оборудованием, то есть – концертным залом и репетиционными комнатами, световой и звуковой аппаратурой и многим другим. А зачем все это было нужно профсоюзам? Параллельно с профессиональными культурными мероприятиями, в СССР регулярно проводились не менее масштабные конкурсы, где профсоюзы соревновались между собой.

В каждом профсоюзе была группа людей, отвечавших за формирование самодеятельных коллективов. Они активно искали талантливые коллективы, по тем или иным причинам не пробившиеся в профессиональные. Их брали в штат и оформляли как рабочих или служащих одного из предприятий данного профсоюза, при условии, что они будут готовить программу в допустимых рамках для ежегодного выступления на районном конкурсе, а иногда и на показательных концертах Всесоюзного масштаба. В остальное время, согласно неписанному договору, им разрешалось заниматься тем, что они любят (в разумных пределах, естественно). Таким образом огромное количество коллективов в нашей стране получило возможность репетировать.

Сперва запреты относились к традиционному джазу, позднее – к джаз-року и рок-музыке. Был даже период, когда запрещали не просто исполнять песни «Битлз», а даже подражать им. Был период, когда мой «Арсенал» был запрещен под предлогом «религиозной пропаганды», поскольку мы, репетируя в подвале ДК «Москворечье», сделали программу с нашей версией рок-оперы «Иисус Христос – Сверхзвезда». Меня даже вызывали на беседу в какие-то Спец-органы и обвинили в организации беспорядков. Это был 1974-й год – время расцвета движения хиппи в Советском Союзе. Вызвали и дирекцию ДК и те получили указание больше не давать «Арсеналу» репетировать в «Москворечье». Мы попали тогда в безвыходную ситуацию.

Тогда же стал «нежелательным» фольклорный коллектив Дмитрия Покровского - они перешли дорогу влиятельному народному хору омской филармонии. Я уверен, что письмо, присланное в Министерство Культуры, было составлено руководством этого хора. В нём подчёркивалось, что коллектив Дмитрия Покровского нарушает своей активностью сложившееся у советских людей представление о русской народной музыке. Приблизительно то же самое происходило в сфере бардовской песни. Так что ДК позволили сохранить множество талантливых коллективов, составивших в будущем славу Советского и Российского искусства. Взять, хотя бы ансамбль «Песняры», ансамбль «Каданс» Германа Лукьянова», ансамбль «Аллегро» Николая Левиновского, трио «Второе приближение» Андрея Разина, «Ленинградский диксиленд», ансамбль Дмитрия Покровского и о выжили, благодаря вере в свое дело.

После крушения советской системы ситуация с ДК резко изменилась. Ведущие отрасли российской промышленности потеряли ряд крупных предприятий, часть которых просто закрылась по причине нерентабельности, а другая часть перешла в руки частных владельцев, которым никакие Смотры Художественной самодеятости были не нужны. Помещения Дворцов культуры (тот же оскворечье») были сданы предпринимателям под различные склады. Зато появило большое Количество коммерческих клубов самых разных направлений, где абсолютно беспрепятственно выступали коллективы, поддерживая свою профессиональную форму. Правда, их качество не контролируется так, как это делалось в советские времена.