Все записи
00:10  /  30.04.20

210просмотров

Размышления в день джаза

+T -
Поделиться:

Несмотря на свою замкнутость и обособленность, джаз не избежал печальной судьбы других известных в истории течений, направлений и учений. Раскол, противоречия, взаимные упреки между новаторами и приверженцами традиций, теоретические и идеологические расхождения прослеживаются на протяжении всей истории человечества, от раннего христианства до социализма, от церковной музыки до джаза и блюза. Вся история джазовой критики и отношений между самими джазменами доказывает это. Если попытаться понять историю джаза и прочитать все, изданное за последние 70 лет, то можно просто запутаться. Например, французский критик Панасье однозначно не считал джазом все, что было после диксиленда и мэйнстрима. Уже бибоп, по его мнению, не был джазом. Сами приверженцы бибопа отказывались считать джазом музыку авангардистов, начиная с Орнета Коулмена. Все вместе поначалу не признавали джаз-рок.

Новаторские оркестровки Стэна Кентона 40-х годов были встречены очень холодно именно в профессиональной джазовой среде. Эксперименты Дэйва Брубека с переменными размерами, еще в 50-е годы, когда появились такие пьесы как Take Five или Blue Rondo a la Turk, были восприняты как отход от джаза. Даже гениальное начинание Майлза Дэйвиса 1959-го года, породившее абсолютно новую эстетику «модального» джаза, не получило дальнейшего развития и достойной поддержки. Сама фигура Дэйвиса стала в этом смысле символичной. Он за свою жизнь несколько раз полностью менял свою музыку, создавая новые направления и массу последователей. И каждый раз подвергался нападкам туполобых ревнителей традиций или завистников, прекрасно всё понимающих. Не взирая ни на что, он оставлял новый стиль, предоставляя дорабатывать его своим приверженцам и шел дальше, к созданию еще более нового, не взирая ни на что. 

С моей точки зрения, ни одно из многочисленных музыкальных направлений не имеет такого разнообразия своих составляющих, как это наблюдается в джазе. Причины в том, что само это государство (родина джаза), возникло в результате переселения в одно место огромного количества представителей различных рас и национальностей отовсюду, главным образом из европейских стран. Противоречия, постоянно возникавшие внутри этого явления, ещё больше усложняли отношения между теми, кто давал названия и определения новым течениям, делая им оценки, которые моментально устаревали, теряя смысл. Важным обстоятельством стало наличие расизма, который после отмены рабства всё же продолжал существовать, значительно усложняя развитие джаза в этой стране, став тормозом для нормального развития всей американской культуры. 

Само устройство американского общества с его белой элитой в лице ВАСПов (белые англосаксы протестанты), не признающих ни католиков, ни мусульман, ни иудеев, ни представителей жёлтой расы, ни мексиканцев, ни итальянцев, ни ирландцев  - породило нездоровую реакцию протеста, а также появление полуофициальных организаций и соответствующих акций. В настоящее время джаз перестал быть символом Америки, страны, породившей этот культурный феномен. К джазу постепенно привыкли, а новые поколения вообще ничего не знают о том, как, когда и где он появился. Тем более, что за последний десяток лет образовалось несколько абсолютно новых стилей, популярных в молодёжной среде. Это Black Midi, Kawaii Metal, Shangaan Electro, Seapunk, Wonky, Wizard Rock, Witch House, Skweee, Vaporwave и Lovercase.

По правде говоря, я знаю о большинстве из них только по названиям. Зато пристально наблюдаю за процессом формирования более крупного, нового направления в современной музыке, которое вобрало в себя всевозможные стили, перечисленные выше, а также и более крупные стили, связанные с джазом, рок-музыкой, с фанки-фьюжн и тем, что называется World Music. С этим явлением у меня в сознании связаны такие имена как Джо Завинул или Питер Гэбриэл, который ещё в 1980-м году сделал первую попытку переосмыслить происходящее в мире современной музыки, создав некую организацию WOMAD (World of Music, Arts and Dance).  Первый крупный фестиваль новой музыки состоялся в 1982-м году в английском городе Шептон Маллет (Shepton Mallet). Там выступили трубач Дон Черри, группы The Beat, Drummers of Burundi, Echo & The Buunymen, Imrat Khan, Prince Nico Mbarga, Simple Minds, Suns of Agra, The Cheftains. 

Габриэль и его компания, которая финансировала WOMAD, столкнулись с финансовым крахом из-за высоких расходов на фестиваль в первый же год его проведения, усугубленных отсутствием подходящего транспорта к месту проведения (Shepton Mallet Showground) и отсутствием рекламы. По предложению Тони Смита, менеджера Питера Гэбриэла, он и остальные члены группы "Genesis” согласились сыграть вместе в одном шоу под названием "Шесть лучших" в Милтон-Кейнсе. Это выступление включало в себя появление Национальной танцевальной компании "Ekome”. Это шоу спасло компанию и сделало возможным проведение дальнейших мероприятий WOMAD. С 1982-го года года фестивали WOMAD путешествуют по всему миру, привозя артистов в многочисленные места и развлекая более миллиона человек.

Главное британское мероприятие проходило в Ривермиде, в Рединге, (графство Беркшир), с 1990-го по 2006-й годы. В 2017-м году WOMAD отметила свое 35-летие. Концерт, в котором принимали участие многие звёзды, собрал рекордную аудиторию в десять тысяч человек. Такая популярность позволит обеспечить развитие этого направления надолго, поскольку главным фактором здесь являются сами способы слияния различных его частей. А их может быть бесконечно много. Не важно, что какое-нибудь из составляющих направлений, исчерпав все свои ресурсы, зайдёт в тупик и превратится в так называемую «классику», подобно тому, что произошло с некоторыми видами народной или симфонической музыки. Поэтому World Music, в её обновлённом виде, мне кажется, будет основным направлением в ближайшие годы, способным хоть как-то держаться на плаву на фоне катастрофического снижения интереса публики к «живой», натуральной музыке.