Все записи
МОЙ ВЫБОР 17:02  /  16.07.20

94просмотра

Виновник разложения американского общества

+T -
Поделиться:

Джаз начал выходить на поверхность из черного андеграунда, из гетто. Время после окончания Первой мировой войны стало первым периодом врастания джаза в сознание американцев, а затем и европейцев. Америка оказалась поначалу поразительно консервативной страной. Джаз получил мощнейший отпор сразу по нескольким линиям - со стороны церковных клерикалов, расистов, традиционалистов – классических музыкантов и критиков, педагогов, а также со стороны респектабельного высшего общества, сильных мира сего, чиновников и даже ученых-физиологов. Все ополчились на джаз.

С самого начала 20-х прошлого века в США разгорелась дискуссия по поводу джаза как одного из главных виновников разложения культуры и морали американского общества. Недовольство джазом исходило во многом из протестантской, англо-саксонской части высшего класса – White Anglo-Sax Protestant. Заметные изменения в образе жизни молодежи, а именно – увлечение алкоголем и наркотиками, сексуальная раскрепощенность, новые танцы и мода, болезненно воспринимались традиционно мыслящими американцами как дегенерация общества.

В газете «Нью-Йорк Таймс» в январе 1922-го года появилась статья, где нью-йоркский епископальный ректор Перси Грант предупредил членов своей конгрегации, о том, что согласно имеющемуся у него официальному бюллетеню, за последний год в США «бесследно исчезли» - лишились невинности - 65 тысяч молодых девушек. Статистика рождаемости в этот период оказалась тоже тревожной – резко возрос процент незаконнорожденных детей. И во всем этом обвиняли новое явление – джаз. Параллельно с этим выявилась печальная статистика, согласно которой рождаемость в «хорошей», зажиточной белой протестантской среде заметно снизилась, зато возросла в среде неимущих, цветных и вообще – низших слоев общества.

Все это свидетельствовало о грядущем вырождении американского общества, о количественном увеличении его «худшей» части. Каких только терминов не посыпалось в адрес джаза в высказываниях известных людей. Взять хотя бы музыкальных критиков. Прежде всего, ранний джаз поначалу вообще отказывались считать музыкой и поэтому сами оценки его носили просто издевательский характер. Некий Зигмунд Спат называл джаз «просто хриплым и нечленораздельным ревом горланящих медных инструментов, где каждый исполнитель пытается превзойти своих собратьев, создавая фантастическую какофонию».

Характерно остроумное высказывание журналиста Джона Мак Мэжона, появившееся в 1921-м году в статье, озаглавленной «Назад к довоенным нравам» в журнале Lady’s Home Jornal: «Если бы Бетховен смог вернуться на Землю и услышать современный джаз-оркестр, он бы поблагодарил Небо за свою глухоту». Даже такой, казалось бы, продвинутый человек как Томас Алва Эдисон, изобретатель электрической лампочки накаливания и фонографа, говорил, согласно воспоминаниям Пола Уайтмена, что он предпочитает «..проигрывать джазовые пластинки в обратном направлении, поскольку так они звучат лучше».

Многие известные композиторы и исполнители классической музыки осудили джаз, как нечто механическое, лишенное настоящей одухотворенности, построенное на животной чувственности и грубом ритме. Скрипач Фриц Крайслер считал джаз пародией на музыку, карикатурой, которая не может быть причислена к настоящему искусству. И таких примеров множество. К музыкантам присоединились даже медики. Известный нью-йоркский врач д-р Элиот Роллингс пытался дать научное обоснование тому, что джаз оказывает на человека такое же воздействие, как алкоголь: «Джазовая музыка вызывает опьянение, посылая в мозг непрерывную серию сильных стимуляторов, которые создают образы и мысли, подавляющие волю человека. Рефлексы и рассудок теряются, а действия человека как личности направляются лишь животными страстями».

Когда в 70-е годы в Советском Союзе, не смотря ни на какие запреты, в молодежной среде стала популярной рок-музыка, то в борьбе с ней советские идеологи прибегли к помощи подобных научных «исследований». Я помню эти статьи в нашей прессе, где известные врачи убедительно доказывали, что мощный звук, идущий из колонок на рок-концертах, пагубно влияет на спинномозговую жидкость и т.п. и т.д. Американские психиатры тоже внесли свою лепту, утверждая, что джаз пагубно влияет на психику детей и подростков, что приблизительно половина детей, проходящих курс лечения в психиатрических клиниках – это жертвы джазовых танцев и связанных с ними наркотиков.

Специальный уполномоченный города Милуоки д-р Джордж Руланд утверждал, что «джазовые элементы возбуждают нервную систему, доводя человека до настоящего истерического безумия. Легко видеть, что такое состояние грозит серьезным разрушением нервной системы и очень быстро подрывает здоровье». Джаз 20-х годов принес с собой не только раздражающую музыку. Еще страшнее для добропорядочного американского общества оказались тексты популярных джазовых песен, а также новые «джазовые» танцы. Здесь к борьбе с джазом подключились и сторонники чистоты американской нации – расисты.

В джазе, особенно в его танцевальных проявлениях, многие «специалисты» усмотрели связь с черным культом «вуду», идущим из диких джунглей. Поскольку изначально джаз считался продуктом негритянской культуры, то даже белые музыканты, пытавшиеся играть то, что считалось джазом, стали подвергаться таким же нападкам со стороны расистов. Один из пионеров диксиленда кларнетист Мезз Меззроу, еврей по национальности, игравший в черных составах, получил тогда презрительную кличку «пархатый черный». Расистские идеологи 20-х годов стали предостерегать американское общество от того влияния, какое начал оказывать джаз на белых людей, предвидя деградацию белой культуры в США.

В 1922-м году в Атлантик-Сити состоялся 9-й рекреационный конгресс, целью которого было объявить «войну джазу». Одним из методов такой войны было признано создание «хороших» песен, пропаганда народных танцев. В этой борьбе, наряду с известными общественными деятелями участвовал и автомобильный магнат Генри Форд, финансировавший некоторые акции. Власти штата Нью-Йорк, при поддержке епископальной церкви, приняли законопроект о запрещении исполнения джаза и проведения джазовых танцев на Бродвее после 12 часов ночи. До конца 20-х годов во многих городах США существовало предписание запретить джаз в публичных танцевальных залах.

Джаз постепенно менял свой статус у себя на родине – в Америке. Из позорного явления он превратился в гордость американского народа, сломав уже к концу 30-х как расовые, так и социальные барьеры в США. Об этом расскажу отдельно.