Все записи
МОЙ ВЫБОР 13:53  /  6.08.20

309просмотров

У любой медали есть обратная сторона

+T -
Поделиться:

К двадцатому веку, когда музыки стало создаваться гораздо больше, стала актуальной такая пара как «композитор – аранжировщик». Композитор сочинял самое главное — мелодию и гармонию, а остальную работу, чаще всего делал аранжировщик. Некоторые композиторы стали больше доверять хорошим аранжировщикам, которые могли сделать оркестровки лучше или быстрее, чем они сами. Особый композиторский дар состоит в том, чтобы создать запоминающуюся мелодию. Загадка в том, почему одни мелодии живут подолгу, а другие – нет. Ведь существует масса музыки, написанной за несколько сотен лет - симфонии, оперы, песни, но только немногие из них становятся образцами мировой культуры.

Вспомним такие имена как Амадей Моцарт, Джордж Гершвин или Дюк Эллингтон. Я знаю десятки оркестров тридцатых годов, игравших не хуже, чем оркестр Эллингтона, но именно этот оркестр вошел в историю, потому что исполнял мелодии Дюка, да еще в его аранжировках. Они моментально становились хитами. У нас таким был Исаак Дунаевский, большинство его песен после первого их появления на экранах кино или в радиопередачах становились любимыми в народе, надолго войдя в репертуар советских исполнителей. Кстати, Дунаевский сам делал все свои оркестровки, не доверяя никому. А вот Марк Фрадкин, согласно слухам, сочинял только мелодии популярных эстрадных песен, а аранжировки ему делали молодые ребята из ВИА. И это было нормально, поскольку иначе его песни не прозвучали бы никогда.

Непростая ситуация в деле создания популярных песен возникла с развитием звукового кино. В системе киностудий Голливуда в начале ХХ века в Калифорнии при большом количестве фильмов процесс окончательного приготовления музыки поручался аранжировщикам. А композитору, автору музыки, уже некогда было заниматься этим, поскольку он переходил к работе над музыкой к новому фильму. Это были времена, когда за год выходило по нескольку сотен кинофильмов. Подобная ситуация возникла и на Бродвее, где вошли в моду мюзиклы. Постепенно в сфере студийной практики, на киностудиях и в поп-бизнесе музыку стали сочинять не композиторы, а те, у кого в руках был сам механизм ее производства - бывшие аранжировщики, звукорежиссеры и музыкальные продюсеры. Ведь авторские гонорары в музыкальном бизнесе в середине столетия достигли огромных размеров.

В результате заметно упало качество популярной музыки. Она стала гораздо проще в мелодическом и гармоническом отношении. А сегодняшний типичный хит примитивен до неприличия. Но все это было до начала эпохи вторжения мультимедийных технологий. Как только появились синтезаторы, компьютеры и секвенсорные программы типа Cubase или Cakewalk, не говоря уже о Logic Pro X или Final Cut Pro — возник новый тип композитора, человека, одаренного технически, способного быстро освоить эти технологии и начавшего работать по совсем другим принципам, не завися от исполнителей и вообще от внешней среды.

Например, как раньше мог композитор, у которого не было своей рок-группы, хора, камерного или симфонического оркестра, услышать, что он там насочинял? Просто играя на рояле, нелегко представить истинное звучание оркестра. Но вот начинают появляться многочисленные модели синтезаторов, имитирующих звуки любых инструментов – духовых, струнных, ударных. И появляется возможность пользуясь обычной клавиатурой, услышать, как звучат те или иные аккорды и зафиксировать полученный результат в специальной программе компьютера. Техника стала помогать композитору сочинять, не завися от «человеческого фактора», не платя музыкантам за репетиции, за запись фонограмм, переписчикам за перепись нот и т.п.

Так называемая «секвенсорная» компьютерная техника взяла на себя всю непродуктивную и неприятную работу, т. е. запись партитур, расписывание отдельных партий, сохранение всех вариантов. Современные программы позволяют увидеть на экране компьютера любую партию и всю партитуру в целом. А после завершения работы можно распечатать весь материал, чтобы раздать эти ноты отдельным исполнителям и дирижеру. И никаких платных переписчиков. Продуктивность творческого процесса композитора сразу повысилась, и в этом был колоссальный скачок. Но у любой медали есть обратная сторона.

Доступность этих технологий привела к обманчивому ощущению, возникшему у представителей нового поколения музыкантов, что они тоже композиторы. Даже среди тех, кто оканчивал композиторский факультет консерватории, настоящими композиторами стали немногие. Остальные, в лучшем случае, занялись оркестровкой по заказам других композиторов. А ведь многие активные молодые люди, даже не зная элементарной музыкальной грамоты предпочитают сочинять, используя богатые возможности компьютерных технологий, и тоже считают себя композиторами. Надо отдать им должное – они предварительно потратили массу времени, чтобы освоить эти непростые знания, которые, кстати, отпугивают многих композиторов старших поколений, продолжающих сочинять по старинке.

Недостаточно иметь врожденное чувство ритма и желание быть популярным.Недостаточно владения методами сочинения и аранжировки музыки при помощи секвенсора. Недостаточно овладеть искусством аранжировщика, изучить гармонию и теорию инструментовки. Композитор – это особый случай. Главное условие – придумать запоминающуюся мелодию, что дано немногим.  Я никогда не берусь прогнозировать что-либо, потому что всегда возможно появление какого-нибудь неожиданного фактора, который кардинально изменит ход дальнейшего развития культуры. Но в любом случае может пригодиться наличие универсальных профессионалов, способных объединять традиционные знания с мастерством использования новейших мультимедийных технологий.