Все записи
02:30  /  18.10.09

1971просмотр

Завтра: конкурс

+T -
Поделиться:

На проходящем в «35 миллиметрах» и «Пионере» третьем кинофестивале «Завтра/2morrow» мне случилось войти в жюри блоггеров, судящее картины конкурсной программы независимо от основного жюри (в составе которого трудятся живой чилийский классик Алехандро Ходоровский, пожилой мачо Рутгер Хауэр, прекраснейшая актриса Полина Агуреева и другие достойные кинодеятели). Не понимаю, как меня угораздило согласиться на эту честь, но что сделано, то сделано. Так что до понедельника мне предстоит отсмотреть и оценить 9 фильмов, участвующих в конкурсе. И поделиться впечатлениями о них с читателями сайта Snob.Ru.

Начну с уже увиденного. Фильмы приводятся ниже в том порядке, в каком они демонстрировались на фестивале.

Хадевейх (Hadewijch) режиссёра Брюно Дюмона (Франция, 120 минут)

Скучнейшая, претенциозная французская кинодрама о хорошенькой девочке-олигофренке, дочери парижского миллиардера, по уши влюблённой в Иисуса Христа (Хадевейх — её фамилия). Вера в Бога приводит несчастную к участию в исламском террористическом подполье, взрывающем французское метро. Как и почему католическая девочка-дебил соглашается взрывать единоверцев, автор сценария придумать то ли не смог, то ли поленился. Единственный приз, которого картина до сих пор удостоилась, был ей присуждён «Обществом атеистов и агностиков». 

Сельский учитель (Venkovský učitel) режиссёра Богдана Сламы (Чехия / Германия / Франция, 117 минут)

Жанр картины — «Большая перемена на Горбатой горе». Нескладный очкарик, отказавшись от должности в пражской гимназии, приезжает в захолустный городишко на юге Чехии учить детишек природоведению. Потому что там, в глуши, никто не знает, что он гомосексуалист, и вообще там очень всё душевно... Изумительно доброе и добротно снятое кино об одиночестве, любви и сострадании, с очень деликатными отсылками к «Зеркалу». Редкий в конкурсной программе случай, когда жанр "артхауса" не позволяет создателям картины забыть о присутствии живых людей в зрительном зале...

Север (Nord) режиссёра Руне Денкстада Ланглу (Норвегия, 87 минут)

Жанр режиссёрского дебюта, снятого уроженцем Трондхейма по сценарию его модного в России одноклассника Эрленда Лу, заявлен как комедия. Краткое содержание: есть на свете такая страна Норвегия, жители которой поголовно страдают от алкоголизма, депрессии, одиночества и тяжелейшей сексуальной неудовлетворённости. Они мечтают о койке в дурдоме и о сексе с первым встречным, но подлинным решением их проблем является только суицид. Фильм состоит из череды прекраснейших эпизодов, довольно неуклюже смонтированных в одно душераздирающее road movie о загадочной норвежской душе.

Полицейский, прилагательное (Poliţist, adj.) режиссёра Корнелиу Порумбойю (Румыния, 115 минут)

Герой фильма — молодой бухарестский опер, мучимый конфликтом между буквой закона и собственным чувством справедливости. Буква закона велит посадить школьника, курящего дурь на переменах в компании двух одноклассников. Чувство справедливости подсказывает оперу, что ломать жизнь подростка из-за одного косяка непорядочно. 114,5 минут героя терзают муки выбора. За 30 секунд до титров он принимает единственно возможное в поэтике чернушного артхауса подлое решение. Совершенно понятно, что в мэйнстримном (например, голливудском) кино выбор героя оказался бы прямо противоположным. Но зрителю достаточно первых полутора минут, чтобы сообразить, что кино, которое он смотрит, принадлежит к жанру артхауса, а не мэйнстрима. Так что остальные 113,5 минут зрительского времени потрачены режиссёром впустую.

Я убил свою маму (J'ai tué ma mère) режиссёра Ксавье Долана (Канада, 96 минут)

Режиссёрский дебют 20-летнего квебекского гомосексуалиста — душераздирающая сага о любви/ненависти между сыном и матерью, о подростковом бунте и муках юношеской самоидентификации. Сценарий вопиюще беспомощен, зато все эпизоды фильма прекрасны, молодёжны, креативны и безудержно красивы. Режиссёр (он же исполнитель главной роли) уже сорвал приз Canwest в 20.000 долларов за лучшее канадское игровое кино, вошёл в лонг-лист Оскара за лучший иностранный фильм, и теперь снимает новую картину. На эту минуту Ксавье Долан представляется очевидным фаворитом московского конкурса. Маму он, кстати, не убивал.

Если бы конкурсная программа фестиваля исчерпывалась пятью перечисленными картинами, я бы без колебаний отдал приз Богдану Сламе за «Сельского учителя». Но впереди ещё четыре фильма, о которых надеюсь рассказать в следующем посте.