29, 30 августа и 1 сентября «Практика» сыграет три спектакля на «Стрелке»: «Вера Павлова: Стихи о любви», «Урод» и «Жизнь удалась». Конечно, можно сказать, что это просто старые спектакли на новой сцене, но это не так

Во-первых, сцена «Практики» настолько отличается от сцены «Стрелки», что нельзя просто перенести спектакли механически. Я устроил большую репетицию и понял, что это выглядит не просто как репетиция, а как рекогносцировка перед серьезной военной кампанией. Я хорошо понимаю, что даже смоделировать это пространство в театре я не могу.

Да, просто приходить, делать какую-то коробочку «Практики» на «Стрелке» и в этой коробке показывать спектакли неинтересно. Я постараюсь выжать из пространства «Стрелки» все, что только можно. Мне очень нравится архитектурное решение «Стрелки». Мне кажется, весь потенциал этого места еще не предъявлен.

И «Урод», и «Жизнь удалась», и «Стихи о любви» прозвучат на «Стрелке» совсем по-другому. Надо признать, что и публику мы ждем другую, не ту, что приходит к нам в театр. Разумеется, отчасти аудитория «Практики» совпадает с аудиторией «Стрелки», но только отчасти.

Мы имели нечто подобное, когда ставили «Жизнь удалась» в пространстве «Винзавода» на «Ночи музеев», но там было гораздо проще — это было закрытое пространство и нам нужно было лишь чуть увеличить масштаб: увеличить пандус и сделать территорию пошире. «Жизнь удалась» — спектакль яркий, острый, публицистический, площадной, и его можно легко растянуть из аудитории для ста зрителей до аудитории в пятьсот.

На «Стрелке» будет совсем другое: там, помимо нас, будет работать и пространство. Там очень сложная зрительская часть: сначала партер, потом амфитеатр — и с этим всем надо очень серьезно поработать. Поэтому я волнуюсь, но для меня это прекрасный вызов, и мне очень интересно, что получится. Какие спектакли поставить на «Стрелке», мы выбирали вместе с Александром Мамутом.

В будущем сезоне, я думаю, мы еще поработаем на «Стрелке». Я с архитектором «Практики» и «Стрелки» Олегом Шапиро уже начал разговор на эту тему, и мы уже кое-что придумали. Я вообще думаю, что привести архитектора в театр — чудесная тема. Когда-то я имел счастье привести в театр архитектора Александра Бродского — он делал спектакль в Мариинском театре для моего проекта «Сценография современной оперы «Царь Демьян» — и получил очень много нового и интересного. Архитекторы — люди с совершенно иным складом ума, которые могут дать нечто принципиально новое театру. А «Стрелка» — это как раз то самое место, где можно соединить опыты работ режиссера и архитектора.

Что касается этих трех спектаклей «Вера Павлова: Стихи о любви», «Урод» и «Жизнь удалась», то должна получится замечательная трилогия.

Мне очень важно посмотреть на зрителя. Дело в том, что «новую драму», современную драматургию очень часто обвиняют в такой эзотерической, катакомбной жизни: «Да, это интересно, актуально, но вы все-таки в своей песочнице возитесь». В лучшем случае говорят, что это некая важная лаборатория. Но это принципиально не так: новая драма сегодня, тексты Максима Курочкина, Павла Пряжко, Игоря Симонова — это и есть мейнстрим, это не лаборатория, а авангард. Это прямой контакт со зрителем, прямой разговор о нашем дне, о том, что нас должно волновать. И наш опыт постановки «Жизнь удалась» на «Винзаводе» — тому доказательство: пятьсот человек сидели, смотрели, смеялись и грустили. Посмотрим, что будет на «Стрелке».