ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ.
«Когда я вчера увидел, что коммунист, за которого мы отдали голоса, обошел едросовку, один из коллег признался, что у него "побежали по спине мурашки" - в тот самый момент, как я хотел признаться в том же.» С.Мурашов
Гражданской позиции, как всем моим знакомым давно известно, у меня нет (да в общем-то у социал-дарвинистов ее и быть не может), но вот вчера вечером, с интересом прочитав дискуссию о выборах (вот ссылка на исходный пост) между уважаемыми мною С.Мурашовым, С.Кондрашовым и Анной Квиринг, я вдруг с удивлением поняла, что имею сказать.
Ну имеешь, так скажи – в чем проблема-то?
Но неожиданно получилось так длинно, что для коммента как-то и неприлично. Поэтому выношу в отдельный пост.
Сергею, Сергею и Анне, разумеется пошлю ссылки.
Все началось с вынесенной в подзаголовок цитаты Сергея Мурашова. Она мне внезапно и остро напомнила события двухлетней давности, когда у нас в Питере как умели праздновали столетие Октябрьской революции, и я, уже не помню с какого перепугу или перепоя, вдруг оказалась на боль-мень великосветской тематической тусовке в Эрмитаже, где всех собравшихся сначала вели путем группы Антонова-Овсеенко (которая в конце своего пути, как вы скорее всего помните, арестовала Временное правительство), а потом была некая тематическая дискуссия в интерьерах, выставка, фуршет ну и все такое прочее.
Я тогда оглядывалась не без любопытства, потому что выставка была небезинтересной, да и многие лица вокруг были мне смутно знакомы, и я понимала, что все это какие-то сильно медийные персоны, которых я впрочем не могла точно идентифицировать в связи с многолетним отсутствием у меня телевизора. В конце концов опознала только А.Невзорова (он бывал на Снобе, но живьем оказался неожиданно пожилым и щуплым) и директора Эрмитажа (когда-то слушала его лекцию, и вот он как будто с той поры даже помолодел).
Но какая же параллель с сегодняшним? Самое острое чувство, которое я тогда испытала – это моя боль-мень удачная попытка идентификации с той давней исторической группой, которая как бы планировалась в центре того мероприятия. Как же у них зашкаливал адреналин в экстремуме события! Как же их наверное трясло. Мы сделали это! Долой министров-капиталистов! Мы берем, мы уже взяли власть! Теперь, отныне все будет по-другому – правильно и справедливо!
Еще впереди развал страны, гражданская война, диктатура пролетариата и все остальное. Но сейчас – в самом сердце империи, в феерических дворцовых интерьерах, в компании единомышленников – мы их победили!!!
Я почти чувствовала, хотя, разумеется и не разделяла (ведь я смотрела из будущего), их восторг.
И вот что я не без удивления подумала вчера, прочитав упомянутую снобскую дискуссию – а ведь я здесь (имея абсолютно другие взгляды и никогда с юности не посещая никакие выборы) разделяю позицию Сергея Мурашова. Да, если хочешь что-то изменить, надо действовать, так, как можно. Голосовать по указке сомнительного лидера Навального. Ходить на митинги, нацепив красный бант или белую ленту, участвовать в стачке, интернетном флешмобе и петь хором Варшавянку. И получать за это свой адреналин и дофамин и мурашки, как скуповатое вознаграждение от природы. Так победим. Будет ли кому радость потом с этой победы – вопрос следующий и в общем-то неважный, так как в будущее мы заглянуть не можем. Да и заглянув – как рассудим? Меня, как и многих советских детей, растили бабушка и дедушка. Бабушка была старинного дворянского рода. Дедушка был из саратовских пролетариев, коммунист-двадцатипятитысячник. Дедушка говорил: революция дала мне все. Бабушка говорила: революция отобрала у меня все. Я уже тогда понимала, что оба они говорят правду.
Но у истории, у исторического процесса нет никаких других орудий, кроме самых обычных, - трусливых, глуповатых, корыстных, отчаянных, надеящихся, хорохорящихся друг перед другом людей. Пусть все это тогда возглавлял сомнительный Керенский (женщины срывали с себя украшения и бросали к его ногам), пусть сегодня все это возглавляет не преуспевший в обычном бизнесе и очень сомнительный по человеческим качествам Навальный (мой младший сын регулярно переводит ему какие-то деньги). Ну и ладно. Где других-то взять? Если кастрюле согласно историческим законам уже пора перемешаться – то сгодится и он. Если еще не пора – то хоть ангелы с крыльями (помните, как мы в СССР проходили в школе – восстание NN потерпело поражение, потому что общественно-исторические условия еще не созрели?). А если все-таки получится, то
«Тогда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне,
Я вспомню — Россия, Свобода,
Керенский (Навальный эт цетера) на белом коне.»
Ну а потом разумеется все начнется сначала: Керенский окажется «проституткой, бежавшей в женском платье», Навальный – «плохо замаскированным фюрером», а какие-нибудь следующие неидеальные люди, нацепив на себя, допустим, фиолетовую бабочку будут бороться за какой-то следующий поворот истории.
То есть, подытоживая: прочитав дискуссию моих хороших (мы знаем друг друга уже много лет) интернет-знакомых, я сформулировала для себя - если кто-то реально хочет что-то изменить здесь и сейчас, то надо не витийствовать и не ждать людей в белых одеждах, а идти и делать -исторические закономерности, адреналин и дофамин вам в помощь.
Даже немного жалко, что мне самой эти общественно-политические гормоны и нейромедиаторы в этом перевоплощении явно уже не светят…
Фотографии естественно мои, с той самой выставки.
Анна, Сергей и Сергей - посылаю вам ссылки :)
Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Сергей Мурашов, Анна Квиринг