РОССИЯ. СЕВЕР. ДУХОВНОСТЬ.
Спасавшийся на Валааме монах Амос родился в 1499 году. "Пребывал днем в монастырских трудах, ночью - в славословии Богу. Иногда выходил из кельи, обнажив тело до пояса и стоял так до утра, так что тело его становилось сплошной раной от укусов комаров и мошек. В церковь приходил первым, а уходил после всех. Питаясь хлебом и водой, замерзая зимой, являлся он врагом телу своему и в подвиге просияв..."
Где-то вот тут Амос спасался и в "подвиге сиял". Красиво там, и духоподъемно.
У меня никогда не было никаких вопросов к православной Церкви, как институту. Церковь - это земное, со всеми вытекающими. Было несколько вопросов к Богу, но очевидно, что атеист, вопрошающий божество - это либо лицемерие, либо шизофрения. А вот верующих всегда хотелось спросить (но стеснялась, что ли) - как они себе представляли (и до сих пор представляют - цитата из книги 2011 года издания) Бога, которому УГОДЕН такой способ поклонения, как у святого УГОДНИКА Амоса? То есть про Иегову мне все боль-мень ясно - если судить по Ветхому Завету, он всегда был очень не чужд подростковому садизму, причем равно - и по отношению к сторонникам, и по отношению к противникам. Ему мазохизм Амоса - как бальзам на раны. Но ведь Амос-то вроде бы поклонялся Христу...
Но в общем и целом очевидно - немирская была жизнь у монаха Амоса, духовная.
И нынче летом, когда мы с детьми ходили гидробиологические образцы собирать, видели спасающегося монаха. Фотографировать его мы по понятным причинам не стали, но все у него было вполне мило и современно - мотороллер, палатка, носки сушатся над костром, спальник проветривается, крест свежеоструганный, симпатичный перед палаткой вбит, две миловидные паломницы в платочках пришли побеседовать о духовном с ушедшим от мира человеком. Мне все очень понравилось, и детей мы оттуда быстренько увели - дети, они же бегают, шумят, и мешают духовному сосредоточению.
Но о мирском на Валааме тоже явно кто-то думал. Потому что уже к середине 16 века за Валаамским монастырем числилось 537 дворов и 159 саженей земли. Чуть позже - уже 67 деревень (вместе с населяющими их крестьянами, конечно). А сами монахи славились изумительным огородничеством и садоводством и выращивали, помимо прочего, дыни и виноград - это в нашем-то северном климате, посреди Ладожского озера! А когда в 18 веке на острове появились первые схимники - за благословение на постройку личной кельи требовалось внести сто рублей (для сравнения цен - в эти годы взрослый мужчина за сезон тяжелейшей работы на северных же приисках получал на руки от 15 до 30 рублей).
Но мир и благорастворение воздусей того стоило, я так думаю. И многое ли изменилось?
Прикосновение и даже посвящение чему-то большему себя нужно всем. Я в этом просто уверена. Это поднимает душу, придает всему смысл. Когда мне говорят, что кому-то, дескать, достаточно колбасы и телевизора, и только особо "продвинутые" личности... - в этом месте я обычно просто прекращаю разговор. "А судьи - кто?" Источников много, каждый черпает из того, из которого ему сподручнее.
Обычно я не злоупотребляю кухонным психоанализом. Но тут просто видеоролик перед глазами прокрутился... Конечно, мужчина. И, конечно, молодость пришлась на лихие 90е. Крутился как мог, шел по головам, нарушал все заповеди. Выжил. Даже слегка разбогател. Остепенился, почти состарился. Огляделся и вдруг... как в песенке Окуджавы про "московского муравья" захотелось "в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою". Молиться Женщине, как лирический герой Окуджавы, конечно, не мог - издержки биографии. Сложить свой меч к ногам кого-то из ныне выбившихся в верха тоже не мог - слишком много про них знал и понимал. Бог - слишком абстрактно. Заглянул слегка назад, в историю - и вот оно, просияло! Вроде бы - сиди и радуйся, или в монархическую партию (если у нас такая есть) вступай. Но нет - мир должен знать, что бывший браток такой-то нашел Истину! Купил щит на обочине большой северной дороги, оплатил на год вперед, сам придумал корявые, но искренние слоганы... Духовность, мать вашу...
Потребность - огромна и таинственна. За последние лет 5-7 какая-то загадочная для меня группа уставила весь северо-запад России одинаковыми крестами. Зачастую они стоят в невероятно трудно-доступных местах, где нет ни дорог, и деревьев. Мы с друзьями называем их "культура строителей крестов" (по аналогии с терминологией археологов - "культура перегородчатой керамики" и т.д.) - живьем мы их никогда не видели, ничего о них не знаем, но со следами их (явно духовного порядка) деятельности встречаемся постоянно - в болотах, в тундре, в горных пустынях...
И в конце концов - это просто красиво.
Потребность есть у всех, но никто не знает - как правильно. Тот, кто говорит, что знает - либо лицемерит, либо заблуждается. Нету никакого "правильно". Есть попытки взлететь.
Личные и общественные. Слава им.
Посреди северного леса, на заброшенной стоянке. Табличка на дереве. На ней надпись: "всякая душа измеряется огромностью своего стремления"
Кто бы сомневался...
П.С. Фотографии - мои, картина - художника Нестерова М.В.
Но нет - мир должен знать, что бывший браток такой-то нашел Истину!
Виктор Франкл был прав. Не может человек без смысла жизни.
Эту реплику поддерживают: