Вчера Лена де Винне прислала мне ссылку на очередной веселый снобский разгуляй с киданием помидоров, зачинщиком которого, к моему глубокому изумлению, оказался историк А.Янов.

Всю дискуссию я, конечно, не одолела, но при просмотре обратила внимание на лаконичное и четкое определение ксенофобии, которое дал И.Раскин. Вот оно:

"Всякая неприязнь к человеку только по факту его национальности является ксенофобией, а в том частном случае, когда этот человек еврей - антисемитизмом."

 

Почему взгляд зацепился именно за это? Во-первых, потому, что как бывший ученый я питаю страсть к строгим дефинициям, а во-вторых, по мировоззренческим обстоятельствам я сама вижу ксенофобию как приспособительный биологический инстинкт, и для адекватного социального функционирования мне важно знать, как именно это понятие сейчас представлено в общественном сознании.

 

С определением Иосифа в очерченном им множестве я совершенно согласна.

 

Но при мысленном расширении множества у меня возникли дополнительные вопросы к разбирающимся в проблеме.

1) Неприязнь к конкретному человеку по национальному признаку - это однозначно ксенофобия. А если, наоборот, приязнь, чувство родственности ТОЛЬКО по тому же признаку? К отдельному человеку или к целой общности людей? К людям своей расы (этноса, нации) или даже к чужой?

«Мы же с тобой русские, и потому хорошо понимаем, что такое угрызения совести…»

«Только настоящий англичанин или близкий к нам по духу человек сможет понять наш английский юмор.»

«Отличный выбор сотрудника. Он еврей, а все евреи умные и творческие люди.»

«Знаешь, мне очень нравится, что избранник нашей дочери - татарин, как и мы сами. Это все-таки какие-то гарантии - трудолюбие, степенность, нелюбовь к пьянству…»

«Увидел на чужбине соотечественника и обрадовался ему как родному человеку!»

«Никогда никто не поймет мою цыганскую душу так, как понимаешь ее ты, цыганка по крови!»

У некоторых народов есть даже специальные слова, которые обозначают всех, кто «не мы» (в русском языке. насколько я понимаю, таких слов нет. Презрительное «нехристь - что с него возьмешь!» это все же религиозный, а не национальный аспект). И есть окрашенные положительно разнообразные «мы с тобой одной крови - ты и я», тоже по национальному признаку. Так вот эта оборотная сторона медали (не минус, а плюс человеку (общности людей) только в соответствии с его национальностью или расой) - ксенофобией не является?

 

2) Что, собственно, считается сегодня ксенофобией - мысли, слова или поступки?

Оставим национальности (надоело!), возьмем пример из другой области.

Вот неприязнь не по национальному, а по ростовому признаку. Известно, что многие низенькие, плюгавенькие, лысенькие мужички испытывают неприязнь к высоким атлетическим красавцам с пышной шевелюрой. Обычное дело, также как и зависть дурнушек к красавицам. И вот когда наступает ксенофобия?

А) когда человек почувствовал и дал себе отчет, что этот хренов самец вот просто раздражает его своей высокорослой статностью и великолепной внешностью (особенно яркой на его собственном невзрачном фоне).

Б) когда он же сказал в курилке приятелю: «до чего же противный, а бабы-дуры именно на таких высоких и западают. И никому дела нет, что у него мозгов под шевелюрой как у курицы».

В) Или все-таки проявлением ксенофобии мы назовем момент, когда этот же крошечный мужичок, будучи начальником, под высосанным из пальца предлогом откажет великану в приеме на работу? А до того - не считается?

 

И еще один вопрос, вообще из другой оперы, но до кучи, раз уж начала спрашивать.

Скажите, пожалуйста, кто-нибудь знает, зачем во всех американских (а теперь вроде уже и в наших) ситкомах, независимо от их качества, смеются за кадром? Я прекрасно понимаю, что это сделано вовсе не для того, чтобы меня раздражать, и есть какая-то очень веская причина - скорее всего психологическая со строгой экономической подоплекой. Но какая? Может быть, кто-нибудь случайно знает о результатах тех исследований, которые наверняка лежат в основе этого феномена?