Все записи
20:32  /  15.03.14

17499просмотров

И ПОДУМАЙТЕ, НАКОНЕЦ, О БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ!

+T -
Поделиться:

«Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас не должен думать об обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнет думать о ней или, что еще хуже, представлять ее себе в своем воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и желтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?»

 

Л.Соловьев «Ходжа Насреддин»

 

"Я пел гимны Солнцу,

Я присоединился к солнечным павианам,

Я стал одним из них...".

 

Из древнеегипетского гимна

 

 "Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы"

 

Томас Гексли

 

Я понимаю, что рискую. Потому что обезьян многие не любят (некоторые не любят не только обезьян, но и социал-дарвинистов, и с этим уж ничего не поделаешь). Однако тема зеркал и зоопроекций в человеческой психике мне близка, и я уже писала здесь в этом ключе о кошках и, кажется, еще о ком-то... Говоря о зеркалах и отражениях, о том, как мы, люди, проецируем, а потом наблюдаем в различных животных наши собственные качества – как же миновать обезьяну? Мы все рискуем каждый день, в этом один из главных вкусов жизни...

Проецировать человека на обезьяну так легко, что, выйдя из первобытности, «развитые» люди стали с презрением отворачиваться от этого не слишком привлекательного, но очень уж откровенного зеркала. «Толпа» во все времена – с древности и посейчас – напротив, очень любит смотреть на обезьяньи ужимки и принимает их с детским восторгом.

 

Вправду ли обезьяны похожи на людей?

В общем-то – да. Строение тела, поведение, индивидуальное и социальное, мимика, эмоции, биохимия. Обезьяны болеют нашими болезнями, используют и изготовляют орудия для достижения своих целей, видят сны и даже поддаются гипнозу с помощью традиционных методов. У высших обезьян имеются тождественные с человеческими четыре группы крови. При этом сходство крови человека и высших обезьян столь велико, что если соблюсти соответствие групп крови, ее можно безболезненно переливать от человека шимпанзе и даже обратно (такие примеры известны). Были и попытки пересадки органов от обезьян к людям: пересаженная человеку почка павиана функционировала 89 дней. В последнее время сказала свое слово генетика – хотя как-то у меня, несмотря на все мое биологическое образование, эти 98,5 процентов наших общих с обезьянами генов в голове не укладываются. На уровне здравого смысла – если с любой шимпанзой у любого человека так много общего, так сколько же десятых процента этих генов приходится на всю мою личную и неповторимую индивидуальность?! Или она все-таки где-то не там хранится?

 

ОБЕЗЬЯНЫ В МИФОЛОГИИ.

 Упомянутое и вроде бы очевидное сходство с человеком, как ни странно, ни количественно, ни качественно обезьяну в мифологии не выделило, и она осталась в общем ряду других мифологизированных зверей.

Самой известной мифологической обезьяной сегодня является, наверное, индийский Хануман – один из главных героев Рамаяны. Хануман, сын бога ветра Баю, способен летать, менять свой облик и размеры. Чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни.

В японской мифологии имеются Сару - обезьяны-оборотни. Превращаясь в людей, Сару выглядят как пожилые люди, очень умные и знающие, но несколько странного поведения. Они любят большие компании, в некоторых легендах даже спасали людей из затруднительных ситуаций только для того, чтобы с ними пообщаться. Легко впадают в гнев, но быстро отходят.

В мифологии Центральной Америки высказывается мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем.

Своим непосредственным предком считали обезьяну некоторые племена восточных и юго-восточных районов Тибета. Существует мифологическая версия о происхождении тибетцев (версия бытует также в Амдо) от брака горной ведьмы и обезьяны. Потомков этого брака называют шаза или шазадонмар («едоки мяса с красным лицом»).

В ведийской мифологии присутствует также Вришакапи («обезьяна-самец»), вероятно, внебрачный сын Индры.

В древнегреческой мифологии есть упоминание о племени керкопов, нaceлявших остров Питекуса (букв. «обезьяний остров») и превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную гнусную ложь.

Южноафриканские зулусы усматривали причину деградации некоторых людей в их чудовищной лени. Соrласно мифу зулусов, люди африканского племени амафен, совершенно обленившись, прекратили обрабатывать землю. Решив кормиться за счет труда других людей, они привязали к спине рукоятки ставших для них бесполезными мотыг. Со временем эти рукоятки приросли к телу амафенов и обратились в хвосты, все тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и амафены превратились в павианов. (эту историю следовало бы рассказывать чиновникам при вступлении в должность)

По свидетельству многих христианских миссионеров, проповедовавших нeгpaм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют говoрить, но благоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.

Интересно, что одним из наименований Хюмира, персонажа из Старшей Эдды («Песнь о Хюмире») является «родич обезьяны». Этот кеннинг считается признаком позднего происхождения песни. Считается, что обезьяна могла быть известна в Исландии только из христианской литературы. Мне кажется, что возможны и другие варианты.

 

Древним египтянам очень нравился гамадрил с его впечатляющей копной серебристых волос на голове и надменным выражением лица. Египтяне называли его Хезур ("Большой Белый") и считали одним из воплощений бога Тота. Забавно, что Тот считался богом мудрости, изобретателем иероглифической письменности, и соответственно — покровителем писцов и писателей. Нередки изображения, где возле (а иногда и на голове или плечах) писца располагается обезьяна-Тот, внимательно наблюдающий за ним, эдакая древнеегипетская "муза"! Если судить по современной литературе, она и до сих пор некоторым писателям является!

Кроме обязанности следить за писцами в древнем Египте на павианов возлагалась честь приветствовать Солнце. Настенные росписи часто изображают обезьян с воздетыми лапами, приветствующих бога Солнца — Ра. Этот ритуал был павианам не в тягость, ведь у них в норме каждое утро начинается с радостного визга. Слыша столь исступленную "молитву", к "радости" нередко присоединялись жрецы, а иногда и сам фараон.

Поскольку объекты поклонения надо было где-то брать, древние египтяне заставляли нубийские племена отлавливать и доставлять им "священных" павианов в виде дани.

Разумеется, египтяне павианов не только почитали, но и мумифицировали (судя по всему, этот промысел у них был так развит, что трудно найти доступный египтянам биологический объект, с которым бы они это не проделывали)

На Западе хорошо известны три восточные обезьянки «кочин» с закрытыми глазами, ушами и ртом. Не все представляют, о чем это. Часто цитируют: «ничего не вижу, ничего не слышу…» Это неправильно. По-настоящему фраза звучит так: "Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле". По легенде, боги послали на землю обезьян-лазутчиков, которые доносили им о людских делах, а изображение трех лишенных органов чувств макак было талисманом от этих "стукачей" (в СССР бы их году так в 37м). Сейчас в Японии «кочин» считаются защитой от клеветы. 

 А вот чудесный, относительно «новенький» и главное, совершенно европейский обезьяний миф. Издавна жили на Гибралтаре обезьяны-маготы, завезенные туда еще арабами. Когда в 1856 г. там утвердились англичане, маготов осталось лишь 130 особей. И стало откуда-то бытовать поверье: как только маготы исчезнут — англичане утратят и Гибралтар.

Поверье — поверьем, но тогдашний английский губернатор решил не рисковать и стал завозить дополнительные "объемы" обезьян. Вскоре веселые маготы расплодились и стали не на шутку безобразничать: кусать стариков, женщин и детей, обворовывать сады и совершать прочие противоправные действия. Когда одна из обезьян утянула парадный шлем самого губернатора, тот наконец-то, исчерпав терпение, приказал вывезти "бандитов" на уединенные скалы, которые охранял специальный офицер. Вывезти — не значит бросить на произвол судьбы. На содержание каждой обезьяны правительство выделило 4 пенни в день. Маготов на Гибралтаре до сих пор держат и "содержат". В 1942 году Черчилль лично телеграфировал командующему британскими войсками в Африке: "Немедленно поймайте несколько обезьян для Гибралтара!". А вы говорите: древние египтяне и дикие нубийцы!

 

ОБЕЗЬЯНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ.

По нижеследующим строкам оцените яркость образа Ханумана в Рамаяне:

"Хануман с ярким цветочным плащом на плечах в полете был похож на груду облаков, украшенных молнией. Роса, скатившаяся с этих цветов, сверкала в небесах, словно звезды.»

В 16 веке, во времена династии Мин, китайский писатель Ву Чен-Ен написал отличный приключенческий роман о Короле Обезьян с вполне драйвовым даже на современный взгляд названием «Поездка на Запад». История рассказывает о древнем монахе, который в 7-ом столетии отправился в Индию для поисков Буддистских священных писаний, чтобы вернуть их в Китай. Приключения состоят состоит из восьмидесяти одного бедствия, перенесенного Обезьяной и его сподвижниками. Истории Обезьяны популярны в Китае и сегодня, они стали частью репертуара китайской Оперы, телевизионных трансляций, книжек и комиксов.

Поистине провозвестником современной тотальной политкорректности выступил французский литератор К.Пужан, который еще в 1825 году описал трогательную историю обезьяны Жоко. И обезьяны любить умеют - такова мораль этой замечательной повести, тут же переведенной на русский язык и опубликованной в "Московском Телеграфе". Изюминка там состоит в том, что в сюжете романтического повествования о любви цивилизованного европейца к прекрасной дочери природы на место прекрасной дочери подставляется обезьяна. Романтические свидания, эротизм и все такое… В конце, впрочем, зверюшка умирает.

 

Ну и, разумеется, басни, где не обойтись без темы подобия и пародии: «Мартышка и очки», «Обезьяна и зеркало»…

Еще можно вспомнить Бандерлогов из «Маугли», летучих обезьян из многологии Волкова про Изумрудный город, тряпичную обезьянку Жаконю, «Планету обезьян» и прочие, более современные, чем эпоха Мин, вещи.

 

ОБЕЗЬЯНЫ СРЕДИ ЛЮДЕЙ.

Как повествует Библия, к премудрому царю Соломону «в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость и обезьян, и павлинов» (3 Цар. 10, 22). 

В средние века, как пишут очевидцы, множество обезьян привозили в Европу для знатных лиц, которые получали наслаждение, наблюдая за их «умением подражать человеческим жестам».

 

В зоосадах Китая уже до нашей эры и у Монтесумы в Центральной Америке в 15 веке с относительно хорошим успехом содержались представители отряда приматов. Жестокие римляне держали обезьян в неволе и выпускали их в цирке вместе с другими животными. Сентиментальные славянские князья настолько ценили экзотических зверюшек, что новорожденных детенышей обезьян отдавали на воспитание женщинам-кормилицам.

Несчастные продрогшие мартышки с начинающейся пневмонией бродили по дорогам Европы и России вместе с шарманщиками и нищими балаганчиками, и посейчас обреченно фотографируются с детьми на пляжах и в местах иных массовых гуляний вида хомо как бы сапиенс.

 

Но есть надежда!

Международная организация "Проект большая обезьяна" (Great Ape Project — GAP), базирующаяся в Сиэтле, намерена, при помощи общества, конечно, распространить главные права человека на больших обезьян, к которым, помимо самого человека (это такой юмор у них), причисляет шимпанзе, бонобо, горилл и орангутанов. Этот самый GAP мечтает о социуме, в котором будут приняты определённые моральные принципы или права в отношениях всех "больших обезьян" друг с другом; в котором большим обезьянам (без кавычек) впервые было бы дано юридически закреплённое право на жизнь, а также юридически обеспечивалась бы свобода личности (в частности, это означает, что никого нельзя сажать в тюрьму без законного процесса), и в отношении которых были бы запрещены пытки. Для Европы, надо полагать, данное право на свободу личности означало бы запрет на использование больших обезьян в цирках, зоопарках и так далее. Но если вдруг они не против поработать на науку за банан и конфету? Как спрашивать у обезьяны согласие на такую работу — предстоит выяснить в рабочем порядке…

Пока GAP не развернулся, американцы еще в 1959 году успели запустить почти в космос несколько обезьянок (это были суборбитальные полеты). Но они в основном погибали почти сразу после возвращения. Самая известная из них - макак Бони. Была разработана очень интересная поведенческая и нейрофизиологическая программа. Но, к сожалению, на пятые сутки полета приборы зарегистрировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти не смогли. Может быть, американцев подвел проклятый буржуазный индивидуализм – в общем-то все имевшие дело с обезьянами знают, что для них изоляция – жуткий стресс. После гибели Бони американский конгресс выступил за запрет полетов обезьян.

Много позже наши, которым американский конгресс не указ, запускали макак резусов по две штуки, они возвращались, в основном хорошо реабилитировались, в полете чудесно справлялись с задачами, в том числе компьютерными. Кстати, потом, после обучения и полета, «звездные обезьянки» плохо социализировались среди своих. Отдавать их в зоопарк не получалось – они «качали права», были агрессивны к служителям. А вот когда «космонавта» Кроша отдали к юннатам, он адаптировался хорошо и не проявлял никакой агрессии к подросткам – видимо для его «звездной болезни» там хватало внимания и он чувствовал себя среди ребятишек чем-то вроде поп-звезды или артиста из Дома-2. 

 

Американский шимпанзе Оливер был известен тем, что, в отличие от других своих сородичей, предпочитал ходить на двух ногах и общался преимущественно с людьми. Он любил пить кофе и пиво, курить сигары, а по вечерам сидеть на диване и смотреть телевизор. Жил в обычном доме в обычной американской семье, мог сам пройти на кухню и сделать себе кофе и бутерброд. Но был изгнан из этого рая после того как, повзрослев, принялся домогаться хозяйской жены. После многих жизненных испытаний доживал в Техасе на ранчо. Умер в 2012 году в возрасте 54 (!!!) лет. Внешность и поведение его были настолько странны для обезьяны, что все время ходили (разумеется, так ничем и не подтвержденные) слухи, будто он гибрид обезьяны и человека.

 ОБЕЗЬЯНЫ СРЕДИ СВОИХ.

 То, что шимпанзе не только в лабораторных условиях, но и в дикой природе используют инструменты – не новость. Однако истинные масштабы и все формы такого умения стали открываться перед учёными лишь в последние годы. Например, сенегальские шимпанзе самостоятельно изобрели… копья, которые применяют во время охоты. Сумели они также изготовить палочки для выковыривания термитов и молотки для разбивания камней.

 

Обезьяны бонобо умеют обманывать друг друга для извлечения личной выгоды, а шимпанзе «покупают любовь» за кусочки мяса. Самка гориллы готова скрывать свои сексуальные отношения с «посторонним» обезьяном, чтобы избежать оплеух от доминирующего самца. Орангутанг может изображать полнейшее равнодушие к самой вкусной пище, пока она находится в поле зрения его соплеменников. Юный павиан, пытающийся избежать нагоняя своей матери, внезапно вскакивает и начинает что-то внимательно изучать на горизонте, заставляя таким образом впадать в панику всё стадо.

 

Коллективные охоты шимпанзе – тщательно продуманные операции, лишенные даже намека на спонтанность.

 Обезьяны используют шершавые и несъедобные листья аспилии, чтобы гнать глистов. И вернонию, которая действует как рвотное и слабительное, чтобы избавиться от болей в желудке. Вслед за обезьянами древние греки и римляне стали использовать вернонию для того, чтобы избавиться от последствий обильных пиршеств. А древние египтяне лечились от паразитов с помощью листьев пальмы баланитес (Balanites), подсмотрев, как это делают гамадрилы.

Обезьяны-колобусы, живущие в Чаде, регулярно едят древесный уголь, который они воруют у местных жителей. Он нейтрализует вредные вещества, содержащиеся в листьях манго и катаппы, которые колобусы едят каждый день.

 

Японские зоологи обнаружили, что макаки чистят зубы нитью – точнее, длинными волосками, которые специально подбирают на земле. Более того, мамы-обезьяны обучают этому навыку своих детенышей.

Дикие обезьяны - враги полей и садов. Арабы Восточного Судана говорят: «Мы сеем, а обезьяны пожинают». И действительно, эти создания жутко проказливы, ибо не столько съедят, сколько напортят. От обезьян ничто не может защитить: ни задвижки, ни заборы,—они искусно отодвигают первые и перелезают через вторые, производя полное разрушение на поле или в саду.

Многие виды обезьян кормятся пальмовыми орехами, предварительно разбивая их камнями. Навык раскалывания орехов молодые обезьяны вырабатывают постепенно. К. Бош  наблюдал, как шимпанзе-мать в присутствии детеныша раскалывала орехи нарочито медленно: «показывая», как это делается. При этом она специально следила за направлением взора детеныша и прекращала действия, когда тот отводил взгляд от ее рук. В обычных ситуациях («для себя») взрослые шимпанзе выполняют эти движения с такой скоростью, что за ними трудно уследить.

 

Вообще-то обезьяны-отцы обычно равнодушны к детенышам, но среди горилл не так уж редко встречаются чадолюбивые самцы, которые уделяют много времени воспитанию детей.

Известный английский приматолог Джейн Гудалл еще девочкой, насмотревшись фильмов про Тарзана, мечтала о жизни среди обезьян. А в 1960 году погрузилась в зеленый сумрак африканских джунглей. Чтобы подружиться с семьей шимпанзе, Джейн изо дня в день лазала вслед за ними по скалам и чащобам танзанийского национального парка Гомбе. Но лишь через год с лишним звери преодолели страх перед "чужой белой обезьяной". И приняли ее в свою семью, деля с пришелицей и радости, и огорчения. Четверть века прожила Джейн в джунглях, изучая нравы и образ жизни семьи шимпанзе. Удивимся ей.

 

Как это ни странно, даже высшие обезьяны, похоже, плохо отличают мертвых сородичей от живых и могут некоторое время таскать с собой умершего детеныша или хранить верность погибшему половому партнеру, покидая его только с переходом на новый кормовой участок.

Все обезьяны – дневные животные, за исключением рода ночных обезьян (Aotus), известных также под названием «совиные обезьяны» или дурукули. Эти животные с огромными глазами обитают в экваториальных дождевых лесах Южной Америки, строят гнезда в дуплах деревьев, живут парами и рожают двойни детенышей-близнецов.

 

Некоторые обезьяны, например макаки и носачи, охотно забираются в воду, хорошо плавают и, если хотят скрыться, способны проныривать значительные расстояния.

У обезьян нет ни нор, ни постоянных жилищ, и если мы все-таки произошли от них, а не от, предположим, бобров, то наша страсть и способность к возведению всяческих сооружений – явное ноу-хау в стане приматов. 

 И ВСЕ-ТАКИ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗНАТЬ…

 На уровне того же здравого смысла понятно, что человек от обезьяны все-таки отличается. Особенно если рассматривать его в контексте современной цивилизации.

 

А если без контекста? Получается, что тогда он отличается существенно меньше?

Как бы ни старались ученые (и не ученые) обозначить что-то, что отличает человека от обезьян (и вообще животных) принципиальным образом (речь, логическое, абстрактное мышление и другие когнитивные функции, использование орудий и т.д.), каждый раз оказывается, что различия скорее количественные, чем качественные.

 Опять же прямо со времен Дарвина считается, что происходить от обезьяны как-то не комильфо. Но что же взамен? Зеленые инопланетные человечки? Веселые консервы от нашего Мулдашева? А они-то изначально откуда взялись?

 Приходится прибегать к метафизике и Божественному происхождению человека. По большинству пунктов эволюционисты и церковники худо-бедно могут договориться. По этому (происхождение человека) – никогда. Ну и, конечно, сам феномен веры.

 Сильный аргумент. Здесь я, атеистка, пожалуй, соглашусь с церковниками. Это – очень человеческое. Обезьянам – и в дурном сне не привидится.

 И все-таки похожи. И кто наблюдал за обезьянами хоть раз без предвзятости и тем более общался с ними, знает: кажется, что можно договориться. Пытались…

 

ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН И "ГОВОРЯЩИЕ ОБЕЗЬЯНЫ".  

Французский учёный Пьеркон де Жамблу в 1844 году составил обезьяний словарь-разговорник. В нём приводилось 11 слов-сигналов, используемых южноамериканскими обезьянами. Вот некоторые из них: «кэх» - «мне лучше», «ококо» - сильный испуг, «уик» - тихая просьба, «гепокики» - тревога. У шимпанзе с острова Ява звук «гхо» означает приветствие, а «гак» - еда.

Немецкий учёный Г. Швидецкий в 1931 году доказывал, что древние языки многих народов – монголов, китайцев, индейцев, индогерманцев происходят от языка обезьян. Древнекитайское слово «манг» означает возмущение, а «ганг» - злоба. Ученый полагал, что они происходят от обезьяньего «мыгак», «ыгак», выражающих у животных гнев, возмущение, негодование.

В языке маленьких обезьян в Кении есть звуки, обозначающие такие понятия, как «безоружный человек», «человек с винтовкой».

 

Но, конечно, всегда хотелось научить так похожих на нас обезьян говорить по-человечески. Про опыты Ладыгиной–Котс все наверное что-нибудь знают, потому про них - не будем.

 

В июне 1966 года американцы Гарднеры начали обучать детеныша шимпанзе по имени Уошо языку жестов - амслену, обычному средству общения глухонемых. Через 5 лет Уошо знала уже 160 знаков, причем все эти знаки она активно употребляла в разговорах. И даже придумывала новые сочетания для обозначения предметов, которых прежде не видела. Так, увидев на прогулке утку, Уошо, недолго думая, назвала ее "вода-птица". Во время течки скромница-шимпанзе обращалась к самцу жестом "подойди обнять". Скоро и самец стал призывать ее тем же жестом. А потом и сына своего Уошо научила разговаривать на амслене.

 

Горилла Коко формулирует на языке жестов 1000 слов и, как утверждают, понимает более 2000 слов разговорного английского языка. В ее словаре - 500 знаков-символов. Коко нередко изобретает и собственные знаки либо заменяет их по своему усмотрению. Например, знак "цветок" Коко часто меняет на "вонючий", в ярости ругается знаками "дьявол" и "туалет", а знаки "хмуриться" и "грустный" подает, когда хочет выразить эмоции и настроение. Она вообще любит поговорить о своих мыслях и чувствах, огорошить собеседника чем-то сокровенным: "Мне скучно, я хочу покататься на самолете, это моя мечта". Может кокетливо намекнуть самцу Майклу: "Приходи ко мне в гости, я по тебе скучаю".

Недавно Коко дала первую в истории пресс-конференцию гориллы... по интернету. Доктор Паттерсон переводил ей вопросы собеседников, а оператор набирал ответы.

Среди прочего Коко сказала, что в свой день рождения хочет получить "еду" и "дым": дым - это котенок по имени Смоки.

Когда Коко спросили, собирается ли она иметь ребенка, горилла закрыла лицо руками и сказала, что "не может видеть этот случай".

Иногда кажется, что недалек тот день, когда обезьяна спросит своих учителей: «Кто ты, человек?»

И что мы ей ответим?

Комментировать Всего 56 комментариев

Катерина, порадую Вас семейными преданиями на обезьянии темы. Мой брат разделяет вашу любовь к обезьянам. Они с женой в стародавние времена - в такие стародавние, что бананы еще были в России дефицитом - путешествовали по Индии. Они шли по улице, жена ела банан. К ним подошла обезяна. Он взял банан у жены и отдал обезьяне. По сей день это остается самой большой обидой, котору он ей нанес :-))). Впрочем, вскоре он реабилитировался. Они были в гостиничном номере, в открытое окно вошла большая обезьяна. Жена со страха спряталась в туалете. Брат мой поссмотрел на нее выразительно и сказал: "Уйди". Обезьяна кивнула и ушла.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Сергей Мурашов

Да, да, они замечательные! Умные, нежные, жестокие и коварные. Совсем как мы... В посте - чужие фотки, выбранные из инета для иллюстрации текста. А вот здесь, ниже, мои...

У Вас со всеми зверушками получается позитивно коммуницировать?

Мой еинственный контакт с обезьяной был неприятный. В семье есть биолог, которая в совесткие времена работала во Веьтнами и где-то еще, где жила с черепахами и еще кем-то. В итоге у нее дома в качестве питомца была обезьянка, которая жила в большой клетке. Мне было лет 6-7. Я (понятно, от большого ума) ударила рукой по клетке, когда меня к ней подвели. А потом, где-то час спустя, обезьянку выпустили побегать по квартире. Певрое, что она сделала, это подбежала ко мне и укусила.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Обезьяны очень мстительны. По этому показателю их только слоны превосходят, наверное. Насчет позитивной коммуникации... Когда я была юннатом, шимпанзе Оскар украл мою вязаную шапочку и с удовольствием, глядя мне в глаза, обмусолил ее, а потом порвал на мелкие клочки. Отнимать ее я не полезла, так как уже знала, что обезьяны много коварнее и сильнее, чем кажутся...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова

Оскар жил в зоопарке. Ему было БЕСКОНЕЧНО скучно. Всех предупреждали: он - сволочь (сами бы так жили!). Любимое развлечение Оскара: невероятно обаятельной улыбкой, всеми ужимками, дружелюбным поскуливанием подманить поближе к клетке еще незнакомого с ним человека, а потом - изо всей силы плюнуть ему в физиономию. Я была с Оскаром знакома, но, как всегда бывает, недооценила длину его рук...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова

Я, вся приструненная блогом "О модериации" сначала написала, но потом стерла "ну и сволочь этот Оскар" :-)

Кстати, я и людей таких знаю - сначала заманивают поближе, а потом в лицо плюют. Так что очень даже человекообразненьеко :-)

На более серьезную тему. Вы написали, что группы крови соответствтуют человеческим. А как же тогда у обезьян кровь не отбирают в пользу людей? Неужто защитники прав животных выигрывают?

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алия Гайса, Марина Романенко

Лена, крупных человекообразных обезьян (одного с нами рода) ОЧЕНЬ мало. Крови для современной медицины нужно ОЧЕНЬ много. Со всех сторон разумнее брать ее у людей. К тому же там соответствие все же не такое строгое, как у людей между собой.

Не только внешность, но и очень многие обезьяньи повадки (социальные нормы) являются жестокой пародией на соответствующие повадки и обычаи людей. Людям далеко не всегда хочется это замечать...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Сергей Мурашов

Кстати, я и людей таких знаю

Лена, Оскар был таким из-за жесточайшей сенсорной и интеллектуальной депривации. У них же интеллект четырехлетнего ребенка. И вот - всю жизнь в клетке, ребенок, представили? 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Сергей Мурашов

А то! Есть такие давно знакомые мне железнодорожные поселки, я там три поколения "оскаров" пронаблюдать успела...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Марина Романенко

Ага. Мне кажется, есть как бы "социальные оскары" (среда заела), а есть - я уж не знаю - то ли генетические, то ли "оскары по личному выбору" :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Сами себя заедают от безделья. А среда, ясен пень, виновата...

Оскара им вручить за социальную неадаптированность :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алия Гайса

Оскар бы кому хочешь добавил в жизнь множество новых красок... :)) Я вот не очень понимаю, как люди умудряются дома шимпанзе держать... Того же Уошо, и наша Ладыгина... ДОговариваются как-то наверное...

Кто-то держит в квартире немаленьких обезьян как домашних животных?!

Ну да, регулярно (хотя и нечасто) такое происходит. Шимпанзе как-то и домашним животным-то назвать трудно, скорее - компаньоны, что ли?

Честно скажу, мне это сложно представить!

О! Кстати! Чуть не забыла рассказать чудесную историю. В прибрежном английском городе, не помню, как называется, кажется Дарэм, стоит памятник обезьянке. Дело было в каком-то прошлом веке, была война между Англией и Францией. У французов на корабле была обезьянка, одетая в матросский костюм. Когда они высадились на британский берег, англичане, решившие, что и так могут выглядеть иноземные вражеские матросы, ее казнили. Ей-то нынче и есть памятник.

Бедная обезьянка! А вот сейчас где-то на границе то и дело воюющих двух африканских стран сидит скандинав-викинг и со своим вооруженным отрядом (набранным из местных) охраняет покой обезьянок бонобо, чтобы их не перебили под шумок... Я про него читала удивленную статью.

Что особенно забавно - ведь если верить передачам про обезьян-бонобо, они исключительно занимаются любовью, в свободное от еды время. Воистину лозунг make love, not war обретает новое значение :-)))

Да это вот как раз то зеркало-проекция, про которые мой пост! Обезьянки-бонобо в своем социуме действительно больше манипулируют сексуальным и псевдосексуальным (поза подставки у однополых) поведением, чем шимпанзе, но при этом все трактовки этого также антропоморфичны, как прочтение наивными посетителями обезьянника дружелюных ужимок нашего Оскара в качестве "я тебя люблю давай поиграем"

ПС бонобо для своих размеров неплохие охотники, а что касается войн, то они против шимпанзе не тянут, конечно. Ливан не полезет воевать с США и, заметьте, не исключительно из природного дружелюбия...:)))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

:-))))) Катерина!!!! Как хорошо, что Ваше ПС никто в этих дебрях не увидит :-))))))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Но я же специально ушла из Евразии в своем примере! )) Я не бываю на ФБ (потому что так и не поняла, как он работает), но моя приятельница, из своих соображений отслеживающая следы сноба в его недрах, написала мне, что мой пост про обезьян где-то там восприняли совершенно однозначно - как тренировку эзоповых навыков в момент окончания очередной оттепели (у нас сегодня минус восемь утром было, и снег опять лежит!))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Алия Гайса

Екатерина Вадимовна объяснила на павианах. Чтобы все хоть что-то поняли :-))))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

:))

"Мухтар старался..." Ну и навыки тоже конечно :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

А я как-то оказалась в саду тысячи обезьян на Бали, там продавали корм, и я сразу начала подкармливать, естественно, старалась маленьких, но это отнюдь самими обезьянками не одобрялось,-хоть на вершок повыше-уже прав на еду побольше, так вот один из обиженных на меня напал, я страшно перепугалась, но меня спасла прекрасная женщина, в чьи планы входило продать мне банку колы за пять? долларов. Если б не она! Насколько они трогательные на фото, настолько страшны в природе и в гневе!

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Обезьяны настолько же трогательные, и одновременно жестокие, насколько и мы сами, и вообще все звери... И то, и то, тех кто видит только одну сторону, всегда ждет разочарование... Забавно, что гориллы, которых считают одними из самых страшных (потому что огромные и сильные) - одни из самых добродушных, вегетарианцы... Я обожала гориллу-альбиноса Снежка, к сожалению, он уже скончался...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова

Ира, это он на фото уже совсем старичок (видите, сколько морщинок на лице!). А когда он был молод, он был невероятно силен и импозантен! У него было несколько жен и детей, но, к сожалению, его "снежность" ни одному из них не передалась... При этом у Снежка был чудесный, совершенно не сварливый (беда многих зоопарковских обезьян) характер, он был умен, контактен и совсем не агрессивен...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова

Это Вы в честь него белый планшет назвали? :-))))

 Не, чисто конвергентное сходство, по внешним признакам, как у акулы и дельфина и у новгородского вече с событиями на площадях Тахрир и Таксим...:))) 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

ПС У стайных обезьян очень четкие представления об иерархии (кому и как первому жрать, в том числе), тот, кто их сознательно нарушает, автоматически становится врагом. Имея дело со стадом, следует давать еду тому, кто первый подошел - он имеет право. Когда он наестся или наиграется, он сам предоставит очередь следующим.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова

Катерина, я в том лесу многое поняла, правда не об обезьянах, а о мальчиках, но, полагаю, это извинительно, я-то как раз верю, что мы с мартышками родня, я и себя называю обезьяной и не иначе-) А там самцы побольше действительно шпыняли мелких, и мое материнское нутро возмутилось, что и явилось основанием для инциндента,-я ж при корме была! я полагала себя в праве распределять... позаботиться о детках.. Ну, не зоолог, не догадалась!

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Да, да, Ира, мы ведь часто, попадая внутрь чужих обычаев, не догадываемся, что то, что кажется нам нашей человеческой (цивилизованной, демократической, христианской и т.д.) добродетелью может совершенно иначе восприниматься из другого, непохожего на нас сообщества... А потом расстраиваемся, как оно все вышло...

Да, и хорошо, ежели малые знания хоть как-то компенсируются отсутствием снобизма по отношению к этим иным-) меня, по крайней мере, это выручает!-)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ага! Если пытаются "благодетельствовать" на материнском инстинкте - это еще туда-сюда (инстинкт все-таки, база :)), а уж если из "бремени белого (истинно-верующего, истинно-демократического) человека" - тогда уж вовсе туши свет! :))

Эта фотка тоже моя, но обезьяны уже другого вида.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова, Алия Гайса

Замечательно! Интересно и очень познавательно!Поведенческие реакции многих людей очень похожи,к сожалению.

Нелли, а почему "к сожалению"? Мне всегда казалось наоборот: пока живы большие обезьяны, у нас есть чудесная модель для изучения себя, зеркало, в которое мы можем смотреться и т.д. и т.п. 

Например, когда я работаю с подростками, я очень много рассказываю им про социальную жизнь группы павианов в саванне. Им нравится. Они потом даже иногда сами говорят, когда им надо что-то понять: "Екатерина Вадимовна, а на павианах можете объяснить?" :)))

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Нелли, так и я про то же, а еще про сволочизм, коварство, непостоянность, жестокость и вечное желание помериться хоть чем-нибудь (от пиписек до длины яхты). Раз обезьяны во всем этом на нас похожи, так это же здОрово - мы можем на них все это спокойно, не дергаясь и не оглядываясь поминутно, изучать... 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ирина Громова

: "Екатерина Вадимовна, а на павианах можете объяснить?"

====

Истина - устами подростков!

Возьму этот вопрос Вам на вооружение! :-))) (вооружение - в мирном смысле слова, если что :-)))))

хмм почему то мой любимый пробосис не грузится .... самая человекообразная обезьяна имхо

Увы, нет.  Больше всего обезьян я видела как это не удивительно в Голландии.  Там есть обезьяний парк без единой клетки.  Но холодно при этом, я так думаю ... 

Загрузился! Очень хорошенький! :))) А я почему-то вот этих люблю, в их внешности есть что-то созвучное моему то и дело удивлению миру :)))

А на мой взгляд, что-то тинейджерское... :))

На кошек почти все полуобезьяны похожи...

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Катерина, спасибо, замечательный материал...

К сожалению, не имею возможности поделиться своими фотографиями... Хотя и без меня тут уже подобран великолепный материал.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да я на даче, Катерина... выхожу в сеть с планшета... На нем фотографий почти нет...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова