Все записи
09:27  /  30.06.14

82839просмотров

Велосипед для Павлика

Это реальный случай. И это вопрос к аудитории «Сноба». Как бы вы поступили на месте мамы Павлика и почему?

+T -
Поделиться:

Средних лет женщина с простым лицом и носом-картошкой испытывала неловкость. Это было сразу видно. И ребенка с ней не было. Вероятно, ее подросток вошел в клинч и наломал дров, подумала я. Учителя или подруги наговорили ей ужас-ужасов, и она решила, что у нее все это совершенно эксклюзивно и, наверное, это ее ошибка и вина…

— Вы знаете, мне даже стыдно сказать…— подтверждая мою догадку, начала она. Я на секунду предалась мысленному бахвальству: какой же я все-таки опытный психолог! — клиент еще ни слова не сказал, а я уже обо всем догадалась…

Она достала листок бумаги, на котором было что-то распечатано:

— Вот, вы лучше прочтите сами…

С некоторым недоумением я взяла листок. Недоумение было вполне умеренным, ибо я давно знаю о том, что есть люди, которым легче изложить проблему в письменном виде, чем рассказывать о ней. Я сама предпочитаю слушать живой рассказ, но люди ведь разные… Однако на протянутом мне листочке было совсем другое!

«Дорогие люди! Многим мальчикам и девочкам сейчас хочется иметь всякие модные гаджеты, чтобы играть в компьютерные игры. Я их не понимаю, ведь там все ненастоящее. Мне очень хочется велосипед. Я не очень хорошо хожу, но я люблю кататься, и у меня уже все получается. Мне нравится кататься быстро, чтобы ветер свистел в ушах, тогда я чувствую себя таким счастливым! Самая моя большая мечта — поехать с друзьями в дальнее-предальнее путешествие на велосипедах (хорошо бы в другие страны, но я понимаю, что я пока еще не вырос, и можно было бы по соседним дворам или в парк), и там увидеть, как живут другие люди, потрогать там все и даже понюхать. Мне нравятся запахи, и иногда я представляю себя большой собакой. Я просил велосипед у мамы, но она сказала, что не может мне его купить. Я на нее совсем не обиделся, потому что понимаю, что велосипед стоит дорого и у мамы на него нет денег. Мы живем без папы, мама работает учительницей, а учителям мало платят. И еще у меня есть сестра Варя, которая учится в школе для умственно отсталых, и ее надо все время лечить и развивать, а на это тоже уходит много денег. И еще нужно покупать всем нам еду (у нас еще два кота, одного Варя принесла с улицы — она вообще добрая и хорошая, и любит животных) и одежду (мама говорит, что учитель должен всегда хорошо выглядеть, и это правда, он же должен подавать ребятам пример), и еще коммунальные платежи, они сейчас очень выросли, но вы же сами знаете...

Я вас прошу, если вам не трудно сделать такое доброе дело, перевести немножко денег вот на этот счет (дальше идут по всем правилам реквизиты банка и номер счета) — это счет моей мамы, с пометкой “на велосипед для Павлика”, иначе она не поверит. Но, конечно, если у вас у самих мало денег, или на ваших детей не хватает, тогда не надо, я ведь понимаю, что в мире есть много людей и детей намного беднее нас.

Но если я все правильно придумал и все получится и у меня будет велосипед — какое же это будет счастье! (Я и Варе дам покататься, она, кажется, умеет, но если нет, я ее научу). Заранее всем огромное спасибо!»

Я прочла все до конца, потом перечитала некоторые абзацы.

— Я действительно работаю учительницей в 3… школе, — не поднимая головы, сказала моя посетительница. — А вот это, то, что вы держите сейчас в руках, мой сын Павлик разместил в одной из социальных сетей — там есть такое специальное место, где это можно… разумеется, — вы же понимаете! —  без моего ведома.

— Сколько лет Павлику?

— Девять! — ее голос вдруг почти сорвался на визг.

Я окончательно распрощалась со своей гипотезой о вошедшем в клинч подростке и спросила следующее:

— Ваши реквизиты подлинные?

— Да, разумеется.

— А где же он их взял?

— Достал из моей сумки книжечку Сбербанка (туда вложен листок с реквизитами) и аккуратно списал. Это нетрудно, он знает, как она выглядит, мы с ним сто раз ходили вместе в банк.

— Это, с позволения сказать, объявление написано с большим знанием психологии, — задумчиво сказала я.

— Да, он мне сказал, что долго изучал представленные в сети образцы, чтобы понять, как именно писать и на что люди лучше откликаются.

— И что же было дальше?

Учительница неприятно хрустнула пальцами и переступила ногами на ковре.

— Дальше мне на счет стали приходить деньги. С той самой пометкой. Я заметила не сразу (я не хожу каждый день в банк), но когда узнала… там была уже достаточно большая сумма… Разумеется, я тут же взяла его за жабры!

— И что же Павлик?

— Он сразу во всем признался. Был абсолютно спокоен и чуть ли не горд собой. Я пыталась ему объяснить… но это именно то, что моя бабушка называла «об стенку горох». Он меня просто не понимает! Он говорит: мама, но ты же действительно не можешь купить мне велосипед. А люди должны помогать друг другу, ты сама мне всегда говорила. Что же плохого, если те, кто может, помогут нам?

— Он вас просил?

— Да, однажды, довольно мельком. Я действительно ответила, что это слишком дорогая для нас покупка. Но я и подумать не могла… Это еще не все!

— Что же еще?

— Однажды вечером к нам в квартиру позвонили. Павлик был на кружке, дверь открыла я. На лестничной площадке стоял мужчина. Очень симпатичный, средних лет. Рядом с ним стоял велосипед. Мужчина улыбнулся мне и спросил: «Вы, наверное, мама Павлика?» — Я, не находя слов, кивнула. Тогда он сказал: «Вот, я купил, а мой сын на нем почти не катался, потому что они с матерью уехали. А сейчас он уже вырос. Я случайно увидел и сразу подумал: чего же он у меня стоит, пусть лучше вашему Павлику будет радость. А деньги, если кто прислал, вам на другое понадобятся. Держите, держитесь и  удачи вам всем». Он передал мне руль велосипеда, еще раз грустно улыбнулся и ушел. Я была настолько ошеломлена, что сейчас даже не уверена, что сказала ему «спасибо». Так стыдно… ведь он явно хороший и не очень счастливый человек…

— Но откуда же он узнал ваш адрес?

— Не знаю. Павлик клянется, что адреса нигде не оставлял, и я ему, пожалуй, верю. Но разве это трудно в нынешнее время, если захотеть? Есть же всякие базы… все мы под колпаком у Мюллера… В общем, по моему настоянию Павлик в тот же день написал на этой странице: «Спасибо, спасибо всем! Теперь у меня есть велосипед — это такое счастье! И еще счастье знать, сколько на свете хороших и добрых людей!» И, кажется, он очень доволен собой, у него все получилось, а вот я теперь сижу с этими деньгами и этим велосипедом и не знаю, что мне делать…

Мы посмотрели друг на друга.

— Да… Если честно, я тоже не знаю… — призналась я.

Она вздохнула, как мне показалось, с облегчением.

— Идиотское положение, правда? Вернуть людям эти деньги и уж тем паче этот велосипед я не могу, просто не сумею. Потратить их, отдать велосипед Павлику? Тем самым я признаю нравственную правомерность этого его предприятия, аферы, эскапады? Я даже не знаю, как правильно назвать…

— Но есть же еще Варя… Может быть, отдать велосипед ей? Она сумеет?..

— Да нет у него никакой умственно отсталой сестры Вари! — Голос моей посетительницы опять сорвался на визг. — Нет и не было никогда! Мы с ним вдвоем живем, не считая котов!

— Ого! То есть он эту Варю просто с нуля придумал для оживляжа темы?

— Варя существует, — вздохнула учительница. — Дочка наших соседей по даче. Ей уже шестнадцать, умственный возраст сейчас  около семи. Она очень хочет играть с детьми в их игры, но большинство детей (с подачи родителей, конечно) от нее шарахается. Павлик всегда с ней охотно играл, они очень хорошо ладят…

— А как он это свое вранье объяснил?

— А в сущности вот как вы только что сказали: «соврал для оживляжа». А когда я начала его стыдить, спокойно выслушал, а потом сказал приблизительно так: «Мам, вот ты же учительница, ты же знаешь, что половина тех, кто к тебе пришел на урок, урок не выучили. Но все делают вид, что выучили. И дальше — либо пронесет, либо ты их поймаешь, либо они как-то выкрутятся. Вранье? Конечно. Но таковы условия игры, и все их знают. В интернете все так же. Там редко кто говорит правду о себе и все это знают. В чем же проблема?» Что делать теперь — это, конечно, важно. Но, пожалуй, еще важнее для меня: как же мне теперь ко всему этому относиться?!

Я чуть-чуть подумала и сказала:

— Мне кажется, это зависит от того, каким героем вы воспринимаете Остапа Бендера — положительным или отрицательным.

— Вы полагаете, у меня растет великий комбинатор? — усмехнулась она.

— Практически не сомневаюсь…

***

Это реальный случай. И это вопрос к аудитории «Сноба». Я действительно не знаю, что сказать моей клиентке. Я понимаю, что интернет сформировал новую реальность, иногда достаточно неожиданно пересекающуюся с реальностью «старой». В нем можно найти практически все: информацию о том, как починить холодильник и вылечить насморк, новых друзей или врагов. Там можно влюбиться и отыскать ускользающий смысл жизни. Там можно постучать — и откроется, там можно разбросать камни и тут же собрать их. Там много правды и еще больше вранья. Там живут, там просят о помощи и помогают. И там, несомненно, есть свои законы, которые я и мама Павлика, может быть, плохо понимаем. И еще вроде бы есть законы общечеловеческие. Или нет?

Короче: как бы вы поступили на месте мамы Павлика и почему?

Она с интересом и нетерпением (лето, велосипед стоит дома, Павлик живет на даче) ждет ваших ответов. А я со своей стороны сделаю так, что она их прочтет. Заранее всем спасибо.

Комментировать Всего 99 комментариев

Эта история для меня четко делится на 2 половины: просить не стыдно(пока не было информации о Варе - я была на стороне Павлика), а вот врать - крайне бессовестно. Представьте: завтра звонок в дверь, и появляется тот же самый  добрый человек, что подарил велосипед, но теперь с подарками для Вари( развивающие гаджеты и т.д.).  Как посмотрит ему в глаза Павлик?   Я бы объяснила  Павлику ситуацию так:  В твоем объявлении есть одна несомненная правда -  "  Есть люди беднее нас с тобой" .   Мы же получили велосипед нечестно( вранье про Варю), поэтому  сейчас найдем в интернете мальчика, которому пригодится  велосипед,  и отвезем ему. Возможно, он пишет правду, и тогда на этом круг вранья завершится. Если же и этот мальчик солгал - это будет дело его совести.

Потом, через некоторое время, скорее всего обсудила бы с ребенком бюджет и постаралась найти возможность купить велосипед так, чтоб он знал, откуда на него появились деньги.

Эту реплику поддерживают: Юлия Гандурова

Спасибо, Наталья! Велосипед отдать нуждающимся, это я поняла. А что делать с собранными деньгами? Отдать на благотворительность?

Об этом тоже можно поговорить с ребенком. При его способностях он отыщет в интернете  множество возможностей кому-то помочь, думаю, при этом переживет настоящую радость от действительно доброго дела.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Может, переживет, а может и наоборот обидится: ну вот, вечно мама со своими дурацкими принципами всю мою комбинацию испортила, а так было классно...

Но правильно ли я Вас поняла, Наталья: если бы не было Вари, то все нормально и матери не о чем было бы беспокоиться?

Нет, если бы не было Вари, - в этой истории тоже не все красиво, но тут я бы в большей степени беспокоилась не о самом мальчике, а об отношениях между ним и матерью.  Интересно, как он описал "нужды" семьи:коты,  одежда для мамы, коммуналка.  А каково его место в семье? Важны ли его нужды маме? Тут столько важных нюансов. Однако ситуация с ложью( да еще и почему-то он сделал Варю умственно отсталой, т.е."семья у на убогая, подайте христа ради", так что ли?)  все отодвигает на второй план. Вначале надо с этой фантазией разобраться, а затем подумать об особенностях  отношений между матерью и сыном.

Наталья, он не сделал Варю умственно-отсталой. Она такая и есть (это в посте описано). Он сделал ее своей сестрой и поселил в своей квартире :))

Что касается семьи, то Павлик - сын учительницы. Тут всегда есть нюансы и, конечно, их нужно учитывать. Мать специально уточнила, что вообще-то она во всем полагается на сына, дает ему столько ответственности, сколько он может взять, и он доселе никак ее не подводил - умный, ответственный мальчик, многое знает и умеет. И интернет она ему никогда не ограничивала, и телевизор и вообще все, он ничем вроде как не злоупотреблял, они очень мирно живут, никаких скандалов и даже ссор...

Наталья, а для Вас Остап Бендер - отрицательный герой? :)))

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Я филолог, ответить однозначно на ваш вопрос не могу.  Некоторые черты Бендера мне  симпатичны, но нетрудно представить, что я  бы наверняка встревожилась, обнаружив их в своем ребенке.  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Tatiana Manoukovski

Мне очень нравится ваша идея.

Я бы еще посидела с ним вместе подумала, какие не сравнительно, а просто честные способы заработка могут быть для девятилетнего комбинатора. 

Эту реплику поддерживают: Наталья Самсонова

Анна, а Вы думаете, они есть? Если что-то знаете, поделитесь, пожалуйста. Это важно не только для Павлика.

Так навскидку не скажу. Для девятилетки ничего кроме прогулок с собаками и бегать в магазин для престарелых соседей в голову не приходит. 

Но мы с Вами отсталое поколение )) Если у человека такая способность к поиску и анализу информации, то полагаю, он куда лучше нас с Вами придумает. Главное, отдать должное его уму и договориться с ним, чтобы все варианты проверял с мамой и они вместе разбирались - пойдет или нет. Заодно и усвоит, что такое законно и противозаконно, честно и нечестно.

Про законно и противозаконно - на самом деле важно. Ибо "Остап Бендер чтил уголовный кодекс". Подозреваю, что и умный Павлик его тоже вполне уважает. :)

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski, Анна Зарембо

Мои дочки набирают текст с аудиозаписей. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Так у этого Павлика же несомненный талант писателя, психолога и рекламиста в одном лице! На курсы его немедленно! К 17 годам будет как сыр в масле кататься.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Надь, какие курсы для девятилетнего?! Они же все рассчитаны на взрослых, в крайнем случае на старших подростков. Он же не вундеркинд ни разу, я специально у матери спрашивала - обычный ребенок, учится так себе, читает детские книжки про котов-воителей, смотрит мультфильмы, дружит со сверстниками...

Но важно, что Вы сказали! :)) Павлик - явно специально одаренный (в отличие от общей детской одаренности, которая к подростковому возрасту как правило исчезает как сон как утренний туман) ребенок и об этом тоже надо думать, и что-то с этим делать...

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Ну книжек хотя бы ему накупить про это.  Свести с людьми, которые этим занимаются.  Навести на профессиональные интернет-сообщества тех, кто этим занимается. Сколько сейчас вокруг всяких конкурсов на лучшее видео, лучшую рекламу и пр..

Да. Во всяком случае думать об этом надо. Непонятно только кто. Мама далека от всего этого, как декабристы от народа. Ее круг - школьные училки, боюсь, тоже. Где учат юных комбинаторов? Раньше учила улица. Теперь, по всей видимости, и-нет. А дальше как в анекдоте про негра под пальмой: так наш Павлик и так там  учится... :))

1001 способ честно заработать - http://work-zilla.com

К этому сайту не имею никакого отношения, но был там заказчиком. Работу, нудную и долгую, сделали. Я доволен. Многое там может сделать современный ребёнок.

Спасибо, Дмитрий! Сходила по ссылке, ничего не поняла, но ведь не на меня же и рассчитано, ага? :))))

В двух словах: сайт для фриланса. Начиная от элементарных вещей (мне нужна была база данных по рекламным объявлениям в виде простой таблицы  Excel) до сайтостроительства. Фрилансеры и заказчики регистрируются на сайте, заказчик выставляет на сайт заказ и выбирает из претендентов исполнителя. Потом зачисляет деньги на сайт и ждёт выполнения работы. После выполнения даёт акцепт на зачисление денег фрилансеру. По сути - биржа труда/заказов. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Может, Павлик отдаст эти подарки  реальной Варе? Что тут плохого?

Эту реплику поддерживают: Наталья Родикова

Не стыдить. Спокойно растолковать все нюансы ситуации, убедившись, что они ему понятны. Сказать: ты умный, можешь придумать, как сделать нужную вещь, но пока не очень отличаешь добро от зла, они у тебя в этой истории перемешаны. Значит, мы вместе попытаемся восстановить баланс справедливости в мире. Велик на дачу. Научить Варю и кататься с ней по очереди, раз уж она в этой истории получилась сестра. Когда с дачи уезжать - велик оставить там, на двоих так на двоих. Деньги отдать на благотворительность. 

Если честно, слабый момент такого решения в том, что у умных детей эмпатия часто включается поздно. Ведь пацан не почувствовал, что Варю приплетать как-то нехорошо. Мой ответ был бы в том, чтобы ПОКА вводить эти вещи просто на уровне правил: ты соврал - такими средствами пользоваться в обществе нельзя, в нашем обществе это зло. И одновременно пытаться растить эмпатию на примере собственной семьи. Спрашивать почаще: ты что по этому поводу чувствуешь? Как по-твоему, я справедливо поступила? Вот в этой ситуации на чьей стороне правда? Это долгий процесс... я и сама в своей семье не знаю, получается ли...

Катерина Мурашова Комментарий удален автором

Да, мама от этого и психует в основном: сын вообще не видит, кому и какой вред от его поступка. Никому? Значит, все нормально. А пользы сколько - у мамы деньги, у него велосипед, люди сделали доброе дело и довольны, а Варе он точно даст покататься, ведь там из всех детей только он с ней и играет.

Как доказать ему про "общественное зло"?

По поводу радости от доброго дела... судя по тому, что ребёнок изучал образцы, выложенные в Интернете, он видел, КАКИЕ у людей бывают нужды. Но он не смог, просто не сумел прочувствовать реальность этих нужд. Ну, написано в интернете буковками, допустим: пересадка костного мозга, иначе кто-нибудь там умрёт - ну ЧТО девятилетнему умнику в этих буковках? Письмо составлено так, что видно: жалость и прочие штуки для него как инструмент в программе, он ими пользуется, но сам их не может ощутить. Не потому, что плохой, а потому, что неравномерное развитие - "три половинки мозга и одна половинка сердца". Поэтому сравнительную реальность некоторых вещей до него очень трудно будет донести. Но надо пытаться, причём на его языке и с учётом его уровня понимания, наверное.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Наталья Самсонова

На его языке и с учетом его уровня

Согласна. А как? К чему, Вам кажется, разумно аппелировать? Говорить, что в нашем обществе недопустимо врать и придумывать себе качества и биографию, вообще личину - абсолютно в молоко, он ЗНАЕТ, что это не так и миллионы людей так делают, и получают с этого какую-то свою эмоциональную или материальную выгоду. Почему именно ему нельзя так поступать? Какие тут найти аргументы?

Было бы интересно спросить, а он бы мог помочь человеку "из интернета" и что бы почувствовал, если бы узнал, что его обманули?

что бы почувствовал

Да! Мне первое, что пришло в голову, как и Наталье, не разговаривать, а "дать самому почувствовать последствия". Вот действительно пришел человек с игрушками для Вари: у тебя велосипед уже есть, а теперь познакомь меня со своей сестрой, я ей вот чего принес... И что он будет делать, как выкручиваться и как себя при этом чувствовать? Причем это ведь легко можно организовать, но это будет РОВНО ТОЧНО ТАКОЕ ЖЕ ВРАНЬЕ и манипулирование чувствами другого, как и у самого Павлика. А все наши правильные слова и умственное моделирование ситуации об него "как об стенку горох" - не почувствовал он червоточины, когда все это организовывал и уж тем паче теперь не чувствует, когда все отлично получилось...

Не, вранье не вариант, это ясно.

А вот насчет "умствований" сомневаюсь. Он не почувствовал червоточины, потому что у него даже мысли такой не закралось. Так бывает. Эмоциональный интеллект не догоняет. 

Возможно, действительно стоит найти реальных людей, которые нуждаются в этих деньгах и из которых он сам выберет кому помочь и отправиться помочь лично. Возможно, найти в его жизни ситуации, когда он доверял и со всей душой, а его обманывали...

Не думаю, что все так безнадежно. Но я, вообще, оптимистка ))

Анна, да мне ни разу не кажется, что тут что-то безнадежно! :))

И Вы правы, рано и мощно развился интеллект (доверяющая мама поспособствовала), а моральная сторона личности (кто там ее эволюцию в онтогенезе изучал, я забыла - Кольбе?) явно за ним не успела...

Я-то вообще (если отбросить театральные постановки) склонна все на маму возложить - он ведь с ней очень близок и просто не сможет проигнорировать то, как она к этому относится. То есть, если она просто уверенно скажет: тьфу, бяка! - это ведь уже много, да?

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

То есть, если она просто уверенно скажет: тьфу, бяка! - это ведь уже много, да?

Да, судя по всему, для него это важно и слава богу.

А про развитие морали - это Кольберг. Я по нему в университете работу писала на курсе психологии развития ))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Вред, который ты нанёс обществу, в том, что если все будут так врать и вранья станет в обществе много, то люди непременно это поймут и станут меньше друг другу помогать. Уже и так многие стоят на позиции "а как я разберусь, кому правда надо, а кто приврал". Если многие будут делать так, как ты, полезный механизм взаимопомощи, который ты применил для получения велика, сломается в мировых масштабах. 

"Все так делают". Неправда, "все" так не делают. Умные люди понимают, что обманывать в конечном итоге невыгодно, потому что обман портит окружающую информационную среду. 

"Чем отличается от придумывания качеств, биографии и вообще личины" - тоже можно объяснить, это в сущности про отличие фантазии от вранья. Фантазия тоже может приносить выгоду, но враньём при этом не быть и информационную среду не загрязнять, а украшать :-). Это, кажется, уже чуть в сторону - тут мальчик и сам понимает, что у него была на фантазия, а чёткая цель ;-).

Ксения, в том-то и дело - мальчику очень мало лет и у него там все смешано (как Вам пассаж про запахи, про ветер и про то, что он иногда представляет себя собакой? - это правда, мать подтвердила, у него какие-то особые отношения с обонянием). Да и Варя эта... Вы уверены, что он никогда не фантазировал, что она действительно - его сестра? И Вы сами, взрослый человек, легко и уверено отличаете и-нет фантазии от и-нет вранья?

Фантазии - это гут, но подстроенный мальчиком результат его фантазий превращает их таки во враньё. Поэтому и надо помочь ему отделить одно от другого и понять, где у него получилось добро, а где зло. И где правда, а где нет. Правда же там тоже есть - и про ветер, и про собак, и велосипед он хочет. 

Да, снаружи враньё от фантазии не отличишь - враньё же так специально и устроено, чтоб жертва не знала, как оно устроено. А изнутри отличать можно и нужно, особенно своё. Я сама, взрослый человек, люблю мистификации, именно поэтому и веду речи "за чистоту" :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Но это лишь то, что сейчас, быстро, можно сказать. А главное не в этом, не в аргументах - они все будут в молоко, пока у человека внутри механизм эмпатии не заработает. Вот это главная проблема, с которой приходится иметь дело, и решать (и ждать, и что-то делать) придётся долго, и пути решения неочевидные - сама в поисках. Очевидно, срабатывают не слова, а регулярные практики. Внутри семьи и ещё какие-то.

Остап Бендер, вот тот литературный персонаж Ильфа и Петрова - лишен эмпатии, как Вам кажется? И как же он тогда так влияет на всех? Мне-то кажется, если бы у Павлика просто не было эмпатии - его текст бы просто не сработал. По-моему, он умеет, в тот-то и дело! У него как-то нравственные настройки сбиты... А вот почему...

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Ну, может, я неправильно понимаю, что такое эмпатия, но по-моему это разные немножко вещи - одно дело ЗНАТЬ, что у других людей вот это и это вышибет слезу, а другое дело мочь СОЧУВСТВОВАТЬ им. Ося Бендер персонаж плутовского романа, а это такой жанр, где люди не совсем люди, а карикатуры. В жизни Ось Бендеров, как мне кажется, всегда притягивает в итоге либо к полюсу добра (тогда мы видим перед собой человека неразборчивого, но в сущности ДОБРОГО - и такие как раз очень тонко чувствуют, "у кого можно взять, а у кого нельзя"), либо к полюсу зла - и тогда это жестокие и циничные социопаты. Осю Бендера в романе ситуация не спрашивает - "ты с кем, с Богом или с чёртом", что позволяет ему всё время оставаться на солнышке). Ему авторы подыгрывают).  

А вот в фильме Росселлини "Генерал делла Ровере" - там как раз герой- обаятельный плут наживается на родственниках людей, отправленных в концлагерь, и фашисты его вербуют, чтобы он в тюрьме сыграл роль уважаемого партизанами генерала и выведал у них тайны. А он не только ничего не выведывает, но и вдруг, вжившись в роль генерала, идёт с ними на расстрел и умирает героем. Передав "вдове" своё прощальное письмо. Вот это я понимаю - заигрался, проснулась эмпатия!!))

Вот это я понимаю

Очень точный пример, спасибо, Ксения! :)

Так вот Ося и герой фильма - все-таки взрослые люди, которым к тому же подыгрывают авторы-художники.

А Павлику девять, его еще никуда не снесло, у него все вперемешку. Ну вот как было время, когда были едины наука и религия, а уже потом: "если веришь, то веришь не зная, если знаешь, то знаешь, не веря..."  Почему из детей один Павлик играет с Варей? Чисто заслуга матери? Или что-то еще?

Слушайте, да вообще сам тот факт, что его в принципе заинтересовала эта тема взаимопомощи - мощный аргумент в пользу Павлика. И то, что он с Варей играет, - скорее всего тоже. Но он всё-таки стоит как бы "в слабой позиции", "мне надо", "я маленькое существо, которое может исхитриться и урвать у мира кусочек". Вот его и надо поставить в сильную позицию - показать, что он человек, у которого есть выбор - делать мир вокруг себя лучше или хуже. Вот уверена, что при правильном взращивании человек, который ИНТЕРЕСУЕТСЯ взаимопомощью, добром и злом, тестирует реальность в этом направлении, - это будет хороший человек. Но настройки надо настраивать обязательно, потому как рычаг может и в другую сторону сработать.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Нравственные настройки у многих детей не то что сбиты, они просто по какой-то причине медлят отрасти. Потому что жизнь современного ребёнка проходит в некоторой депривации смыслов. Они просто не сталкиваются с этими смыслами очень долго, а сами выловить их из окружающей среды не в состоянии. Видимо, наша задача в том, чтобы эти смыслы ненавязчиво подчёркивать, желательно не словом, а образом жизни как-то. Трудно.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ксения, скорее всего, Вы правы, и Павлик пока не чувствует боли и жалости, но, по-моему, в этом и задача, чтобы научить его, помочь почувствовать, что за буковками живые люди. 

Может, как раз идея Натальи - найти реальных людей, которым можно передать эти деньги и лучше лично - будет одним из шагов на этом пути. 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Ксения Букша

Поддерживаю Наталью Самсонову - отдать другим людям. Дейсвтительно, велосипед и деньги достались нечестным путём. Давить на людскую жалость, врать - на этом же целая индустрия выпрашивания денег построена; это нечно грязное и неприятное, с чем не хочется сталкиваться, а хочется пройти побыстрее и отвести глаза. Может быть, провести такую параллель, чтобы дать понять, насколько это неблагородное дело.

Я только против того, чтобы отдать велосипед Варе. Я думаю, это может вызвать у мальчика негативные чувства: обиду, зависть. И Варя лишится друга, который у неё был всё это время, с которым ей удавалось ладить и играть.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

провести такую параллель, чтобы дать понять, насколько это неблагородное дело.

Ага. Мать именно это и сделала в первую очередь - показала ему нищих в метро, объяснила про индустрию. Он сказал: ну что ж, тоже работа, и нелегкая, насколько я могу судить, но я бы так не хотел. Дальше, по словам матери Павлика, не хватало только цитаты из В.И.Ленина, сказанной им матери (правда, согласно апокрифам, в 14 лет): "Мы пойдем не таким путем!"

Мне очень хочется велосипед. Я не очень хорошо хожу, но я люблю кататься, и у меня уже все получается.

А Павлик действительно не очень хорошо ходит, или он и это придумал?

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

О, Вы заметили! :) Павлик довольно неловкий, и у него действительно были ортопедические проблемы в раннем детстве (он их помнит), но ходит он сейчас совершенно нормально. Он очень аккуратно (для девяти-то лет!) дернул ЗА ВСЕ ниточки, которые сумел выделить... И, с его точки зрения, все получилось просто замечательно...

Я, признаюсь, скажем так, испытала искреннее удивление от того, что 9-летний ребенок не просто присутствует в соцсетях, но присутствет давно - раз разбирается, что почитать и посмотреть, чтобы воспользоваться опытом других.

Я бы, среди прочего, задалась вопросом, действительно ли он в одиночестве все это придумал и провернул. То есть вообще, откуда ноги растут.

Общается ли он с "дворовыми подростками"? Есть ли вероятность, что его к этому вынудили?

Я бы попросила показать мне аккаунт в сети, внимательно бы его прочла от корки до корки.

Этот текст, с которым мама пришла, она его откуда взяла? Он сам ей его дал? Или она его распечатала, почитав аккаунт?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

или мальчик очень умный, или то, что ты пишешь.

Какой-то слишком, по моим представлениям, умный мальчик. Хотя, признаюсь, я совсем не ощущаю, что из себя представляет детский streetwise в современной российской действительности.

Катерина streеtwise - "уличная мудрость", ну в обширном смысле слова, по-русски не знаю эквивалента.

И да, правда ли у него проблемы с ходьбой? Учится ли он в той же школе, где работает мама? Можно ли поговорить, межу делом, с его учителями. Не упоминая происшедшее, а просто понять, что за коллектив, есть ли постоянный круг друзей, являетсясли он их лидером, или наоборот. Мне кажется, это поможет понять, правда ли Остап Бендер растет, или наоборот - на него кто-то сильно надавил. Хотя не похоже. Скорее, просто, чтобы исключить, и об этом  больше не беспокоиться.

Лена, Мне кажется, все проще. У нас рядом с домом был галантерейный магазин, где продавалось огромное количество привлекательных для 7 летней девочки вещей, но на них не было денег. Я придумала план: заметив, что под кассовую будку закатывается большое количество денег, решила их достать, т. к. они были "ничьи". Будучи отроду семи лет, мне не пришло в голову подумать, как прореагирует, например, кассирша. Я подговорила подругу, мы зашли в галлантерейный, я легла на пол у кассы и засунула под нее руку. На мгновенье я была богатым человеком - у меня в руках были все эти деньги. Встав, я увидела лицо кассирши и других взрослых. и стало понятно, что я что-то сделала "нет так". Деньги пришлось отдать кассирше. Унижение запомнилось, и больше таких схем я не придумывала. Мне кажентся, что читатели данной истории преувеличивают Остапо-Бендерство ее героя.

Может быть, Вы правы, Алекс. Я вообще в семь лет глазированный сырок из магазина украла (успешно, кстати) - они тогда были дефицитом и я понимала, что если побегу за деньгами, сырки уже кончатся. 

Но все-таки тут ведь не только голая схема заработка (в инете просят денег и я попрошу), тут ведь действительно - пусть и имитационное, но - знание психологии с добавлением своей фантазии и своих личных реальных наработок (ну включил же он и эту Варю и даже свои детские ортопедические проблемы... Помните у Ильфа-Петрова: нет, Киса, это было бы слишком просто. Я на ней женюсь!)... Нет, все-таки, не уговаривайте - Остап, Остап, Остап! :)))))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Streetwise: разница между "умный" и "ушлый" :)))

В том-то и дело, что где-то посередине :-)

Эту реплику поддерживают: Надя Аль-Ахмед

Не стал ли нынешний streеtwise в какой-то степени международным в связи с интернетом?

Тогда пора создавать слово netwise :-))))

Этимологически street wise сделано из двух слов - улица и мудрость. То есть смекалка, приобретенная тем, что вынужден жить по законам улицы. Но в слове смекалка слишком много залихватской доброты.

А это смекалка, вызванная необходимостью жить в виртуальном мире.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Согласна. Вы же сами писали не раз, как многому научила Вас лично виртуальная жизнь в электронных сумерках, на улицах и перекрестках инета. А нравы на этих перекрестках, в этих тупичках, в этих дворах объедков и т.д. - они ведь ничуть не мягче реальных уличных...

Ну да :-) Только я, все-таки, в более зрелом возрасте учиться начала - это было далеко не первое образование :-)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина Мурашова Комментарий удален автором

Текст из сети (я его конечно изменила слегка). Да нет, вроде он сам такой, никого больше нет. С инетом она его никогда не ограничивала, это да, он там давно. Он не очень любит игры, наоборот, ему всегда было "про людей интересно", он есть во всех социальных сетях и как я понимаю везде выдает себя за разных персонажей (а то и не за одного). Мать не видела в этих экспериментах никакой опасности, он ей про них рассказывал: представляешь, они поверили, что я девочка и учусь в седьмом классе!

Мальчик социально одаренный, феноменально хорошо разбирается в людях. Вот сейчас набегут правильные взрослые, и отучат его от его талантов. Взамен, они научат его как по-честному быть одинокими учитель(ницами, ями) в школе. Это скучно, тошно, но порядочно.

Эту реплику поддерживают: Наталья Гречко

:))))

Что-то мне кажется, что "великие комбинаторы" не очень поддаются переучиванию. Задача максимум: чтобы он все-таки почувствовал, что есть много людей (и к ним относится его мать), которые видят в данной изящной схеме какую-то очень сильно саднящую в их душе занозу...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Мне кажется, что если это все "чистая монета", и мама знала историю становления онлайновой жизни ребенка, которому сейчас 9 лет (то есть началось это миниму пару лет назал), объяснить сейчас, что он сделала неправильно в данной конкретной ситуации будет очень сложно.

Ведь если мама до этого не реагировала отрицательно на то, что он создает "персонажей", откуда ему знать - в 9-то лет - какая фенетзятина невинна, а где он переступил этическую черту?

Я бы начала с "разбора полетов" и объяснения собственной ошибки, что не настолько внимательно относилась к онлайновой жизни, как стоило бы.

Мне кажется, способ поговорить, это признать, что сама недостаточно уделяла внимания онлайновой жизни, так что давай сынок теперь вместе все посмотрим. И в каких-то местах выразить восхищение и одобрение - чтобы совместный просмотр не стал "рассмотрением улик", а дал бы возможность перевести ситуацию на другой уровень.

Не то чтоб сын будет в восторге от этой мысли. Но ведь он же сам достижениями делился - то есть право есть у мамы заинтересоваться подробнее?Ведь те же мамы в ужасе от того, что их дети могут в онлайне познакомиться с взрослыми извращенцами, выдающими себя за сверстников. Но при этом не пресекают мысль, что ребенок может выдавать себя за кого-то еще....

хорошая мысль! У него уже были онлайновые "персоны"! Почему не создать зарабатывающую онлайновую персону?

И где гарантия, что это единственная зарабатывающая онлайновая персона?И что уже нет в голове планов по созданию другой? Ведь эта - преуспела. То есть, что не будет сделан вывод, отчего бы и не продолжить, раз получается?

Я б начала с попытки расставить точки над и в том, что уже произошло. Причем подчеркну - в результате совместного отношения мамы и Паши к тому, как он обустроил онлайновую жизнь. Потому что "разделив вину" проще вместе сделать следущий шаг.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Наталия Щербина

Я ни минуты не сомневаюсь, что Павлик продолжит свое практическое исследование психологии он-лайн сообществ, вне зависимости от исхода этой конкретной ситуации.

Этого велосипеда он скорее всего все-таки не получит. Но программа максимум здесь это донести до него "чего же это им всем в этом не нравится-то, если реально никто не пострадал, а наоборот все вроде хорошо?"  

Я бы сказала, это программа-минимум.

Программа-максимум - чтобы он принял активное участие в разработке решения, как именно расстаться с велосипедом и теми деньгами. Рассмотреть вместе, какие есть варианты, обсудить, кому это понабится больше всего, вместе реализовать "раздачу" (например, вместе велосипед в десткий дом отвезти).

Эту реплику поддерживают: Анна Зарембо

Лен, в том-то и дело: он может принять участие (даже вполне активное и заинтересованное, он же "комбинатор")в каком угодно обсуждении и мероприятии, но так и не понять, что собственно произошло и решить: ну в этот раз не вышло, ладно, бывают неудачи, учтем в следующий раз... Поэтому программа максимум, чтобы хоть что-то словил на эмоциональном плане. 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Наталия Щербина

создать зарабатывающую онлайновую персону

Алекс, это, мне кажется, был бы идеальный вариант! Но как? У Вас есть хоть какая-то наметка, хоть какой-то вектор, по которому можно было бы пустить острый ум ДЕВЯТИЛЕТНЕГО ребенка?

если мама до этого не реагировала отрицательно на то, что он создает "персонажей"

А следовало бы?

И ведь заметьте, кстати: пресловутый велосипед - это выход в реал, он его, скорее всего, и правда хочет. 

Я очень крупный сапожник без сапог во всех этих размышлениях :-)

По моим представлениям, как минимум, не зря существуют всяческие а-ля законы, с какого возраста детям нельзя находиться в соцсетях.

всяческие законы

А они существуют? Расскажите пожалуйста, я, к стыду своему,  о них не знала...

Я про российские законы совсем-совсем ничего не знаю. Про западные - у меня ощущение, что есть некая родительская ответственность. Ну, типа, как нельзя ребенка до 12 лет одного дома оставлять.

Может, Сережа Кондрашов подскажет? Ставлю в копию.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Он во всех сетях. в качестве "персонажа"? или нет? Вот для меня, велосипед не совсем выход в реал, очередной персонаж для удовлетворения потребности. Просто потребность на этот раз материальна. А вообще чего он искал, создавая этих персонажей? 

А вообще чего он искал

Наталия, я конечно не могу ответить на этот вопрос, боюсь, что и сам Павлик тоже не сможет. А что ищут в них же миллионы других, более взрослых детей, подростков, зрелых людей? (если исключим тех, кто просто там работает или ищет конкретную инфу) Мне-то проще, я социал-дарвинист и думаю, что по преимуществу социальные сети это прямой аналог "ритуала совместного крика у серых гусей", описанного этологом К.Лоренцом, но ведь абсолютное большинство пользователей соцсетей со мной не согласятся... :))))

Эту реплику поддерживают: Наталия Щербина

Катерина, "ритуал совместного крика у серых гусей" предполагает , что они представляются друг другу то утками, то орлами?  Я просто, наверное, не умею расставлять акценты в своих вопросах. Мне было интересно, есть ли  где-нибудь в этих соц.сетях настоящий Павлик, насколько он заигрался в этих своих виртуальных персонажей, и как его мама комментировала это эмоциональное манипулирование. Т.е. мне не кажется , что его цель -общение (ведь в основном это ищут "миллионы других"), или не укладывается в голове, что ему 9. Без понимания границ лжи и игры, ведь врядли он положительно воспримет любое распоряжение своим имуществом(ведь он считает, что деньги и велосипед его?). 

Если считать, что это единичный случай получения выгоды, от верно просчитанного  позиционирования, мне ближе всего вариант Дмитрия Трофимова.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Есть ли вероятность, что его к этому вынудили?

А какой смысл? 

Может, какой местной шпане в орел или решку проиграл. Не знаю. Мало ли какие бывают разборки у дворовых.

Может, получив велосипед, он должен будет его кому-то отдать, а маме скажет, что украли.

Да, если честно, это ни маме, ни мне не пришло в голову вообще. Наверное все-таки возраст Павлика... Ну и еще то, что мать описывала его как очень спокойного и уверенного в своей правоте. А малыш попавший в какую-то реальную запендю с реальными подростками вел бы себя по-другому, наверное.

Для "малыша" он слишком осведомлен...

Не, ну я имела в виду в сравнении с подростками, предположительно вымогающими велосипед...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Катерина, мы обычно поступаем следующим образом. Собрав деньги, мы публикуем отчет о том, как их потратили. Таковы правила фандрайзинга. Если ты не опубликовал отчет, ты -- мошенник.

Я бы объяснил Павлику правила фандрайзинга и предложил бы опубликовать отчет о том, как использованы деньги. В том числе отчет о том, как сестра Варя катается на велосипеде. 

С излишками собранных денег мы обычно поступаем так. Спрашиваем у жертвователей, хотят ли они получить свои деньги назад или не возражают против того, чтобы мы использовали излишки на наши уставные цели. 

Вот я и предложил бы Павлику спросить у жертвователей, хотят ли они получить свои деньги назад или согласны, чтобы Павлик потратил их на другие технические средства доставлять счастье себе и сестре Варе.

Ну, и да -- он сам подписался теперь всю жизнь быть Варе братом.

Полностью с вами согласна. 

Валерий, в том и штука, что мальчик себя видит не фондом, а исключительно "реципиентом", конечным адресатом потока благ. Он не чувствует ответственности за то, что инициировал этот поток. И оттого, что вы ему расскажете про правила, он их не почувствует. А поймёт это, скорее всего, так: ну, взрослые набежали, стыдят, всё отобрали - конечно, они сильные, впредь буду лучше прятаться.

И "Варе братом" - это, конечно, хорошо, но исходя из ситуации очень трудно обставить это доброжелательно. Невозможно же быть братом в наказание, правда?

Эту реплику поддерживают: Наталья Самсонова, Наталия Щербина

Какая разницв, реципиент он или фонд? Отчет все равно нужен. Вот у моей племянницы украли айфон. Она очень горевала. Я дал ей часть денег на новый айфон. Она купила и первым делом показала мне с благодарностью. И ведь никакой она не фонд при этом.

Эту реплику поддерживают: Наталья Гречко

А если он НЕ ПОНИМАЕТ, что нужен отчёт? 

Заставить его писать? А смысл, если понимания нет?

И как заставить?

Эту реплику поддерживают: Наталия Щербина

Павлик ведь уже всех поблагодарил. Отчёт был. Только он был тоже - выдуманный. Павлик не видит причины, почему бы ему и в отчёте не наврать.

Это был не отчет. Это его мать заставила - чтобы прекратить поступление денег на свою карточку. И да - очень точно Вы заметили! - вранье, причем санкционированное матерью. В тот момент она не видела другого выхода, хотя, наверное, в том самом правильном идеале она должна была написать там: мой сын соврал вам, мне очень стыдно, простите меня, я технически не могу (просто не умею) вернуть деньги каждому, поэтому все деньги я перевела вот в такой благотоворительный фонд, на операцию вот такому ребенку и т.д.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Наталия Щербина, Ксения Букша

Да, правильные вещи крайне редко идеально работают в реальности. Например, однажды на страницах сноба мне довелось читать спор (почти перебранку) между представителями двух разных благотворительных фондов о том, кто из них эффективнее тратит собранные деньги на больных детишек и у кого меньше накладные бюрократические расходы по дороге (занятно, что они были хорошо осведомлены о цифрах друг друга :)).

Но ведь все равно - мы все стремимся к этим чертовым идеалам, без этого жизнь была бы уж совсем беспросветна. И это, кстати, тоже одна из заноз в жизни "великих комбинаторов" - принципиальная невозможность (и все-таки желанность?) такого стремления. В Вашем чудесном примере с героем фильма - не о том ли речь? ;)

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

Что ж плохого в том, что фандрайзеры спорят про то, кто из них лучше собирает и тратит деньги? А виноделы спорят, кто из них лучше делает вино. А производители автомобилей спорят, у кого лучше автомобиль. Конкуренция же вообще-то считается полезной -- нет? И если хорошо знаешь конкурентов, то это тоже хорошо характеризует тебя, потому что глупо делать карбюраторные двигатели, когда весь мир уже делает инжекторные. И конкурента это тоже хорошо характеризует -- значит выкладывает толковые отчеты, из которых легко понять, сколько собирает и как тратит.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

Очень современный мальчик. Умеет работать головой. На месте мамы я бы отдал велосипед парню, а на полученные деньги предложил бы сделать что-нибудь общественное полезное: от песочницы во дворе до скейт площадки (в зависимости от суммы). Пусть развивает организаторские способности. Если просто отдать деньги на благотворительность, то это не поможет ему в развитии. Пусть учится не только брать, но и отдавать, причём не деньгами, а временем, силами и энергией. 

Дмитрий, спасибо за Ваше мнение.

поддерживаю предложение Дмитрия.

Искусственный интеллект

А скажите, если кто знает -- правда ли, что по сети уже гуляют программы, притворяющиеся людьми? У них есть свой адрес, придуманная биография, они пишут комментарии, отвечают на вопросы... Ну, иногда допускают грамматические ошибки, но это только добавляет им реалистичности, не так ли?

Жутковато как-то.

Был такой рассказ: "серебряные яйцеглавы", фантастический, в середине 20 века, наверное, там такие машины писали книги, а писатели были как бы для виду. Я уже давно думаю, особенно когда еще в телевизор иногда заглядывала: что реальное, а что так, чисто электромагнитные процессы? :))

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин

Отдать сыну велосипед, объяснив ему, что просить не стыдно, а врать - плохо. Деньги передать в благотворительный фонд, а в соцсети извиниться перед всеми, и сообщить о судьбе денег, представив свидетельства того, что деньги, действительно, пошли на благое дело.

Спасибо за Ваше мнение,

Велосипед - это Мечта, нельзя лишать ребёнка Мечты, какой бы простой и наивной она ни казалась взрослым. Тем более если ребёнок сам добился её осуществления. Другое дело что, конечно, велосипед нужно отработать - хоть старушек через дорогу переводить, что ли. А деньги - отдать на благотворительность, в том числе и Варе, но обязательно с непосредственным участием ребёнка.

"Отработать" в каком смысле? Совершением "добрых поступков", указанных взрослыми?

Да, но не обязательно "добрых" или "указанных взрослыми". Важно, чтобы это требовало реальных усилий от него, чтобы он понял, что "с неба" велосипеды не падают

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

У меня есть несколько приятельниц-учителей. Кто не сидит на попе ровно, тот уж на обычный велик единственному ребенку зарабатывает без проблем. На месте мамы мне было бы очень стыдно, что молодая здоровая женщина не может купить ребенку такую элементарную и в общем-то не особо дорогую вещь.

Мальчик 9 лет ее "сделал". Респект парню. А мама продолжает, извините за прямоту, "сопли жевать" и обращаться к психологу с вопросом, куда девать деньги от добрых людей, чтобы мальчику был какой-то жизненный урок. И это, на минуточку, детский педагог. Нет слов...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

То есть "проект" Павлика, это урок маме, не обеспечивающей элементарные и вполне разумные потребности своего ребенка? - я правильно Вас поняла, Мария?

Ну в том числе и этот урок он ей тоже преподал. И поставил в тупик своим неординарным поступком: мама в растерянности, что с ним делать. Ему пока 9 лет. А что она с ним будет делать в 13-15? Никакого авторитета у сына она уже иметь не будет, мне кажется. Это может плохо кончиться, если Павлик, не дай бог, свяжется с "веселой" компанией. 

Это может плохо кончиться, если Павлик, не дай бог, свяжется с "веселой" компанией.

Единственно, что утешает: великие комбинаторы обычно одиночки, к толпе не тяготеют ни разу.