Все записи
МОЙ ВЫБОР 23:03  /  16.01.15

8878просмотров

Моя Елена Образцова

+T -
Поделиться:

 

Уходит поколение, олицетворяющее славу эпохи моей юности. Подавляющее большинство из них навсегда останутся героями афиш и телеэкрана. Но с некоторыми сводила жизнь. С кем-то – по стечению рабочих обстоятельств. А с кем-то – в самые непредсказуемые моменты.

Дело было в конце девяностых. Я часто летала в командировки в Москву. Времена были в Европе некризисные, летали в бизнесс-классе. Было лето – точно помню свое платье, чёрное в белый горошек, и ручную кладь с тремя париками – причёски, категорически отличающиеся фасоном от того, во что, независимо от прилагаемых усилий, возможно сложить мои собственные волосы. С трудом сейчас себе это представляю, но по молодости казалось, что и таким образом необходимо разнообразить персональный имидж и личную жизнь.

Захожу в самолёт Москва-Амстердам – возвращаюсь домой из командировки. Радостно и привычно плюхаюсь в любимое кресло номер 1С - у прохода, достаю книжку. Книжка на русском.

Рядом - у окна - сидит ну очень взрослая и колоритная женщина в непривычной по тем временам одежде с крупным ярким орнаментом. “Так может одеваться только очень уверенная в себе дама архисерьёзного уровня”, - помню, подумала я. - “Наверное какая-нибудь крутая западная бизнесвумен из индустрии а-ля Шанель.”

У бизнесвумен левая рука была на подвязке – так носят для реабилитации после перелома. Она мягко заворковала по-французски со стюадрессой, стюардесса дала ей две подушки и что-то в ответ тоже промурлыкала по-французски. Гранд дама положила подушки на подлокотник, вздохнула и повернулась ко мне:

- Деточка, ты же по-русски читаешь? Ты говоришь по-русски? Если я буду плакать, ты не пугайся. У меня при перепаде давления при взлётё и посадке очень болит сломанная рука.

Мне, сами понимаете, кто меня знает, только скажи, что пожалеть надо. “Ой, - говорю, - тётенька, а что случилось? Вы не бойтесь главное, как-нибудь долетим, хотите, у меня салфеточка есть слёзки вытирать”.

- Ах, деточка, - говорит гранд дама, - я когда пела Кармен, меня в третьем акте Хозе уронил.

Я тот ещё знаток оперного искусства. Мало ли кто где Кармен мог петь. Ну, понятно, что не в душе, если места хватило и на Хозе, и на три акта, и на то, чтобы упасть и сломать руку. Но не значит же сразу, что на сцене Большого театра. Короче, продолжаю быть не в курсе.

- Ой, - говорю, - наверное так неудобно было, а не только больно – пришлось представление прервать? Сколько всего действий?

- Что ты, деточка, отменять ничего никогда нельзя. Я допела арию.

- А потом сразу в больницу?

- Нет, в Кармен 4 части. В антракте на шаль подвязали, другой шалью завесили, так четвертую часть и допела. И только потом в больницу.

- А на каком языке Вы Кармен поёте? - я продолжаю болтать, ибо самый надёжный способ отвлечь любого человека от слёз - это вести лёгкий интересующий его разговор.

- Как на каком? Конечно на французском! Вся опера поётся на языке оригинала.

- А сколько же Вы языков знаете?

- Все, на которых пою.

- А не жарко было в двух шалях поверх костюма?

- Привычное дело – не с таким приходится на сцене сталкиваться.

- Я париков себе накупила, можно я Вам их покажу, Вы же наверное много про всякое такое знаете?

- Конечно показывай!

Мы покрутили три моих парика (один - Ума Турман из Криминального чтива, другой – блондинисто-рыже-пепельный рок-н-ролл и один платиновый боб). Парики собеседнице понравились. Обсудили преимущства и недостатки искусственных волос.

Говорили мы около часа, пока до меня не дошло, что я сижу рядом с Еленой Образцовой. Мысль эта наконец прокралась из подкорки в моё сознание, когда я заметила, что в очередной раз, случайно кашлянув, она сразу проверяет голос – негромко, но мощно пропевает высокую звонкую ноту.

- А Вы, что ли, Елена Образцова?

- Да, - смеётся.

- Ох, а ничего, что я вообще рядом с Вами сижу и ещё глупости всякие рассказываю? Я бы честное слово не стала, если бы поняла, кто Вы!

- Что ты, деточка! Ты меня очень развлекаешь!

О чём мы только ни говорили.

- Иду, - говорит, - по Нью-Йорку. Спешу на выступление. На улице темно, людей мало. Знаю, Лучано меня уже ждёт. Слышу, сзади быстро приближающиеся шаги и тяжелое дыхание. Оглянулась – огромный негр со сверкающим зубом. Испугалась ужасно, кинулась бежать со всех ног – благо было близко. Влетаю в холл. Лучано говорит:

- Елена, почему ты задыхаешься?

- Я бежала.

- Елена, зачем же ты бежала?

- Я испугалась, мне показалось, что за мной гонится большой страшный мужчина. Я очень перенервничала – чуть не плачу.

- Ну что ты, Елена! Плакать будешь, когда мужчины перестанут за тобой бегать!

Да-да, милые женщины, персональный совет от Лучано Паваротти, пересказанный мне Еленой Образцовой – не расстраиваться из-за избытка мужского внимания.

Ещё говорили обо всяком сугубо женском, чего повторять не могу и не буду. А ещё обсуждали, кому какая еда нравится. Ей нравилась японская, а мне индийская.

- Никогда индийскую еду не пробовала. Честно говоря, побиваюсь – говорят, слишком острая, всё на один вкус, потом живот болит.

- А Вы сейчас в Голландию надолго? Можно Вас пригласить в индийский ресторан?

- Ох как жаль, в этот раз точно не успею, каждый час расписан. Запиши мой телефон, и свой давай.

Мы обменялись телефонами.

Ladies and gentlemen, - похрипело из воздуха – our plane has landed in Amsterdam...

- Деточка, а что, мы правда уже приземлились? Мне даже больно не было! Спасибо тебе, ты меня так заговорила, что я про руку забыла!

Конечно мы больше не виделись. Хотя каждый раз, когда мне встречались в Москве афиши с её лицом, в уме проносилось: “С меня индийский ужин”.

Этот гештальт навсегда останется незакрытым. Впрочем, такой кармический долг мне очень даже нравится – как минимум один интересный ужин в следующей инкарнации гарантирован!

Комментировать Всего 36 комментариев

У меня где-то в закромах теоретически еще парики те живы :-)

Ат красава... На кого-то похожа, а на кого - не пойму...

Есть хоть слабый шанс, что на себя, только почти на 20 лет моложе? :-)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алекс Лосетт

Понятно, на каких девчат когда-то западали касмонавты?

Валер... прикинула годы событий и ужаснулась! На фотах мне лет меньше, чем когда мы познакомились с мужем! :-).....

Сереж, остальных париков нет. Оригиналов тоже нет - кажется, я их все Золушке отдала для какого-то школьного спектакля :-)

Но от Умы Турман один раз чуть у секретарши начальника инфаркт не сделался - я еще тогда увлекалась разноцветными линзами - вот и пришла на работу в Уме Турман и в ярко-синих глазах :-)))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алекс Лосетт

Не, ну что... Парики тебе идут. Синие глаза, видимо, тоже...

Так что Золушка, наверное, уберегла от инфаркта массу народу... :)

Да что уж там , ты бы видел, какие я шарфики вяжу :-))))))

А я как раз себя спрашиваю, куда ты исчезла? Без тебя на Снобе скучно!

Спасибо, Алекс. Я поймала себя на том, что испытываю больше расстройства от наблюдаемых постоянных взаимных атак, х(оть я в конфликтах и не участвую, я все равно их вижу), чем радости от пресловутой роскоши человеческого общения.

Так что у  меня спонтанно случилось снобовоздержание. Как реакиця на бесконечные бесконтрольные снобоизвержения, количество которых ддя меня стало зашкаливать.

Я сюда хожу отдыхать. Что отнюдь не синоним ленности и праздности. Но  должна же быть хоть какая-то доброжелательность и радость. Я перестала ощущать радость от того, что можно зайти здесь поболтать. Раньше было предвкушение встречи с друзьями. Теперь предвкушение, что вот сейчас откроешь дверь, а рядом льются помои. Так что пока изыскиваю пути заходить так, чтобы не видеть ничего, кроме того, что вызывает позитив. А выискивать его становится все сложнее. 

Этот текст написала в ворде, открыла, опубликовала и сразу закрыла. 

Хотя нет, увидела смешную Алькину реплику дня, по ней сходила и там что-то актуальное тоже написала. От себя не убежишь :-) (потому и не открываю - так проще, чем открыть на чуть-чуть, а потом расстраиваться).

как я тебя понимаю!

Задаю себе вопрос, что это за национальный спорт  такой - взаимных атак по любому несогласию. За четверть века среди аногло-саксов я уже от этого отвыкла, и от "хорошего спора" кайф не ловлю.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Гузель Махортова

А я как раз ловлю кайф от хорошего спора. Но в другом смысле слова :-) Давно их здесь не  наблюдаю. Да и, если задуматься, особо не так много и наблюдала. Просто ситуация была другая и тем было больше.

Хорошие воспоминания и хорошо написала

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Маш, поскольку ты и в моей недавней фбшной самолетной истории поучаствовала, тебе расскажу продолжение, которое для меня стало очередной непредсказуемой закольцовкой, граничащей с мистикой.

Я раньше очень много с людьми в самолетах разговаривала. Часами напролёт - в прямом смысле слова.:-) Но отложились далеко не все разговоры.

Тот разговор 11-летней давности, который нашелся недавно, он нашелся 8 января, на следующий день после смерти Елены Образцовой. У меня в голове эклектическая каша, так что меня не удивляет, что я помню странные мелочи.  Но нормальные люди их обычно не помнят. Я свое удивление озвучила. И знаешь, какой  был ответ? "Я очень много летаю, но я боюсь летать. Это был единственный случай в моей жизни, когда я не заметил ни взлета, ни посадки. Понятия не имею, о чем мы говорили, но сам этот факт остался в памяти".

Это может быть твоей новой карьерой. Богатые люди с фобией полетов могут тебя нанимать как собеседника на полет )

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Сергей Громак

Да можно и без полета - я и на земле отвлекать умею :-))))

Кстати, на тему помнить забавные мелочи, ты помнишь, к какому памятнику в Брюсселе мы с тобой специально подошли вплотную, чтобы прочесть, кто это? И какой этому предшествовал диалог? Я запомнила, потому что мне показалось, что было очень смешно :-)

Вот видишь! А я теперь всем, кто из общих знакомых у меня оказывается, про этот памятник говорю - а вот сюда мы с Машей Генкиной подошли - ей обязательно было надо знать, кто это :-) И рассказываю кто - это единственный памятник в Брюсселе, про который я знаю, кто это :-)

Была это королева Елизавета. А смешно было потому, что ты с меня требовала про каждый зеленый памятник сказать, кто это, а у меня такие подробности никогда не откладываются (ибо я эсктремум из категории do not confuse me with the details), и я сказала "ну мужик какой-то с воротником" (мне это все напомнило разговор про памятник Лермонтову из Джентльменов удачи). Она и правда там в непонятном мундире :-)

Ну видишь, я спрашиваю, а потом ничегошеньки не помню )  Вопрос, зачем вообще что то смотреть? )

Смотреть - для приятного времяпровождения!

А вот зачем грузиться на тему,  кого именно увидел, если нет эмоциональной ценности, я давно перестала

Зато где стоит Елизавета я теперь точно знаю :-)

Кстати - вот он :-)

Но тут он чистый, а в реале был зеленый и потом пальто выглядело военным френчем :-)

СОВЕРШЕННО НЕ ПОМНЮ ЧТОБЫ МЫ ЭТО ВИДЕЛИ

Вот видишь! А меня стыдила, что мне безразлично, кто там стоит :-) И я сдалась и пошла читать :-)

Обычно мои пояснения ограничиваются писающим мальчиком и писающей девочкой (ее многие не знают)

Ну хоть помнишь, что с Жужей на вокзале встречались? :-)

Зато теперь ты понимаешь, что нет ничего предосудительного в том, что я помню самолетные разговоры 11-летней давности :-)

Как-нибудь расскажу про разговор 7 летней давности, который длился от Хьюстона до Амстердама и потом продолжился за ужином :-)

Какая интересная встреча, Леночка, и замечательно описанное воспоминание о ней!

Елена Васильевна была выдающейся певицей, с необыкновенным особым тембром, ее голос узнаваем. 

Мне безумно повезло побывать на ее репетиции, даже не совсем на репетиции,  а скажем, на "тренировке". Это было в нач 80х. Очень близкая подруга ("крестница") моей тети, Рена Шейко, писала книгу об Образцовой ("Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги"). Она-то и взяла меня с собой на одну из репетиций, велела сидеть тихо, как мышь.  

До этого я видела легендарную Елену Образцову только на сцена или на телевидении. А тут!..  Была потрясена, увидев перед собой очень статную, красивую, ухоженную женщину; одетую очень модно, по западному, в то же время элегантно, со вкусом.  Елена Васильевна была довольно сдержана и не была особенно обрадована появлению  "лишнего зрителя"  (меня).

Узнав, что меня зовут Кристина, отметила, что это красивое и необычное имя... (я не знала, что ответить...кажется, глупо улыбалась...). Еще поинтересовалась, люблю ли я оперу, добавив, что современные дети  (80е) не очень-то жалуют классику.  Оперу я любила, о чем сказала наверное настолько неподдельно искренне, что Елена Васильевна мне улыбнулась своей знаменитой белозубой "голливудской" улыбкой.  

А потом был бессменный и не менее потрясающий Важа Чачава, "инопланетянин", человек расторяющийся в музыке, становившийся ее частью, когда он касался клавиш, едва, легко, нежно.  Он не играл, он показывал музыку, лепил ее. Между Важой Чачавой и Еленой Образцовой была невероятная связь - казалось, она думала, а он уже играл так, как было надо. Именно тогда я поняла, насколько концертмейстер важен для исполнителя,  и что можно один и тот же музыкальный отрывок сыграть с невероятным количеством ньюансов.  

Были распевки (или как это правильно называется?), различные "упражнения". Была уже проба-примерка роли Шарлотты. Впоследствие, когда я слушала "Вертера" в Большом, то воспринимала исполнение Елены Васильевны по-другому.    

Рена делала заметки, а я сидела действительно, как мышь. Передо мной творилось ИСКУССТВО. Два больших мастера (МАСТЕРА) - Образцова и Чачава колдовали и создавали оперу.

Через какое-то время был перерыв, Рена сказала, что мы уходим. Как мне показалось,  Елене Васильевне было приятно, что я, совсем юная девочка, очень внимательно, сосредоточенно слушала ее, не мешала ей, не отвлекала своим присутствием. И она мне напоследок подарила невероятный сюрприз.

Спросила: "А какая у тебя самая любимая опера? Какая ария?"  Я ответила, что моей любимой оперой была "Сивильский цирюльник", а вот любимой арией - конечно же, Хабанера.  "У любви как у пташки крылья!.."  И тут Елена Васильевна повернулась к Важе,  улыбнулась,  и я услышала знакомое вступление. Она пела вполголоса, "камерно", не всю арию до конца. Пела на французском, тогда для меня непонятным (кроме, Ляяямур! я ничего не улавливала).   Помню ( до сих пор помню), что у меня дух перехватило от восторга, даже слезы выступили..  

Когда я пришла домой, то тетя меня, конечно, тут же начала допрашивать. "Ну как? Что сказала? Что слышала?"  На что я смогла лишь ответить "Грандиозно!", потому как была в обалдевшем состоянии.

Светлая память Великой русской певице, сделавшей очень много для мирового оперного искусства, которое останется с нами, ее поклонниками еще на долгие годы.

Важа Чачава ушел от нас раньше, как и Альгис Жюрайтис. Светлая память им тоже. 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Ирина Груздева

Да, когда Альгис умер, у меня это отложилось. Она про него тоже рассказывала. Я, конечно же, иначе бы про него не знала. А потом интервью с ней читала, где и его смерти тоже шла речь. Даже была мысль позвонить сказать, что я ее рассказ о нем помню. Но потом решила, что слишком много времени прошло со времен той встречи и что это будет неуместно.

Кстати, если будет желание, время, я очень рекомендую прочитать книгу Рены Шейко (можно найти у букинистов на Ozon.ru) . Великолепно написана! Это смесь воспоминаний Самой, ее мысли о жизни, об искусстве, об опере и музыке вообще;  и впечатление Рены о встречах с Еленой Васильевной. Книга прекрасно иллюстрированна. 

Я еще тогда некоторые цитаты из нее выписывала на карточки и использовала в сочинениях по русскому языку )))))))) (как вспомню - так вздрогну!)