Все записи
18:08  /  16.09.15

1654просмотра

Война и мир в творчестве Георгия и Ореста Верейских

+T -
Поделиться:

Выставка к 100-летию со дня рождения Ореста Георгиевича Верейского

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывает выставку, посвященную произведениям отечественных художников – Георгию и Оресту Верейским. В экспозицию «Война и мир в творчестве Георгия и Ореста Верейских» вошли более 60 графических работ двух мастеров – станковая графика, рисунки, литографии. В 1996 году в дар Отделу личных коллекций произведения Георгия Семеновича и Ореста Георгиевича были переданы наследниками художников.

Георгий Семенович Верейский (1886–1962) – гравер, литограф, живописец, член объединения «Мир искусства», карьере юриста предпочел художественное поприще. В 1913-1916 годы художник учился в Новой художественной мастерской Санкт-Петербурга у графических мастеров Серебряного века – М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Начиная с альбома автолитографий «Портреты русских художников», вышедшего в 1922 году, и до 1960 года Георгий Верейский запечатлевал образы своих современников – артистов, писателей, художников. Особого внимания заслуживают портреты сыновей в детском возрасте.

Орест Георгиевич Верейский (1915-1993) – художник и иллюстратор. В 1936-1938 годах он в качестве вольнослушателя посещал Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Он учился у А.А. Осмеркина, П.Ф. Наумова, М.Д. Бернштейна, но не переставал повторять, что главным его учителем был отец. Орест Верейский работал в Детиздате, во время Великой Отечественной войны был художником фронтовой газеты Западного фронта «Красноармейская правда». В редакции этой газеты Орест Верейский познакомился с поэтом и писателем Александром Трифоновичем Твардовским. Это знакомство положило начало совместной творческой работе. Первое издание «Василия Теркина» вышло с иллюстрациями Верейского.

Сам художник так вспоминал свою работу над оформлением поэмы: «...Мне хотелось открыть книгу фронтисписом с портретом Василия Теркина. И это оказалось самым трудным. Каков он, Теркин, собой? Многие солдаты, портреты которых я набрасывал с натуры, казались мне чем-то похожими на Теркина – кто улыбкой, кто прищуром веселых глаз, кто всем милым, усеянным веснушками лицом. Но ни один из них не был Теркиным. Я оказался в роли Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы»: «...Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...». Разумеется, каждый раз я делился результатами своих поисков с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал в ответ: «Нет, это не он». Поиски подходящего персонажа были долгими и сложными. Образ литературного героя Василия Теркина был списан с молодого поэта Василия Глотова, который однажды зашел к Твардовскому показать свои стихи.

У каждого из художников выработался свой особенный стиль работы. Произведения Георгия Верейского выполнены в сдержанной изысканной манере. Графический почерк Ореста Верейского, напротив, отличался стремительностью и легкостью рисунка, что делало его превосходным книжным и журнальным иллюстратором. Тематически экспозиция делится на две части: произведения Георгия и Ореста Верейских, созданные в мирное время, и работы Ореста Верейского, исполненные в годы Великой Отечественной войны.

Из графических произведений первого раздела выделяются пейзажи и интерьеры Георгия Верейского, такие как «Шалово», «Спуск к озеру. 4 июня 1926», «Силуэты перед окном» (1928) «У кухонного стола» (1930). Тонкой пластичной работой отличаются его портретные образы: «Женский портрет» (1929), «Портрет К.И. Воиновой» (1925). Среди «мирных» произведений Ореста Верейского наиболее примечательны работы, написанные им в зарубежных путешествиях – «Утро в Пекине» (1957), «Воскресный день. Рейкьявик» (1968), «Переулок в Праге» (1964).

Второй раздел выставки посвящен работе Ореста Верейского над иллюстрациями к «Василию Тёркину». Зрители экспозиции увидят оригинальные иллюстрации к поэме Твардовского. Дополняют этот раздел выставки «Портрет Ореста Георгиевича Верейского» в военной форме, созданный Георгием Верейским в 1943 году, и «Портрет Александра Трифоновича Твардовского», исполненного Орестом Верейским в 1966.

Выставка «Война и мир в творчестве Георгия и Ореста Верейских» познакомит гостей с богатым творческим наследием художников, в котором Великая Отечественная война стала одним из главных мотивов.

Куратор выставки: Инна Войтова, младший научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина