Сегодня мои дети в школе чествовали ветеранов, и я поняла, в вопросе сохранения памяти о войне больше всего меня беспокоит его формальность.

В честь дня победы в школе задумали провести концерт: ничего серьезного, каждый класс должен был представить песню или танец. Одеться просили соответственно моменту.

В классе, где учится дочка, девочки исполняли "Прощание славянки", как будто провожая мальчиков на войну. Мальчики должны были придти в гимнастерках, а девочки в платьях в стиле 40-х годов. В классе, где учится сын, просто попросили надеть парадную форму: черные брюки и белую рубашку.

Задача купить детское платье в стиле 40-х годов только кажется простой. На поиски ситцевого платьица с ремешком потратили мы с дочкой несколько часов и энную сумму денег, но наконец, приобрели. Дочка была счастлива, так как выполнила завет учительницы и уже со вторника ходила на репетиции концерта в "костюме". После репетиции костюм, то есть платье, отправлялся в пакетик, который дочка исправно всю неделю таскала на репетиции. И вот сегодня торжественный день. Все готово, и платье несчастное и слова песни.

Встречаю после школы.

- Ну как концерт?

- Мне не дали надеть платье?

- Как, почему?

- Учительница сказала, что оно не выглажено.

Оказалось, что в последний день перед концертом платье надо было вынуть из пакетика и выгладить и принести в школу чуть ли не на вешалке. Дочка моя рыдала, так ей было обидно, ее утешали дети всем классом, кто конфету дал, кто жевачку. Учительница (психолог, между прочим), наблюдая это, решила дочку еще подбодрить и выдала следующую прекрасную фразу: "Ну что ты плачешь, оно тебе все равно не идет". Помилуйте, но не жеваное же это платье было, да и что видно из зала на платье в мелкий цветочек, какую такую неглаженность.

Ну ладно, дочку утешила, жду сына. Сегодня утром он встал самостоятельно по собственному будильнику и разбудил меня, чтобы успеть выгладить белую рубашку и купить три красных гвоздики.

Выходит из школы.

- Ну как концерт?

- Мне не дали выступить.

- Как, почему?

- У меня рубашка не белая.

Рубашка у него белая, но на груди синими нитками вышит логотип - человек, играющий в поло. Логотип легко декорируется георгиевскими ленточками, которые естественно всем выдавали. Но учитель ни в какую не хотел выпускать на сцену ребенка не в идеально белой рубашке.

Вот вам и день победы, вот вам и память, сочувствие, и патриотическое воспитание. Оправдывать учителей я перед детьми не стала, объяснила им, что это все от формальности и неискренности, и что победа не в том, чтобы выглядеть, а в том, чтобы чувствовать. Вечером едем в Петербург, буду им рассказывать про то, как их бабушка жила в блокаду, и поведу на Пискаревское кладбище, покажу двевник Тани Савичевой. Чтобы помнили!