Все записи
22:33  /  13.02.10

850просмотров

В БРЮССЕЛЕ НАШЕЛСЯ ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЙ МУЗЕЙ: ДЭВИДА И АЛИСЫ ВАН БЮРЕН

+T -
Поделиться:

 

 

 

 АР ДЕКО ЗА ВЕРМЕЕРОВСКИМ ФАСАДОМ

 Турист, случайно попавший в эту тихую респектабельную  брюссельскую окраину,  едва  ли  обратит  внимание  на  домик, прячущийся за самшитовой оградой. И уж наверняка ему в голову не придет, что за кирпичным, как с полотен малых голландцев, Вермеера или Хоха, фасадом, скрывается интерьер абсолютно иного стиля. А если все же толкнуть калитку, позвонить в колокольчик, то за дверью  откроется  редчайший  образец  раннего  ар деко.  Теперь здесь музей, но все вещи сохраняется в неприкосновенности, как и было при  хозяевах. Дэвид Мишель ван Бюрен  родился в 1886 году .в Южной Голландии, в  Гауде, городе сыра и глиняных курительных трубок. Его отец был издателем книг по искусству, а дядя антикваром. Молодой человек сперва взялся постигать азы архитектуры в Академии родного города, но  в  итоге решив стать финансистом, уехал в Амстердам учиться.   В 1909 году Дэвид перебирается в соседнюю Бельгию, в  Брюссель. Там   получает место в частном банке, принадлежащем  барону  Касселю,  и  тридцать лет планомерно движется  вверх по ступенькам карьерной лестницы. В 1922 году ван  Бюрен  женится на уроженке Антверпена Алисе Пьетт, работавшей его личным ассистентом. Через одиннадцать лет он, наконец,  получает бельгийское гражданство, а в 19З7-ом, покинув  банк, становится независимым финансистом. Несмотря на род своих занятий, ван Бюрен сохранял страсть к искусству. Она имела  выражение не только в, без сомнения,  великолепной коллекции  бельгийской и французской живописи. В его собрании полотна Анри Фантен-Латура, Кис Ван Донгена,  Джеймса Энсора, Поля Синьяка  и др. Жемчужина – «Падение Икара», работа  ученика  Брейгеля Старшего. Успешный финансист  в  свободные от бизнеса минуты  брал в руки  кисть и палитру. Алиса щеголяла в шляпках, созданных по рисункам мужа. План дома, который супруги построили, едва поженившись, тоже дело рук Дэвида.  Если  в ассиметричном фасаде с карнизами, фронтонами и крытыми кровлями Ван Бюрен зашифровал ностальгию по родным  Нидерландам, то в интерьере  выразил восхищение перед рождающимся  на его глазах  ар деко.  Если взглянуть на даты,  дом был закончен  в 1928 году, собственно говоря,  через  три года после знаменитой Международной выставки декоративного искусства в Париже, давшей стилю название.  Стало быть, в списке первопроходцев Ван Бюрен  числиться одним из первых.   Разумеется,  в 1925 году он посетил Париж и именно там познакомился и пригласил к себе в Брюссель дизайнера Андре Домина и архитектора Марселя  Женевре, основателей студии «Dominique" », через пять лет прославившейся интерьерами океанского лайнера «Нормандия». Там же, в Париже Ван Бюрен встретился с художником  Джаапом Гиддингом, придумавшим для его гостиной и столовой  геометрические рисунки ковров. В интерьере нет ничего случайного, розовое дерево, сикамора, черный мрамор - лабрадор бархат, металл  плюс  безошибочное чутье хозяина, каждый сантиметр тщательно продуман. Дом превратился в  модный салон. Ван Бюрены, снискавшие славу покровителей искусств, давали обеды в своей великолепной столовой,  принимая у себя членов королевской семьи (Королева Елизавета и принц Балдуин, будущий король Бельгии), политиков и поэтов, художников и музыкантов. У них бывали Рене Магритт, Рауль Дюфи, Жак Превер. Эрик Сати подарил хозяевам свой рояль. Элвис Пресли пел в саду, Кристиан  Диор устраивал здесь свои показы. Жак Преве посвящал Алисе стихи в дни ее рождения.  Надо отметить, что Дэвид Ван Бюрен выступал щедрым донатором, настоящим патроном искусств. В 1936 году он подарил «Искушение Святого Антония» Питера Хиуса Музею изящных искусств, Музею современного искусства - несколько работ Константа Пермеке. Кроме того, Ван Бюрен участвовал в создании специальных лабораторий (для исследования живописного слоя и проведения экспертиз) в бельгийских музеях, и приобретении для них рентгеновского оборудования.  Вторая мировая война вынудила  ван   Бюренов  покинуть  Европу, спасаясь от нацистов. Как еврей, Дэвид был  в списке разыскиваемых оккупантами. Пара вылетела в Нью-Йорк  9 июня  1940 года, оставляя в Брюсселе  дом и коллекцию на попечение служанки Мари и шофера Виктора, спрятавшего полотна на  своем чердаке. В США  ван   Бюрен преподавал профессиональную этику в области финансов в американских университетах и оказывал  финансовую поддержку многим учреждениям, помогающим евреям в Европе. Алиса стала вице-президентом бельгийского  отделения Христианской ассоциации молодых женщин. Она встречалась с Элеонор Рузвельт, женой президента Франклина Делано Рузвельта,  Марией Рокфеллер, с Роем Диснеем, братом Уолта, знаменитого мультипликатора. В конце 1945 года семья  вернулась в Бельгию,  Дэвиду оставалось жить десять лет.   После смерти мужа Алиса, так же как он,  продолжает заниматься благотворительностью. Она поддерживает науку и медицину, оказывает финансовую помощь молодому государству  Израиль. Алиса ван Бюрен поддерживает тесные контакт с ключевыми фигурами в истории этой страны: посещает несколько раз Давида Бен-Гуриона, Шимон Перес и Голда Мейр передают ей благодарности за финансовую помощь. Но ее главной страстью  становиться сад, выступающий в удивительной гармонии с домом. Из Голландии, родины Дэвида доставили триста тисовых дерева, ливанский кедр, орех.  Алиса Ван Бюрен привлекает ландшафтного архитектора Рене Пеше, который в 1968 году создает для нее  так называемый сад «Сердце» ( как дань памяти ушедшего супруга)  и  лабиринт, украшенный скульптурами на сюжет «Песни песней»: они были помещены во внутреннюю его часть. Праздник, устроенный Алисой в честь открытия лабиринта посетил посол Израиля.  В 1973 году Алисы не стало, все свое имущество, дом и сад она завещала государству. 

David and Alice van Buuren Museum

41 Avenue Léo Errera 1180

 

 Brussels, Belgium, 

 +32 (0) 2343 4851 

 www.museumvanbuuren.com

 

 

 

,

 

 АЛИСА И ДЭВИД ВАН БЮРЕН В АМЕРИКЕ

АЛИСА ВАН БЮРЕН И БЕН ГУРИОН