Все записи
23:40  /  2.10.10

2965просмотров

ТОТАН КУЗЕМБАЕВ, (МЕЗОНИН, ОКТЯБРЬ,") (Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева. Год основания: 2002

+T -
Поделиться:

ЧЕЛОВЕК СТЕПЕЙ

 Тотан Кузембаев так сам себя называет. Его история смахивает на какую-то сказку. Родился в ауле Арысского  района  Чемкентской области. Пятнадцатилетний  казахский  школьник  собственными руками для своей семьи выстроил саманный дом, для  чего  за лето вылепил,  высушил и уложил  16 тысяч штук сырцовых кирпичей.  Когда после армии перед Тотаном встал вопрос,  кем быть,  он  вспомнил,  что в школе рисовал стенгазеты и портреты друзей, и решил стать художником. Сестра принесла справочник и сказала: выбирай! Нашел два института, где готовили художников - Суриковский и Строгановка. «Единственное, что меня остановило - там нужно было нарисовать натюрморт», вспоминает Кузембаев. «А я не знал, что это такое. Спросил у братьев и сестер:  никто не знал. Тогда понял, не поступлю, раз не знаю этой вещи. Решил искать институт, где натюрморт не требовался. И  вот  нашел МАрхИ».

На 4 курсе, а шел уже 1981-й год, весь Архитектурный  институт  гудел, все хотели участвовать в японских бумажных  конкурсах,  всем  хотелось славы. Тотану Кузембаеву тоже хотелось. Так в 1983 году совместно с сокурсниками, А.Ивановым и В.Аристовым за концептуальный проект «Бастион сопротивления» он получил первую премию журнала JapanArchitect. После защиты  диплома молодой специалист честно «оттрубил» по распределению положенные три года  в «Резинпроекте».    В 1986 –м   приятель, Игорь Пищукевич предложил Тотану поучаствовать в работе над проектом «нового города электроники и информатики» в Зеленограде.  Тогдашний первый секретарь горкома мечтал расширить вверенный его заботам  безликий подмосковный городок и превратить его в Силиконовую долину. Он заразил своим энтузиазмом молодых зодчих, которые без выходных и праздников проектировали центр, оборудованный дисплеями и телевизорами, где горожане будут получать и распространять информацию, башни с трибунами, где будут выступать ораторы от различных партий и т.п. Первые конструкции уже были заказаны на оборонном заводе в Ленинграде, но тут случились выборы, вместо  идеолога-мечтателя к власти пришел хозяйственник и сказал: ребята, денег нет.

Оставшись без работы, Кузембаев с друзьями предался чистому творчеству, живописи, скульптуре, инсталляциям, с которыми участвовал в промышленных выставках в Кельне и Ганновере. С И.Пищукевичем они выставляли свои картины даже  в Международном валютном  фонде в Нью-Йорке.

А потом судьба подарила Кузембаеву счастливую встречу с Александром Ежковым, меценатом и любителем современного искусства. По этому поводу Тотан любит цитировать Марка Твена: «Счастье ко всем в дверь стучится, но только иногда ты не бываешь дома!».  К интерьеру дома Ежкова на берегу Бухты Радости приложили руки все громкие имена отечественной бумажной архитектуры: Александр Бродский, Евгений Асс, Михаил Лобазов.  Кузембаеву  было  заказаны  два камина из гипса, а потом и лестница, уходящая в перспективу.  После этого Тотан спроектировал для Ежкова еще одну загородную усадьбу в дубовой роще. Дом получился в плане криволинейным, зато не один из столетних дубов не пострадал. Когда же бизнесмен приобрел 100 гектаров земли на берегу Клязьминского водохранилища, главным архитектором будущего курорта «Пирогово» был назначен именно Кузембаев.

Так в Пирогово Тотан, прочно вернувшись в архитектуру, буквально реабилитировал дерево  как главный в России строительный материал. Он открывал все новые и новые его возможности, демонстрируя безграничный полет фантазии,  придумывал новые крупные и всегда ясные формы: дом-скат, дом-парус, дом-эллинг, дом- дракон, дом-телескоп.  Изобретая их, архитектор старался не обращаться к историческим стилям, а скорее  «отключить память и сделать перезагрузку».

В 2006 году курорт Пирогово получил специальный приз престижной итальянской премии «Dedalo+Minosse», которая всегда присуждается архитектору и заказчику. Кузембаеву и Ежкову торжественно вручили его в Виченце, в театре Олимпико, построенном Андреа Палладио. Заметим, что одновременно с ними в тот вечер  приз получали Ричард Майер, Марио Бота и Заха Хадид. В 2008 году Аарон Бецки, куратор Международной архитектурной биеннале в Венеции, лично пригласил Тотана Кузембаева поучаствовать специальным внеконкурсным проектом.  В  Арсенал  наш архитектор привез казахскую юрту со старым автомобилем внутри. «Nomad», так  автор  назвал  свою инсталляцию: «Это как бы встреча двух степных кочевников: древнего и современного».

Растёт и шириться сегодня город Астана. Фостер, Курокава, Николетти с успехом в нем строят. «Кстати, а что это  мы не видим ваших объектов в новой столице Казахстана?», спрашиваю у Кузембаева. «Я тоже удивляюсь!», отвечает.  «Не приглашают».

Комментировать Всего 2 комментария

хорошо ты пишешь! гладко, грамотно и со скрытым приколом. Вот странное совпадение: неделю назад у меня был концерт в Театре Олимпико!

Cпасибо! Глянцевый позитив позволяет только скрытые приколы, ага. А Театре Олимпико всегда что-нибудь хорошее происходит, оказывается....Целую.