Все записи
23:04  /  27.11.10

777просмотров

ОБ АРХИТЕКТОРЕ БОРИСЕ ШАБУНИНЕ

+T -
Поделиться:

Говоря с архитектором Борисом Шабуниным,  все  больше  убеждаешься в  тщете  суеты вообще, московской поспешности в делах и бессмысленности снобизма в частности. У мудреца, постигшего законы  среды и пространства, все  это  вызывает лишь  недоумение.  Врожденная же интеллигентность не позволяет хлопотать о собственном продвижении: «Едва ли стал я лауреатом Государственной премии, если бы не коллега, Владимир Юдинцев. Ничего не сказав, он  подал документы в соответствующую организацию», рассказывает Шабунин. « Там понравился наш  жилой комплекс на улице  Хачатуряна».

Живя и работая в столице, он неоднократно наблюдал колебания отношения к архитектуре,  к самой   профессии  «архитектор». Выпуск его первого объекта, кинотеатра «Саяны» в  Новогиреево, тогда по сути  новаторского продолжения идей архитектурного авангарда,  пришелся  на 1979 год. «Между прочим, не всякому выдается счастье кинотеатр построить!» - гордиться Шабунин. Сверяя даты, убеждаешься, что тот год  совпадает со сроком окончания им МАрхИ.  Поступив на вечернее отделение после  техникума, молодой человек  уже работал в мастерской

N 12  Моспроекта-1, возглавляемой  В.В. Лебедевым. «Моспроект был тогда таким семипалубным океанским лайнером, где шла самостоятельная жизнь.  У нас в мастерской  работали  Евгений Асс, Александр Ларин, Александр Цивьян, Михаил  Хазанов, он, правда, чуть позже пришел, в общем, все хорошие архитекторы, с которыми можно было поговорить на одном языке, правда, договориться было  невозможно - у каждого  имелось собственное мнение», с удовольствием вспоминает Борис.  За семнадцать  лет службы  в мастерской  Шабунину  довелось  спроектировать и построить несколько жилых и общественных зданий преимущественно в  Калининском и Перовском районах Москвы. В  проектах  здания Аптеки на Пехотной  улице,  шестиэтажного  дома  на  Авиамоторной  ясно  выражено   пристрастие зодчего  к  конструктивизму:   «Люблю его  за простоту и честность, за отсутствие декоративизма. За обнаженный, чистый и ясный рационализм».

 

29 марта 1990 года стал днем ухода Шабунина  в самостоятельное плаванье. Он открыл свою мастерскую, где

 занялся планировкой и строительством кварталов, микрорайонов, жилых домов, собственно  тем же, чем и до этого привык заниматься,  в то время, как многие коллеги обратились  к  интерьеру.  «Этот жанр как-то шел мимо нас. Редко  удавалось сделать какую-нибудь скромную дачу на шести сотках, или дом на большей площади, а уж если в Прибалтике,  то  это  было отдельное событие». В активе «Мастерской архитектора Б.А. Шабунина»    преимущественно офисные здания.Проектбизнес центра «Базовый элемент»  в 2003 году  был отмечен премией "Золотое сечение". Не кичась арками, колоннами, панорамными остеклением, агрессией форм здание  плавно вписалось в изгиб и падение рельефа Рочдельской улицы. Прибавим сюда стоящую перед автором и достойно им решенную задачу освоения нестандартных габаритов  участка и включения здания  в весьма  пестрое по характеру  городское окружение. Пожалуй, не менее сложной  оказалась ситуация  на Сущевском валу, где Мастерской Шабунина предстояло проектировать высотное офисное здание. Постройка,  включая  в себя  два объема, расположенных под углом  друг к другу,  превратилось  в градостроительную  и  даже цветовую  доминанту района. Шабунин,  кроме всего прочего, учел природный фактор: «Солнечного света здесь практически не бывает, но поставленный торцом дом с фасадом в разных плоскостях позволяет ловить лучи солнца и передавать их на темную поверхность».

 

И все же не только общественным строительством занят сегодня советник РААСН и профессор МАрхИ. С частным заказчиком Б.А.Шабунину, как выяснилось, работать  куда  проще и интересней, чем с государственными  и девелоперскими структурами. Результатом подобных  контактов, наконец стала реализация  блестящих, на мой взгляд,  проектов несколько загородных домов    (об одном из них «Мезонин»  уже  писал в  июле-августе 2010, и планирует продолжить тему), замыслы которых целиком воплотились в жизнь.  Архитекторам, строящим  в  городе,  не часто удается похвастаться подобным  обстоятельством.