Все записи
11:34  /  29.07.09

1358просмотров

НОВЫЙ МУЗЕЙ АКРОПОЛЯ В АФИНАХ

+T -
Поделиться:

Две сотни лет тому назад  две  трети  «Панафинейского   шествия» свезли в Великобританию. Чтобы вернуть назад недостающую часть фриза   Парфенона   Греция  выложила 180 млн. долларов. Воз и ныне там, зато Афины получили  новое здание  Музея Акрополя, построенное звездой современной  архитектуры.

Экология в Афинах ужасающая. Город с трех сторон зажат горами, Гиметом, Парнитой и Пендели, и абсолютно не продувается.  Жарко и липко.  Созерцанию древностей  Акрополя  неизбежно сопутствует палящий зной, а  в  «Acropolismuseum»  к  процессу  прилагаются  тенёк  и холодок.

Старое здание музея, открывшееся в конце  XIXв.  чуть ли не наполовину вырубленное в священной скале, имело недостойное памятников первого ряда освещение, и тесные залы, не в состоянии принять большого числа посетителей. В 1975 году при  реконструкции Парфенона его скульптурный декор заменили копиями.  Подлинники посредством подъемного крана перенесли в музей Акрополя, подальше от вредных воздействий дождя и солнца. Сегодня драгоценные мраморы тем же манером водворены в новый дом. Улучшение условий их хранения напрашивалось давно. В данный момент  они  идеальны. 

Долгожданное открытие 20 июня предваряла череда  неудачных архитектурных конкурсов. Первый состоялся  в 1970 году. В четвертом  по  счету тендере  от 2000  года,  наконец,  появился победитель.  Им  стал  швейцарец  Бернард  Чуми  (в соавторстве с греком Михаэлем Фотиадисом). В проекте автор парижского  парка Ла Виллетт, вопреки ожиданиям многих, предложил  формы, лишенные традиционного для подобных  музеев,  классического антуража.

На фоне однообразных бетонных коробок квартала  Макраянни, трехэтажный объем  в  форме неправильной трапеции   смотрится  этакой  диковинной  птицей. Впрочем, европейскую столицу, где и метро - то пустили всего лет пять назад, изумит любой образец мало -  мальски современной архитектуры.  Не то,  что постройка  мировой звезды.  

Закладка фундамента у южного  склона  Акрополя  не обошлась без  сюрпризов. Начали копать и обнаружили остатки жилищ  древних афинян, по времени относящихся к эпохе эллинизма  и  Византии.  Пришлось  поднимать здание на бетонные опоры, снабженные шарнирами для смягчения возможной вибрации. Ведь Греция страна повышенной сейсмичности. Архитекторы не устояли перед соблазном превращения законсервированных раскопов  в  экспонаты  музея: выставленные на обозрение, их сверху может разглядывать любой, идущий по эспланаде. Эффекту включения  в  экспозицию  способствует пол из стекла, одного из четырех основных материалов, из которых сложено  здание. Три других: бетон (стены), мрамор (пол) и сталь (фасады). Главную роль автор отвел естественному освещению.  По мнению  Б. Чуми,  он  куда  нужней  скульптуре,  нежели  живописи и графике. Именно  ясным  днем  пентесилейский  мрамор  выглядит  в самом выгодном  свете. Отсутствие привычных  витрин и перегородок в музейных пространствах  делает  возможным   круговой   обход. Ничто не отвлекает зрителя, даже звуки. Бесчисленные отверстия, в регулярном порядке проделанные в бетонных стенах,  поглощают шум.

Экспозиция логична и проста, цоколь отдан мелкой ритуальной пластике, найденной на Акрополе, и знаменитой красно  и чернофигурной вазописи. Тут  же  будут проходить временные выставки: об этом в музее  давно мечтали. На следующем уровне показывают архаических «куросов»  и «кор» с миндалевидными очами сфинкса, микенскую бронзу,  скульптурные  украшения  пропилей,  Эрехтейона, храма Ники Аптерос. Экспозицию вершит третий этаж, высшая эмоциональная точка, ради которой писался этот сценарий.   «Особость»  подчеркнута   даже    углом  смещения   по отношению  к другим уровням в 23 градуса.  Ориентация  объема  на  север, в отличии  от  направления  восток - запад  оси  основного здания,  и  размеры  29,9 х 19,2 м, то есть  100 греческих футов,  в точности  повторили  Парфенон. Благодаря  панорамному  остеклению сам  его  величественный силуэт постоянно пребывает перед глазами. В центре зала бетонная  целла,  гекатомпедон,    несет   на   себе   традиционный  для  дорического  храма  триглифо-метопный  фриз, изображающий гигантомахию,  кентавромахию и амазономахию.  Вернее то, что от всего этого  осталось.    

Появлением нового музея в Афинах мир отчасти обязан Великобритании. 26 сентября 1687 года во время очередной  венецианско-турецкой компании за владение Пелопоннесом адмирал Франческо  Морозини обстреливал  засевших  на Акрополе турок. Меткое попадание ядра вызвало взрыв Парфенона, который турки превратили  в  пороховой склад. Священный афинский холм становился романтической руиной. Фрагменты мраморных фризов  местные жители растаскивали на строительные нужды, а иностранные туристы на сувениры. Больше всех в этом деле преуспел лорд Элджин в 1802 году.  Афины, напомню, находились под властью Османской империи. Тогдашний  британский  посол  в Стамбуле, как видно, знал толк в изящности.  Он, было, инициировал научное описание и обмеры памятников Акрополя. Но, оглядевшись по сторонам,  заметил  полное безразличие турок, да и греков,  как к его предприятию, так и к самим памятникам античности. А, раз так, чего зря тратить время, имитируя научную заинтересованность к тому, что плохо лежит.  Одну из шести «кор» портика Эрехтейона,  две  трети  «Панафинейского   шествия»,   фриза  Парфенона с изображением праздника в честь богини Афины, пятьдесят шесть его метоп  и многое другое,  и  не без ведома турецкого султана,  были расторопно демонтировано,  упаковано и отправлено в Лондон. Британский музей на государственные деньги с радостью выкупил антики у «черного археолога» и пополнил ими свою коллекцию.

Лишь  добившись   собственной  независимости,  греки схватились за голову и начали тяжбу по возврату расхищенных ценностей. То разгораясь, то затухая,  спор  тянется  до сих пор. Возвращать что-либо английская сторона не намерена, мотивируя свой отказ отсутствием в Афинах подходящих условий содержания и экспонирования  археологических памятников.  До открытия  нового музея, на которое англичане не приехали,   этот аргумент стопроцентно работал. Теперь же с появлением пресловутых условий  - даже площадь нового музея 25 тысяч кв.м,  на 14 тысяч кв м  больше того, чем располагал  старый музея -  стала всем очевидна тщетность  многолетнего спора. Пока же недостающие  мраморные  детали  демонстративно заменены гипсовыми копиями. Пять  кор  Эрехтейона, стоящие в центре  экспозиции,  и  нарочно в приглушенном свете,  являют  собой  немой укор колыбели европейской цивилизации просвещенным странам.

Что:

Музей Акрополя в Афинах

Где:

15 Dionysiou Areopagitou, Athens 11742, Греция

www.theacropolismuseum.gr

Афины. Станция метро «Acropoli»