Все записи
11:42  /  29.07.09

293просмотра

ВЫСТАВКА КОЛЛЕКЦИИ МАГМА ПРОШЛА В ЖЕНЕВЕ ЭТИМ ЛЕТОМ

+T -
Поделиться:

РОДИНУ  ЛУЧШЕ  ЛЮБИТЬ ИЗДАЛЕКА

«Выставка хорошая, только маленькая», - грустно констатировал  приехавший на вернисаж художник Юрий Купер.  

Библиотеке бывшего Дворца Лиги наций, ныне штаб-квартиры ООН  при всем желании  больше   сорока  полотен  не втиснуть.  Но именно эти стены для первого публичного показа    коллекции так называемого Музея искусства авангарда   (МАГМА  - The Museum of Avant-Garde Mastery)  избрал  его основатель Вячеслав  Моше  Кантор. Выставке дали название  «Отечество мое – в моей душе: Искусство без границ». Родину  вообще лучше  любить издалека. Женева для этого занятия  вполне  подходяще местечко.

Нынешний Председатель Президиума Российского еврейского конгресса, а также Президент Европейского еврейского конгресса успешно ведет бизнес, связанным с производством минеральных удобрений. Десять лет назад Вячеслав Владимирович  увлекся коллекционированием.  Сперва  собирал как-то бессистемно,  покупал  просто то, что нравиться.  Вскоре отсутствие системы стало тяготить кандидата технических  наук.   Решение ждать себя не заставило, пришло  быстро: заострить внимание на художниках еврейских корней, причем самых выдающихся. Вроде бы считается, что живопись, в отличии  от шахмат, физики и музыки, к числу «еврейских занятий» не принадлежит. И,  тем не менее,  евреи вполне преуспели и в живописи и в скульптуре. Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин, Хаим Липшиц, Марк Ротко, Роберт Фальк, Александр Тышлер, Илья Чашник, Соня Делоне (она же Сара Штерн), Наум Габо (он же Наум Певзнер).   Список знаковых имен можно  продолжать и продолжать, поднимая планку цены и художественного качества. И каждое  из  имен  станет их  счастливым сочетанием.  Так что перед неофитом открывались весьма широкие перспективы. Старт был взят бодро и решительно, приобретением на аукционе Christie,s полотна Шагала «Бела с букетом анемонов» 1926 года.  Марк Шагал, как не крути,  из художников с еврейскими корнями один из самых выдающихся. Что там  размениваться по мелочам?  С него Кантор уверенно и начал. Подойдя к созданию коллекции по деловому, бизнесмен с первых шагов  нацелился   на приобретение вещей исключительно фундаментальных, и стал суперактивным игроком мировых аукционных торгов.  Скажем, на Sotheby, sза полмиллиона евро им была куплена акварель Леона Бакста «Биотийский Нарцисс» 1911 года.  А вот  на торги «PhillipsdePury»  выставили эмаль 1982 года,  «Жук» Ильи Кабакова.  Под натуралистичным  изображением насекомого значились стихотворные строки:

«Я в траве нашел жука

Черный жук, блестящий,

Для коллекции моей  самый  подходящий,

Вырывается мой жук,

Прыгает, стрекочет.

Он в коллекцию мою

Попадать не хочет»

Несмотря на сопротивление, «Жук» за рекордные  пять миллионов долларов в коллекцию попал, правда,  имя его нового хозяина  отчего-то  долго  держалось в тайне. Теперь его будет знать любой ребенок.  

Сегодня в коллекции Кантора  свыше трех сотен первоклассных работ музейного уровня.  В ней  не  только так называемая Парижская школа, Сутин, Шагал,  Модильяни и пр, но и художники-нонконформисты, представители  «второго авангарда», Давид Штеренберг, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Гриша Брускин, Эдуард Штейнберг. 

Что же у них спрашивается общего, еврейского? Коллекционер отвечает на вопрос вопросом: «А что общего у всех евреев? Может быть нос?», и добавляет уже  серьезно: «Понимание трагизма, который заставляет обостренно радоваться каждому мгновению,  но на дне этой радости всегда есть осадок вечной скорби».

Коллекция вышла без сомнения первоклассной,  и все же, все же…заметив на лице  Эрика Булатова некоторую растерянность и застенчивую улыбку Пивоварова, и его, украшающее экспозицию  полотно «Пятый этаж»  точно  «пятый пункт», навязчивая мысль о котором не покидает.  Прежде, кто помнит, приходилось скрывать происхождение, спешно меняя фамилию перед поступлением в ВУЗ или еще куда-то, куда обычно не брали ни кульмана, ни ватмана. Тут вышло  все наоборот. Даже если ты, предположим, даже выдающийся художник, не важно,  живой или мертвый,  лишь  предъявив стопроцентные доказательства соответствующего происхождения сможешь. войти  со своими полотнами  в эту  коллекцию, как в закрытый клуб.  Нет доказательств? Забирай картины, шагай себе мимо.  Скорее всего,  коллекционеру в этом помогает штат специалистов исследователей данного генетического вопроса.

Правда,  теперь  Вячеслав Кантор пытается несколько изменить  концепцию. И  все больше  толкует о толерантности. Он также охвачен идеей  напомнить  миру о том, что все эти художники, помимо национальности, выходцы из России (правда с этим несколько буксует Модильяни…)  Никто,  по мнению коллекционера не догадывается, что например Певзнер, автор скульптуры, украшающей мост в центре Женевы, родился в России. Это конечно обидно Кантору, нынешнему жителю элитного поселка Колони, что под Женевой. Так пусть же  в ООН,  в  самом сердце свободы и толерантности, политики и дипломаты первыми увидят  творения уроженцев Витебска, Винницы, Друскининкая, Лиозно, Гродно, Двинска, Градижска, Житомира, Климовичей, Смиловичей, Починка и прочих заглушных  селений  Рроссийской империи. И весть разнесут по свету.