Все записи
17:29  /  15.12.14

1832просмотра

«НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА»

+T -
Поделиться:

 

«НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА»

В  2016  году  будет отмечаться  юбилей, 125 лет со дня рождения М.А. Булгакова. Два  года  назад  состоялся  конкурс на  концепцию  развития  Музея писателя в Москве. Следим за развитием событий.

Константин Паустовский в воспоминаниях  писал: «Булгаков поселился на Садово - Триумфальной  в темной и огромной, как скетинг - ринг, коммунальной квартире». Первый  адрес  приехавшего осенью 1921-го из Киева писателя  с   женой,  Б.Садовая, дом 10, квартира 50,  стал  первым и единственным мемориальным музеем Булгакова в Москве. Сюда, в «нехорошую квартиру» на шестом этаже  Булгаков вселил Воланда со свитой, вымышленным номером  дома  «302 – бис»  подчеркнув нереальность творящегося  в  романе «Мастер и Маргарита». До революции дом был доходным, принадлежащим купцу  караиму, Илье Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».  Соседка литератора  по коммуналке Аннушка Горячева стала прототипом той самой Аннушки, пролившей масло, и погубившей Берлиоза. Бывшее общежитие Высших женских курсов,  квартиру рабочей коммуны  с коридорной системой, семь комнат без ванной плюс кухня, населяло двадцать жильцов,  пекарь   Епишин,  наборщик  Радимцев, краскотер Болтырев, начальник милиции с женой,  довольно веселой дамочкой.  Покоя не было ни днем, ни ночью. Многочисленные соседи варили самогон, пели, ругались и  вечно  дрались между собой. Отопление отсутствовало, водоснабжение было нестабильным. Булгаков, не любя  своего пристанища, где прожил  до  августа  1924  года, находя его кошмарным, прославил. Начиная с 1980 – х  появляются главные литературоведческие труды о писателе.   Нескончаемый поток  поклонников  не столько Булгакова, сколько его знаменитого произведения  шел  к этой  квартире, по пути  оставляя  на стенах подъезда надписи,  цитаты,  стихи собственного сочинения. Творческие энтузиасты  еще до официального открытия здесь музея  в  2007 году  вели просветительскую деятельность, устраивая спектакли, литературные вечера, концерты и выставки.   По  сути это уникальная ситуация, когда  музей  появляется  не  в  результате государственного предписания, а снизу, от народной любви.  В  этом  заключалась  главная прелесть создания Музея Булгакова.  Экспозиция строилась на основе мемориальных вещей, подаренных племянницами писателя Е.А.Земской и В.М.Светлаевой, и  мебели, некогда  находившейся в квартире Булгакова в Нащокинском переулке. Новый музей, где на площади 250 кв м помимо экспозиции располагаются дирекция, хранилище и архив,  нуждался как в расширении, так и в развитии, конкурс  на концепцию  которого  город  объявил  летом 2012 г.  По мнению специалистов, в том числе эксперта  Натальи Копелянской,  «Музей литературы по сравнению с другими  музеями должен быть особенно хорошо срежиссирован.  Мысль  должна  быть  ослепительно  яркой и четкой».  В октябре председатель жюри Г.Ревзин объявил  проект победителя,  студии итальянского архитектора Габриеле Филиппини предложившая идею объединения в смысловое пространство и «Нехорошую квартиру» и территорию вокруг Патриарших прудов, знаковое место булгаковской  Москвы.  Весной 2013 года в Музее назначен новый директор, историк  Петр Мансилья-Круз, который занялся  адаптацией этой  концепцией к реальности, преимущественно  решая  квартирный  вопрос, как известно,  испортивший  москвичей.  Чтобы увеличить музейные площади за счет чердака, необходимо на то получить согласие жильцов  всего дома. Недавно одну  из  комнат театральный художник А.Трегубов отделил от мемориального, очень настроенческого и атмосферного пространства и превратил его в трансформер, позволяющий проводить по  выставке в месяц.   Музей  начал  «выходить в город» с программой «Булгаков вслух».  В сентябре  на  Патриарших прудах появилась  пантонная  сцена, где прошел концерт классической музыки, как дань известному  меломану Булгакову. 

Петр Мансилья-Круз: Задача, стоящая перед  квартирой N  50  разносторонняя.  Музей  должен   рассказывать  как  о жизни  писателя, так  и  о  том литературном мире, им созданном.