Все записи
19:17  /  28.12.09

653просмотра

Простые и непростые истории.

+T -
Поделиться:

Андрей Геласимов. Дом на Озёрной.

Неожиданно извилист творческий путь Андрея Геласимова. Новый роман настолько не похож на предыдущий («Степные боги»), что, казалось бы, так просто не бывает. Если бы не злободневные реалии, вставленные в сюжет, то я бы заподозрил, что роман основательно полежал в долгом авторском ящике, а сам автор за это время успел основательно видоизмениться.

Однако ж объективно роман не разочаровывает. Это 100% годный к экранизации суматошный балаган – нелепые, небезопасные, смешные и драматические приключения большого семейства. Стремительность развития событий заставляет съесть книжку целиком в полтора присеста, и ни злоба дня, ни почти комиксная мелковатость персонажей – ничего читателя не обижает. Главное, не расстраиваться от несбывшихся надежд на очередное могуче-эпохальное повествование, а провести время с банальным бытовым интересом.

 

Священник Михаил Шполянский. Мой анабасис.

И впрямь - простые непридуманные истории из биографии. Никаких особенных катавасий в биографии автора не случалось (за исключением того, что он пришел в Церковь во вполне взрослом возрасте и из кораблестроителя превратился в священника), сильно увлекательных приключений не происходило (кроме того, что он стал главой семейного детского дома), но книжка написана человеком с очень позитивным взглядом на жизнь – как духовную, так и практическую. Можно немножко поучиться. И даже местами позавидовать.

 

Израиль Меттер.

Прочитав и оценив «Пятый угол», я порылся в букинистических развалах и извлек оттуда сборник давних повестей (и киноповестей) того же автора. Помните фильмы «Ко мне, Мухтар!» и «Врача вызывали?» – это Меттер сочинил. Удивительно несовременно это все написано! И удивление мое в данном случае отрадно. Я бы назвал эту прозу антонимом неприятного слова «чернуха» – «светлухой». Изощренный сноб отворотит нос от этого якобы наивного и простоватого позитива, а вот мой нос с удовольствием учуял светлый и чистый запах натуральной доброты, не испорченной изощренными интеллектуальными выкрутасами и извращенной моралью. Не важно, что ни таких людей (в больших количествах), ни такой страны (даже в количестве 1 шт.), никогда не было – все это придумано «от желаемого» (ну, и немножко «от требуемого»). Тем не менее, очень иногда освежает такая литература. В строго отмеренных порциях, конечно, а то ведь переберешь – так ведь после ни в интеренет не залезешь, ни на улицу не выйдешь!..

 

Лилианна Лунгина. Подстрочник.

Что тут сказать – все уже сказано про эту замечательную книжку, и лезть со своей ложкой меда мне уж поздно – меда набралась не одна бочка, так что чего уж там…

Одно могу добавить, удивившее меня. Когда я смотрел фильм Дормана (а я посмотрел не укороченную тививерсию, а все пятнадцать серий), я думал: вот ведь как удивительно эта женщина говорит – словно читает свои уже записанные и отредактированные мемуары. Настолько ее речь не по-разговорному богата, выразительна и литературна.

А стал книгу читать, и подумал: как же живо это все написано, за каждой прочитанной фразой слышна абсолютно живая, буквально прямая речь – словно сидит перед тобой человек и рассказывает тебе свою жизнь. Поскольку я книжку стал читать сразу после фильма, то прекрасно помню: там целыми страницами текст чуть ли ни слово в слово – оригинальный, нетронутый. Спасибо тем, кто с такой правильной деликатностью подошел к редактуре!

Феноменально, в общем. Уж и не знаю, умеет ли кто так нынче рассказывать.

Комментировать Всего 8 комментариев

Блестяще написано, Стас - в большой литкритике Вас не хватает. Вам бы в журналы писать. Впрочем, тогда, наверное, пропадет очарование необязателного и вальяжного рассуждения. Спасибо!

Спасибо, Максим! Польщен.

В журналы-то я, бывает, пишу, да только не про книжки. А в смысле литкритики Вы совершенно правы – необязательность в сочетании с вальяжностью там не всегда считаются достоинствами, а писать в "формате" – скучно.

Это понятно: продукт становится привлекательным, когда создается от избытка сил и наличия независимости. И этого в Ваших текстах - с избытком. Но если продукт создается от избытка сил и независимости - ни журнал, ни галерея уже ни при чем. Замкнутый круг.  

Даже и не знаю: "увы" или не "увы", что это именно так. Последние годы только тем и занимаюсь, что стараюсь не зависить.

Стас, спасибо огромное за прекрасные рецензии. Благодаря вам я открыл для себя "Подстрочник" и Лунгину. Телевизор я не смотрю, тем более российский, и поэтому про фильм этот ничего не знал. Впечатление он на меня произвел черезвычайное. Теперь в первую очередь хочу прочитать даже не саму книгу, а все переводы Лунгиной. Пока, кажется, читал только "Карлсона" :-(. Еще раз спасибо.

Юрий, я рад, что благодаря моему публично высказанному скромному мнению людям пригождаются правильные вещи.

И спасибо, что говорите об этом: feedback - штука стимулирующая.

Вы, кстати, 15-серийный фильм смотрели или телевизионный экстракт? Если экстракт, то добудьте непременно себе полную версию, Не пожалеете.

Я добыл полную версию и не пожалел. Удивительно увидеть воочию гениальный жизненный эталон. Бывает год, когда виноградник родит изумительное вино. Такое вино обязательно надо попробовать чтобы понять суть вина. Её жизнь - такое вино.