Все записи
19:21  /  25.07.16

994просмотра

ВременнАя петля Нестерова.

+T -
Поделиться:

Олег Нестеров. Небесный Стокгольм. Рипол Классик, 2016.

Очень нетипические ощущения испытываешь в процессе чтения этой книжки – словно самолично попал в советские 60-е. И не потому, что книжка – об этом времени, а потому, что она написана так, будто она написана вот прямо в эти 60-е (в крайнем случае – в начале 70-х) автором, который, скорее всего, к моменту издания книжки в издательстве, к примеру, “Посев” (или YMCA) уже покинул СССР и обосновался в каком-нибудь Мюнхене или том же Стокгольме. Такую книжку тогда могла написать, к примеру, смесь Гладилина, Максимова и, может быть, Синявского с ранним Аксеновым. Мне не ясно, была ли такая цель у автора, но этим стойким ощущением книга феноменальна – я вот прямо почувствовал, как мне ее на ночь дали почитать, напечатанную на полупапиросной бумажке, в мягкой обложке, с газеткой от греха поверх. Да, собственно, отчего бы этот в хорошем смысле фокус и не проделать с читателем – особенно с тем, кто в этом (или чуть более близком) прошлом жил и на подобные книги щедро тратил свои ночи?.. Или как раз не особенно с этим?..

В книге спорят, любят, сомневаются, вдохновляются, разочаровываются и работают несколько друзей, причем трое главных героев работают в КГБ (нет, не на пыточных должностях, а на гораздо более любопытных). В книге московский духовно-интеллектуально-тусовочный микромир соотносится с жизнью большой страны, с ее обнадеживающими оттепельными культурно-социально-экономическими перспективами. Перспективы эти герои обстоятельно подвергают то восторженному, то критическому анализу – и для не читавшего книжек издательства “Посев” этот анализ позволяет немножко разобраться в том, чем, как говорится, дышала тогда интеллигенция (и те, кто вокруг нее) и как жила страна (ну, хорошо, не страна, а Москва). Для читавшего же тогда книжки по ночам таких философий и могло бы быть поменьше, но читавшие эти большинства теперь не составляют, к тому ж баланс, так сказать, общественно-политического нарратива и нарратива литературно-психологического – все-таки соблюден. А за дисбалансом можно обратиться к аксеновогладилинским истокам – давно, многократно и легально переизданным. Пока их по новой не запретили.