Все записи
22:42  /  29.09.17

1311просмотров

Кнопочки на экранчике.

+T -
Поделиться:

Дмитрий Глуховский. Текст. АСТ, 2017.

Убедительно сочиненные Глуховским приключения постапокалиптических жителей подземной Москвы (то ли в двух, то ли в трех книгах) были хороши – правда, потом на их почве вырастили развесистые клюквы сиквелов, написанных командами негров, и читать метроэпопею стало категорически невозможно при отсутствии желания погрузиться в третьесортную ерунду до полного незадумывания. Но тут вдруг писатель Глуховский пишет роман не про блуждания в тоннелях, а из современной нам с вами жизни. И сооружает совершенно уникальную конструкцию. Литература-то – она вся, как правило, про такие человеческие взаимоотношения, что замени там такси на извозчика, email на глиняную табличку, ипотечную квартиру в Южном Бутово на съемный угол на Петроградке – суть конфликтов не изменится, и сущность драм не деформируется. Старуху-процентщицу можно замочить и при помощи “люгера” с глушителем, медный всадник в состоянии погнаться за Евгением, удирающем от него на “мерседесе”, и Маргарита в состоянии летать над страшным домом “Патриарх”, пока Бегемот тусует в гастрокластере на Бронной. А Глуховский всё поломал. Его сюжет плотно приклеен именно к сегодняшней реальности – точнее, виртуальности: случайно заимствованная горе-героем параллельно-искусственная жизнь происходит в айфоне – и происходит полностью органично, как, собственно, она и происходит у нас с вами, тыцкающих в кнопочки (которых, кстати, тоже нет – они виртуальные, на экране), дабы донести свои так называемые месседжи до адресатов, клацающих на лайки и блямкающих красными сердечками. Такой способ замены одной личности на другую никакому булгаководостоевскому привидеться не мог, а ведь новая трагическая парадигма ничуть не хуже – просто для нее цивилизация соорудила принципиально иную платформу, а писатель, на этой платформе живущий, сочинил радикально новый сюжет. Нет, конечно, достижения цивилизации и до него эксплуатировали, но, насколько я, не сильно начитанный, могу судить, до сих пор эти достижения работали несколько вспомогательно. А у Глуховского – работают смыслообразовательно.