Все записи
19:40  /  24.10.18

574просмотра

Надо понимать

+T -
Поделиться:

Алла Хемлин. Заморок. Corpus, 2018.

Алла Хемлин, которая, как выяснилось, писала романы вместе с покойной своей сестрой Маргаритой, но их почему-то не подписывала, написала роман без сестры, но совершенно в том же духе: ситуация культурно-речевого то ли сдвига/сбоя, то ли, наоборот, симбиоза, принципиальное невыныривание автора из мутного мира своего героя (как правило, трагического, но неприятного), полное отсутствие отстранения и оценки – все оно осталось и в этой истории. Которая традиционно написана от первого лица и начинается в Чернигове во время Холокоста и заканчивается там же в начале 1960-х: еврейская девушка чудом выживает во младенчестве, живет простой туповатой жизнью, переняв правила нееврейской среды, влюбляется, пытается рассуждать и мечтать, и все это у нее получается диковато, неинтересно (хоть и понятно – почему), но интересно для стороннего наблюдателя – потому что ее примитивность и даже патологичность зафиксированы фантастически стильно (хоть этот эпитет не должно применять к серьезным драмам, но я его оставлю). 

К чему это приводит и почему – писать не буду. К чему – не буду, чтоб не спойлерить (прочтите, развязка вас удивит), а почему – не буду, потому что тогда станет ясно, к чему это приводит.

 

«Надо понимать», – как любила повторять героиня Аллы Хемлин. На самом деле смутно чувствуя, но не понимая почти ничего. Собственно, от хорошего читателя, как мне кажется, примерно то же самое и требуется. А от хорошего писателя – требуется создать для этого непонимания хорошую платформу.