Все записи
20:47  /  18.02.19

373просмотра

Сад не отняли, под поезд не кидались.

+T -
Поделиться:

Лара Вапняр. Пока еще здесь. Corpus, 2018.

...Ну, вот возьмем, к примеру, роман про совершенно, максимально, радикально обычных людей – причем, в отличие от героев «Анны Карениной», «Евгения Онегина» или там «Вишневого сада» (которые тоже, надо заметить, не были какими-то супервыдающимися – герои, не произведения), с ними даже ничего особенного и не происходит: под поезд они не бросаются, на дуэли они не стреляются, поместье их не разоряется – просто они переехали в Америку и там пытаются жить, и получается оно у них по-разному: и в адаптационном, и в сексуальном, и в финансовом смысле...

Интересно про это читать?

А вот не знаю.

В советское время был такой жанр: «ничегоособонепроисходящее, описанное с подробностями, но не подсознательными, потому не путать с Прустом» (сейчас в похожем жанре регулярно грешат, кстати, американские писатели) – хорошие романы этого типа отлично читались – что из городской жизни (Трифонов), что из деревенской (отчасти Абрамов) – причем читались отлично даже романы так называемого «второго ряда», авторов которых с трудом могут вспомнить лишь специалисты. Это безконцептуальное бытописание – а, точнее, быточитание – сродни медитативно-отстраненному наблюдению за полуинтересными соседями: вроде, ничего у тех не происходит, но не наблюдать за ними невозможно.

Или возможно не наблюдать – тут все зависит не от литературных пристрастий читателя, а, скорее, от его темперамента и любопытства, направленного не столько на художественную сторону, а на интерес к чужой жизни в довольно простых ее проявлениях, без авторской оценки (или с оценкой неэмпатичной). Или даже не от цельного и неменяющегося читателя (которого не бывает), а от сегодняшнего его настроения.