Все записи
23:20  /  19.04.10

2071просмотр

Прекрасный сюрреализм, непознавательное фриковедение и уркомемуары.

+T -
Поделиться:

Сильный, крайне убедительный и красивый сюрреализм получился на этот раз у г-на Сорокина. Убедительный не в смысле правомочности и уместности метода, а в прямом человеческом смысле: всему, о чем рассказано в этой книжке, веришь сразу и безоговорочно. Самой отдаленной частью ума понимая, что быть-то такого не может! Но ведь в конце концов и Онегина, и Раскольникова, и Безухова в реальной жизни не существовало (я не то чтобы сравниваю – просто они первыми на ум пришли). И очень мне понравилось, что на сей раз г-н Сорокин обошелся без немилых моему тонкому устройству копрофагии, каннибализма и иных физиологичных неприятностей. И – что еще милее – без остро-социально-политического памфлетизма! И еще хорошо, что без абсурда (в литературном смысле этого слова) – хотя, конечно, литабсурд супротив поедания говна – это легкие детские шалости. Лично для меня – это одна из лучших книжек Сорокина, и бесспорно вообще одна из лучших книжек этого года.

 

 

Герои Эрленда Лу в большей или меньшей степени – всегда фрики. Или хронические и непоправимые, или же слегка прифрикованные, но так или иначе налет дураковатости, эксцентричности, асоциальности, эмоциональной нестабильности и иные патологические налеты покрывают его героев. Кого тонким, а кого и толстым слоем. Вот и на сей раз без этого слоя не обошлось. Но то ли надоело это мне, то ли надоело это Эрленду Лу, но героям этого романа что-то совсем неохота сопереживать. Право слово, просто дураки какие-то…

 

 

Невероятно любопытная и страшноватая мемуарная лагерная проза. Удивительная тем, что написана она не политзаключенным, а уголовником. Но уголовником, понятное дело, не обычным, а из «интеллигентов». Оставшись полусиротой после смерти отца, советского военного, умершего от инфаркта в ожидании ареста, почти мальчиком и почти случайно Демин (который на самом деле Трифонов и, между прочим, двоюродный брат писателя Юрия Трифонова) впервые попадает в лагерь. Ну, а дальше – читайте сами. Чего тут пересказывать – описанный изнутри блатной мир – это, может, и не самое полезное, но интересное чтение. Факт, продолжающий крайне нестандартную биографию автора: все это было написано во Франции, куда Михаил Демин/Георгий Трифонов убежал в 1968 году.

И оказывается, это только начало трилогии. Отыскиваю две прочие части. Отыскал, пытаюсь перевести в читабельный на айпэде формат.

Дилогия «Перекрестки судеб» (обложек не обнаружено, но в начале 90-х в России, вроде бы, издавались. Впрочем, книжки можно найти не в букинистических магазинах, а в изобильной сети).

Две повести: «…И пять бутылок водки». «Тайны сибирских алмазов». Вот это как раз читать не обязательно, это я на волне интереса к удивительному Демину проглотил, не поперхнувшись, но вам того не желаю. Когда про «взаправдашенее» – он мог писать хорошо, а вот когда сочинял – нет, фигня какая-то. Смесь пошловатой стилистики тех самых рОманов, которые тискали на зоне, и кондового советского детектива.

О Демине – вот здесь подробности.