Второй и третий романы из серии про непоседливую английскую девочку, любительницу химии и детектива поневоле (точнее, по воле автора). Начало 50-х, британская провинция, в провинции – потихоньку разоряющееся поместье, где живет типичный британский папа-сухарь-аристократ-филателист с тремя относительно несносными дочками (одна из них – и есть главная героиня), а вокруг периодически происходят всякие кровавые, но, в общем-то, довольно забавные (несмотря на наличие трупов) ужасы. Забавные, потому что Брэдли сочиняет не типичные для жанра кошмары с интригой, а ловко скрашивает их хорошим английским юмором (а переводчик его ловко переводит на русский) – ну, примерно как если бы Джерома приделать к Дойлю и добавить толику Троллопа (кстати, упоминаемого в одной из книжек) с примесью Джейн Остин и Мэри Шелли. Выходит и элегантно, и забавно, и увлекательно, и трогательно, и душевно. 

Не знаю, как это получается у достаточно немолодого канадского мужчины – влезть в шкурку одиннадцатилетней английской девочки (пусть не по годам саркастично-ироничной и не по годам глубоко – хоть и узко – образованной) и оттуда, из этой шкурки, убедительно рассказывать остроумные истории... Одиннадцатилетним девочкам я бы эти книжки не посоветовал, но дети чуть постарше могут получить удовольствие. Если не боятся крови и ценят юмор. 

А уж взрослые – точно насладятся.

И, кстати, Брэдли грозится написать еще три романа.

 

А в этой книжке нет не только шуток – в ней вообще нет ничего элегантного, забавного или трогательного. Есть противостояние маленькой личности и злого, некрасивого, подлого мира. Точнее, мирка американской мужской католической школы. Взрослый гад-учитель с садистским удовольствием делает из школьников гадов – всего лишь заставляя их продавать благотворительные конфетки. И дети оказываются в результате чуть ли не большими подонками, чем он сам. Практически все – кто-то по причине своей слабости, кто-то по причине безразличия, а кто-то – по причине своей вполне уже сформировавшейся подлости. Все, кроме одного совершенно негероического мальчика.

Книга – недобрая, жестокая. В начале семидесятых, когда она была написана, вокруг было много споров – стоит ли детям ее вообще читать. Пожалуй, стоит. Особенно детям, которые учатся в благополучных интеллигентских заведениях. В жизни с такими жуткими пакостями им, пожалуй, сталкиваться не обязательно – кто ж своему ребенку такого пожелает... Но не знать, что пакости бывают – это ж тоже не выход...