На днях случилось ужасное: я дочитал последнюю книжку из девятироманной серии норвежского писателя Ю Несбё про сыщика Харри Холе. Ничего более занимательного, сложнозакрученного и слабопредсказуемого по сюжету, легкочитаемого и при этом добротного по стилю в 2012 литгоду не попадалось, да и на литгоризонте соперников не видно. Чем теперь себя отвлекать-развлекать – не знаю. Прочитанное в промежутках криминальное чтиво (из разряда серийных) не показалось достаточно конкурентоспособным и не особо провоцируют на дотошное исследование всех приключений полностью.

Попробую попунктно сформулировать, чем уж так хорош этот Несбё. Точнее, его романы.

1. Герой (который Холе). Вызывающий эмпатию. Сложный, не комиксный, с кучей странностей, бзиков, недостатков, фобий, то завязывающий, то развязывающий алкоголик с неудачной и запутанной личной жизнью и волнообразной карьерой, ненавидимый одними коллегами и обожаемый другими... То есть, вполне себе представимый живой человек, а не персонаж.

2. Хорошая связка жанров: это не только детективы, это еще и триллеры, да с элементами боевика – то есть, в каждой книге не только имеется логическая и полумистическая загадка, но и некий “action”, добавляющий адреналина читателю.

3. Хитрый сюжет. Мало того, что изощренный изобретатель Несбё сочиняет какие-то немыслимые по запутанности завязки, так ведь еще и в процессе распутывания наивный читатель начинает думать, что угадал, кто виноват – ан нет, мимо! И так порой не по одному разу! 

4. Бытовая убедительность. В романах куча мелких характерных примет и деталек, герои отвлекаются на взаимные интриги, решение проблем, дружбу и секс – то есть нет там несгибаемой сюжетной линии, которая тупо ведет к развязке, но линия эта извилиста, оттого натуральна, вызывает читательское доверие, не ослабляя его интереса.

5. Психопатологическая зловещесть (почти во всех романах) – этот компонент автору чудом удалось сделать симбиотическим пункту 4 – то есть, при том, что окружающая среда нормальна и неудивительна, где-то в ее глубинах происходят совершенно ужасающие вещи. Это бодрит.

6. Композиция. Автор совершенно кинематографически играет с читателем, ловко монтируя эпизоды – если когда-нибудь по этим романам будут снимать сериалы, есть на чем заканчивать серии, оставляя зрителя в состоянии недоуменной заинтересованности и лихорадочного нетерпения. 

В нетерпении и я: когда ж, ну когда ж еще один роман напишет Несбё?..

 

 P.S. Мрачные, трагические и захватывающие приключения Харри Холе в хронологическом порядке:

"Полет летучей мыши" (или “Нетопырь”)

"Тараканы"

"Красношейка"

"Богиня мести" (или “Немезида”)

"Пентаграмма"

"Спаситель"

"Снеговик"

"Леопард"

"Призрак"