Все записи
22:16  /  15.11.13

3496просмотров

Три неудивительные книги.

+T -
Поделиться:

Владимир Сорокин. Теллурия. Corpus, 2013.

Ох, надо ж успеть обругать новый жданный супержеланный потенциальный мегабестселлер, пока еще он свеж! Опасаюсь, впрочем, что все сколько-нибудь востребованные критики и критиканы уже потоптались на "Теллурии" – но, обладая серьезным преимуществом (а именно, критическим непрофессионализмом), могу себе позволить отозваться о романе, так сказать, арьегардно. И даже обругивать не стану, вот как. Хотя некоторая доля разочарования... нет, не так: доля очарования оказалась для меня не очень достаточной. Антиутопичная фельетонность "Дня опричника", мистический фетишизм "Льда" и блестящая стилизация "Метели" – вот что обнаружилось среди ингредиентов. Конечно, автор никому не гарантировал удивления, но читатель-то его трепетно ждал!.. А получил, как это ни горько признать, самокомпиляцию: антуражную, сюжетную и стилистическую. Впрочем, насчет сюжета – это еще как посмотреть... Если посмотреть внимательно, то сюжета в романе не обнаружится. Или, скажем так, сюжета, требуемого жанром романа. И это спишем на инновационность. А вот отсутствие удивления новизной ни на что не спишешь. Нет, это я не ругаю, это я так расстраиваюсь.

Марианна Гончарова. Четвертый звонок. Азбука-Аттикус, 2013.

Блогоподобные рассказы из личной жизни. О провинциальной театральной жизни, о котиках, о небольших радостях и немаленьких заботах. Добрые, романтичные, неглубокие, вызывающие мгновенный (и мгновенно забываемый) душевный отклик, не требующие тщательного анализа. Вообще не стимулирующие читателя к размышлениям, рефлексиям и прочим интеллектуальным заморочкам. А стимулирующие читателя закопаться в плед, взять чашку чая и уютно пробежаться по верхам авторского житья-бытья. А что, иной раз именно оно и требуется – терапевтическое ничегонеделание. Поскольку в данном случае чтение – никоим образом не труд, то мы его за дело и считать не будем.

Сергей Соловьев. Адамов мост. Новый Гулливер, 2013.

А вот тут придется потрудиться, чтобы выкопать из слов смыслы. Кажется, это книга про Индию, но трэвелогом ее рука не поднимается обозначить. Потому что книга в большей степени про блуждания авторского интеллекта, а не про путешествия авторского тела. Недаром книга нынче в листе одной (не помню какой) премии за хитрый (читай: непонятный) язык. Нет, все слова там понятные, но обдумывать, почему автор их расставил в столь утомительном порядке, тяжеловато. Мой скудноватый разум отказывался найти не столько смыслы, спрятанные под словами, сколько причину, почему надо писать так туманно и многословно. Кажется, знатоки называют этот способ запутывания читателя "метареализмом". Но я не знаток, я обычный читатель. Я устал и запутался.

Комментировать Всего 2 комментария

Словом, "Теллурией" можно себя не занимать (а двумя другими и подавно).

Хочу поблагодарить за "Шпиона из Калькутты" - действительно, занимательное чтение. Изрядное удовольствие.

Эту реплику поддерживают: Стас Жицкий, Лариса Гладкова